Тесаев З.А.
ВОККХАЛ, ЯНД, ПУЛАД
(XIV-XV вв.)

Тесаев З.А. Воккхал, Янд, Пулад (XIV–XV вв.) // Исторические личности Чечни (XI–XXI вв.). Т. I. Кн. I. Политические и общественные деятели. (Авт. – коллектив авт. Сост.: Гапуров Ш.А., Магамадов С.С.) / Под ред. Ш.А. Гапурова, С.С. Магамадова. – Грозный: АО «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2020. – С. 101–102.

Воккхал – уважаемый старейшина, состоявший, согласно фамильным преданиям, в Мехк-Кхеташо, был выходцем из Галанчожа и христианином (букв.: «ламкерста»). Действительным именем Воккхала было Пула.
Воккхал встретил тимуровское нашествие, однако сведений о его участии в сопротивлении Тимуру на территории современной ЧР у нас нет. Возможно, это связано с тем, что значительную часть своей зрелости он, исходя из собранных данных, провел на территории современной Грузии, где имел собственный надел. В молодости Воккхал проживал в башне на скале близ с. Вовга (В!овга) в границах современного Галанчожского района ЧР. Воккхал женился на дочери местного нашхоевского владетеля и переселился в саму Вовгу, в которой обустроился и позднее стал управлять этой областью. У Воккхала было две дочери: родная и приемная – дочь грузинского владетеля, которая пришла вместе с ним в Галанчож после ухода Воккхала из Грузии. Позднее Воккхал столкнулся с нашествием касогов (сер. XV в.), последовавшем после ухода тимуровских полчищ. Вместе со своим товарищем Яндом и другими соратниками Воккхал устраивал периодические походы на равнину, вытесняя касогов с плоскости в районе нынешних сс. Гехи-Чу и Шалажи. В итоге, согласно преданию, Янд основал одноименное с. Янди-К1отар, а Воккхал обосновался в районе современного Валерика. Позднее Янд умер во время одного из походов, а Воккхал, ведший войну с узденями и наемниками касогов, был вынужден вновь уйти в горы, уступив это место своему сыну Пуладу.
После смерти царя Сурака монархический институт в царстве Симсим был прекращен. Наступил период феодальной раздробленности. Страна в рассматриваемый период (XV век) в письменных источниках была известна под названиями «вилайат Чачан», «Чаджан» и «Джеджев», а Пула находился в междоусобном конфликте с терлоевскими владетелями, главным образом, с Биччем Бирачевым.
В условиях посттимуровской разрухи в родофеодальных кругах страны была введена практика избрания единого арбитра – общего для всех «большого князя», или «воккха эла», каковым (вероятно, в середине – 2-й половине XV века) стал воккха эла Пула, или Воккхал-Пула.
Ориентировочно в 1-й четверти XV века (не позднее 1428 года) в Галанчож явилась мирная религиозная миссия, которая укрепилась на горе Мизир-Корта близ Галанчожского озера и занималась проповедованием католического христианства. Эта миссия в этнографических источниках фигурирует под именем «фиренгов» или «пиренгов» (от франк – западноевропейцы, католики).
В 3-й четверти того же столетия деятельность пиренгов, отстроивших укрепления вокруг храма и организовавших серьезную охрану своей миссии, начала носить насильственный характер, что обрушило на них гнев населения: местные родофеодальные предводители, в первую очередь, наиболее сильные и прежде враждовавшие князья из Акки и Терлоя, в совокупности с другими жителями области под предводительством Воккхал-Пула разбили пиренгов (не позднее 1475 года) и изгнали их из Галанчожа, вынудив миссию разделиться на две части и отступить на запад и северо-восток. С этого момента Воккхал-Пула получил в народе прозвище «Гроза фиренгов».
Позднее уже состарившийся Воккхал-Пула, лишившись в сражениях и междоусобицах всех братьев и сыновей, за исключением одного Пулада, покинул Вовгу, уступив ее своему зятю Акхмеру. Пулад Воккхалов продолжил борьбу отца и освободил территорию нынешнего Валерика, вытеснив отсюда касогов и их союзников, осевших здесь хуторами.
Список использованных источников и литературы

  1. Яндаров, А.Д. Мифы и предания чеченского народа / Сост.: А.Д. Яндаров, Г.В. Заурбекова, И.В. Бызов (Мутушев). – М.: «Орбита-М», 2011. – Т. 2. – 255 с.
  2. Сулейманов, А.С. Топонимия Чечни. Научно-популярное издание / А.С. Сулейманов. – Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2012. – 726 с. С. 409.
  3. Записал З.А. Тесаев со слов А.А. Эльмурзаева (1952 г.р.), М.З. Эльмурзаева (1960 г.р.), М.М. Эльмурзаева (1986 г.р.). – Грозный, 2017.
  4. Записал З.А. Тесаев со слов М.Р. Медова (1983 г.р.). – Грозный, 2017.
    Тесаев, З.А. Католическая миссия в Галанчоже в начале XV века / З.А. Тесаев // Рефлексия. 2019. № 1. С. 67-74. рабочий» – 2020