Сеска Солса и Бятар
Послушай. Много лет прошло с тех пор, много воды утекло с тех пор. Утекшая вода вспять не течет, ушедшее время не возвращается. И никто не знает, когда это было.
Говорят, жил когда-то молодец по имени Бятар . Кроме старой матери, никого не было у него. Бятар кормил мать и себя, да так и жил. Пахота его длинной была, широко косила коса, пас он своих овец и коров – и так проходили день за днем в работе. А к ночи, чуть наступит темнота, он играл на пандыре, развлекая своей игрой себя и мать. Он сторонился коварства, подлости и мирно жил своим трудом. Если где понадобится, то мог он показать и искусство боя, но никогда в войне источника богатства не искал. За ум и мужество, за силу и добрые мысли его уважали люди.
В то время жил и человек по имени Сеска Солса . Он имел дружину и крепок был силой и мужеством. Поэтому люди его называли «Сеска Солса из кованой стали». И слава та о нем пошла потому, что он вместе со своими всадниками всегда воевал и совершал набеги. Бятар и Сеска Солса не знали друг друга. Сеска Солса всегда был победителем, любые преграды он преодолевал и, уверовав в свою силу, однажды спросил своего семиаршинного и всеведающего коня:
– Есть ли человек на свет сильнее меня, мужественнее меня?
Всеведающий и правду говорящий конь ответил ему:
– Давно тебя я знаю, Сеска Солса, немало исходили мы дорог и троп в этом мире. И силу, и мужество имеешь ты в достатке, но, не в обиду тебе сказать, есть на свете один молодец по имени Бятар. Не скажу, что у него больше, чем у тебя, силы и мужества, но не слабее он тебя.
Сеска Солса знал, что конь его никогда не говорил неправду. Крепко опечалился он, узнав о безвестном молодце, который, хотя и не превзошел его, Сеска Солсу, но и ни в чем не уступал. Ях закралась в его душу, гордыня обуяла его и он спросил коня:
– Старый подседельник, ноги волочащая скотина, откуда ты это знаешь?
Конь спокойно ответил:
– У того молодца есть знакомый мне маштачок. От него, хорошо знающего своего хозяина, я и узнал это.
– Не угождающий и словом, поехали тогда, вези меня к этому Бятару. Мы узнаем, таков ли он на самом деле, как ты говоришь.
Проделав путь за семь дней и ночей, доехали они до Бятара.
– Салам-алейкум. Принимаете гостей?
– Ва-алейкум салам. Приходи с миром. Не любящий гостя и богом нелюбим. Входи.
Много слышавший о Сеска Солсе, Бятар с почтением принял гостя. Когда поели и попили, хозяин и на пандыре сыграл, чтобы увеселить гостя . Наблюдая за благородным поведением Бятара, Сеска Солса пробыл у него три дня . Наконец, Солса поведал о цели своего приезда.
– Кто из нас сильней и мужественней? – спросил гость.
И так, и сяк спорили, спрашивали людей, и все отвечали по- разному: одни говорили, что превосходит Бятар, другие – Сеска Солса. Призадумавшись, молодцы, не знали, как разрешить спор. И тут старая мать Бятара, извинившись, посоветовала им:
– Есть под землей, на том свете, Элда – владыка [хозяин] мертвых, который охраняет их души. Он знает все, что происходит и в солнечном мире, и в подземном. Только у него вы сможете узнать, кто из вас сильней и мужественней.
Старуха научила, как добраться до Эла, в который никто из живых еще не входил. И отправились Сеска Солса на своем коне и Бятар на сроей лошадке по указанной дороге. Так доехали они до Терека, несущего, перекатывающего свои бурные воды . Только перейдя реку, могли они продолжать свой путь. Терек был в те времена многоводнее и быстрее, чем сейчас. Но от дождя он стал совсем черным и, ворочая камни, стремительно мчал их в потоке. Все, что попадало в его воды, подобно пуле, уносилось быстрой водой. Опасно было переходить его. Бятар сказал:
– Опасная эта вода, поищем лучше броду.
Но желавший показать свое мужество, Сеска Солса ответил:
– Перейдем, это совсем не опасно!
При этом он хлестнул своего коня ногайкой и направил в сторону разбушевавшейся реки. Хоть и ногайкой хлестнул, и крикнул так, что конь присел, все равно конь фыркал и метался, но не шел в воду. Увидя его смятение, Бятар потихоньку сдавил колени и направил в реку своего маштачка. Принюхался конь, присмотрелся и, выбрав брод, начал спокойно и уверенно прорезать воду. За ним пошел и конь Сеска Солсы. Но в середине реки, там, где она быстрее и глубже, стало вдруг уносить тяжелого коня Сеска Солсы бурным течением.
Обратился тогда Сеска Солса к Тереку с просьбой:
– Уменьши свои воды, я свой золотой пояс подарю тебе.
Сказав это, бросил он в воду золотой пояс, изготовленный умелыми мастерами. Доволен был Терек подарком. Поясом любуясь, играя с ним и купая в волнах, усмирился Терек, и приуменьшил свои воды.
Как рассказывают люди, с тех пор вода в Тереке поубавилась . И сегодня Терек многоводен, а каким же он был тогда? Перейдя реку, пошли они дальше. Перешли семь гор и семь морей. И, наконец, пришли они на край света. Земля совсем обрывалась здесь, и некуда было идти. Как и рассказывала старая мать Бятара, увидели они лестницу, уходящую вниз от края земли. Отпустив своих коней пастись, стали они спускаться вниз. Впереди шел Сеска Солса, жаждавший проявить свое мужество, за ним Бятар, не обладавший излишней гордостью [хвастовством].
Сколько ни идут – конца не видно, и нет ничего, кроме идущего снизу черного пара. Так, продвигаясь, они пришли к Элу . У медных ворот, ведущих в Эл, сидело девятиглазое, девятируконогое, клыкастое, страшное Ешап . Телом огромное, обросшее, как медведь, с длинными космами, облепленное вшами, оно непрестанно чесало себя когтями. Чтоб человек его не видел и чтоб во сне оно не приснилось! Когда они рассказали, зачем пришли сюда, то, рассмеявшись, Ешап сказало:
– До сего дня передо мной не появлялся живой человек, пожелавший войти сюда. В эти ворота не входил живой человек, он может войти лишь после своей смерти; вошедший же никогда не возвратится. Меня для этого и поставили на страже, и я исправно несу свою службу. Когда вы умрете, сможете свободно пройти сюда.
– Если ты нас не впустишь, я мечом разрублю тебя надвое, облика человеческого не имеющее Ешап, – сказав так, Сеска Солса вытащил меч.
Ударив в ладоши, передразнивая Сеска Солсу, рассмеялось Ешап. Не исполнить сказанное слово, не ударить оголенным мечом – большой стыд! Собрав всю имеющуюся силу, ударил он Ешап своим большим мечом. Раздался звон, будто меч ударился о твердый камень, издав «зоу» . Он переломился, не срезав на теле Ешап ни одного волоска. Видя в этом забаву, еще больше рассмеялось Ешап.
– Если бы я было столь слабым, меня сюда бы не посадили. Спасибо тебе, мой мальчик, ты убил на моем теле одно из насекомых, не дающих мне покоя.
Бятар подумал: «Хотя это и Ешап, но оно все-таки женоподобное», – и, повернувшись к нему, он сказал:
– Если бы ты разрешило войти нам, я бы принес тебе оттуда что-то хорошее.
Стало любезнее Ешап, но все же не пропускало. Заметив, что оно сомневается, Бятар продолжал:
– И вправду, впусти ты нас. Как обещали, мы принесем тебе что-то хорошее. Посмотришь на тебя, ты так приятна и привлекательна на вид. Не пристало ведь такому лицом и телом красивому созданию отвечать «нет».
Все и всегда говорили Ешап, что оно безобразно, как и было на самом деле. А ведь это было очень обидно, так как Ешап считало, что красивее его ничего не было на свете. Хитрые слова Бятара, как масло смягчает подошву ссохшегося чувяка, расслабили сердце Ешап. Обрадовавшись, оно вдруг сказало:
– Да живете вы долго и проходите.
Сказало и при этом слегка отодвинулось в сторону. Они быстро вошли в приоткрытые ворота. В своем внезапном мягкосердечии Ешап тут же раскаялось, но уже было поздно.
В Эле было темно и холодно . Всюду были души усопших, причитающих «ахий-вахий» . Души старых матерей плакали, вспоминая своих детей, оставшихся в солнечном мире. Души детей плакали, вспоминая своих отцов и матерей. Удивленные Бятар и Сеска Солса внимательно присматривались к этим душам. Одеты они были только в саван. Не похожи души на людей, живущих в солнечном мире. Большинство из них были души стариков и старух. Души молодых напоминали зачумленных людей, либо изувеченных и погибших воинов. Путники шли все дальше. К ним стали подходить души, проклинавшие Сеска Солсу. Все они были кто без рук, кто без ног, кто без головы, либо с изрубленными, изрешеченными телами, и все они не забыли ничего дурного, что он сделал им. Эти души угрожали ему расправой, после смерти, когда он спустится в подземный мир. А путники все шли и шли. Теперь к ним подходили другие души – тех, которым Бятар помог при их жизни и сделал добро. Все они благодарили его за это.
Посреди обители мертвых они увидели высокую башню, сложенную из человеческих костей. В ней сидел владыка подземного мира – Элда и творил справедливый суд над усопшими. Праведных он отправлял в рай, а грешных помещал в ад.
Увидя живых людей, очень удивился Элда.
– Что блуждаете вы в подземном мире, что привело вас сюда? Ведь никто не являлся ко мне по своей воле, и все готовы бежать отсюда!
– Мы не можем решить спор, кто из нас лучше. Ты только можешь ответить на этот вопрос.
Глубоко задумался владыка подземного мира и сказал:
– Обо всем, что происходит в солнечном мире, лучше меня никто не знает. Ведь бессмертных людей нет, после смерти все, содеянное человеком, предстает перед моим судом. Кто из вас лучше, сказать трудно, но я постараюсь ответить на это. Я расскажу вам кое-что, и каждый из вас скажет свое мнение.
В давние времена жили два друга. Все знали о них, как о верных и преданных друзьях. Один из них полюбил девушку, и девушка дала согласие связать с ним свою судьбу. Второй тоже полюбил эту девушку, не зная, что ее любит его друг, и послал к ней сватов, на что и получил согласие от родителей. Но первый не знал об этом и, как всегда, захотел провести с любимой девушкой сладкую беседу. Она поведала ему о своем горе и сказала, что готова бежать с ним. Когда этот юноша возвращался домой, он встретил в пустынном месте убийцу своего отца. Его кровник был слаб, голоден, умирал от жажды и был безоружен. Скажите, как бы вы поступили на месте этого юноши?
Сеска Солса сказал:
– Если спросить меня, то я на месте этого человека увел бы девушку, потому что он полюбил ее раньше другого. А с кровником поступил бы так, как должно . Каким бы ни был он, все-таки это мой кровник! Но не имей он оружия, я дал бы ему свое – лишнее.
Бятар же ответил:
– Не за сытным обедом время проводить, и не ради красного словца нужна дружба. В большом деле и в несчастье проявляется она. Два тяжких горя постигли юношу. Мне кажется, что я оставил бы девушку полюбившему ее товарищу, как бы это ни было трудно, но так именно должен поступить настоящий друг. Трудно пройти мимо кровного врага. И все-таки, встретив его в таком жалком виде, я отпустил бы его, поделившись своим хлебом-солью. Да и мало чести убивать беспомощного! Но в другое время я непременно бы взял свой долг крови . Тем более, что, будь он здоров, ему труднее расстаться с жизнью!
Выслушав оба ответа, Элда сказал:
– Ты не огорчайся, Сеска Солса. Если судить о мужестве по-твоему, то мужественнее тебя никого нет. По вашим ответам я понял, что слово «мужество» Бятар понимает вернее. Не из одной храбрости состоит оно и многое в себя вбирает. Рассудком определяется мужество.
Понял тогда Сеска Солса, что по мужеству он уступает Бятару.
– Теперь посмотрим, кто из вас сильнее, – сказал Элда.
Сказав это, поднял он над головой свой посох, который
держал в руке, размахнулся и наполовину вогнал в крепкий литой камень, лежавший перед ним. И сказал Элда:
– Кто вытащит посох из камня, тот и сильнее.
Тут Сеска Солса и подумал про себя: «Теперь хоть покажу свою силу, иначе будет позор!».
Много силы было в теле Сеска Солсы, и он был уверен в своей победе.
– Я вытащу этот посох, – сказал он.
А Бятар не спешил. Собрал Сеска Солса всю силу своего тела и потянул посох обеими руками. Он так сильно уперся ногами в камень, что превратил его в щебень. Истратив всю свою силу, Сеска Солса не вытащил посоха, и еле стоял на ногах от усталости.
Потом подошел Бятар. Он спокойно одной рукой вытащил посох из щебня и протянул владыке мертвых. Понял Элда, почему Бятар. не стал первым тянуть посох, и тут сказал:
– Сеска Солса, в твоем теле кроется большая сила, но, когда сила соединяется с умом, человек становится еще могущественнее. Батяр победил тебя в споре. Я не говорил до сих пор с живыми людьми солнечного мира, хотя и сужу души умерших по их земным поступкам. Так я рассудил и вас. Нужно ли вам еще что-нибудь от меня?
Бятар ответил:
– Спасибо тебе за твои речи. Мы не можем просить тебя о многом, но у нас есть к тебе еще одна просьба. Мы, красивые слова говоря Ешап, охраняющему вход в Эл, проникли сюда, обещая сделать ему подарок. Теперь же нам нужна твоя помощь. Кроме тебя, никто не поможет нам выйти отсюда!
– Легче этого ничего нет, – сказал владыка мертвых и подал Бятару гребень с толстыми зубьями, размером в два локтя. – Давно Ешап беспокоят вши, если вы подарите ему этот гребень, то большего добра и не сделаете!
Выразив Элде благодарность, они отправились в обратный путь. Увидело их Ешап и сразу же стало в воротах. Улыбаясь, спросило путников:
– Где обещанный вами подарок, мои детки? Не удастся вам теперь так легко выйти отсюда. Это во много раз трудней, чем войти сюда!
И тогда Бятар ответил:
– Спасибо тебе, что ты называешь нас своими детьми, а вот и наш подарок, – и он отдал ему гребень.
Схватив гребень, Ешап ожесточенно изо всех сил принялось чесать свои космы. От радости оно пришло в экстаз и захлебывалось от смеха, а вши, величиной с большой палец, падали на землю, стуча, будто камни: тох, тох .
Сказав про себя: «Упаси бог нас быть твоими детьми», – и выбежав за ворота, они отправились в путь. И вновь взбираясь по лестнице, ведущей из тьмы Эла, вышли в этот солнечный мир, и, сев на своих коней, повернули к дому.
Хотя Бятар и победил в споре, Сеска Солса, черной зависти в сердце не тая, заключил с ним дружбу. А затем свою от красоты умирающую сестру за Бятара выдал и тем родства скрепил с ним.
Стал Бятар поживать с красавицей женой. Родились у них дети, у этих детей тоже были дети, и от них дети пошли, и до сего дня дошел их корень. Если вы увидите благородного, умного и мужественного человека, знайте, он произошел от них.