Тесаев З.А.
ИДИГ
(XIII в.)

Тесаев, З.А. Идиг (XIII в.) // Исторические личности Чечни (XI–XXI вв.). Т. I. Кн. I. Политические и общественные деятели. (Авт. – коллектив авт. Сост.: Гапуров Ш.А., Магамадов С.С.) / Под ред. Ш.А. Гапурова, С.С. Магамадова. – Грозный: АО «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2020. – С. 92–94.

Идиг, согласно имеющимся данным, был знаменитым чеченским охотником-альпинистом. В возрасте пятидесяти лет Идиг встретил монголо-татарское нашествие на территории современной ЧР. Совет старейшин, предваряя скорые события, принял решение об организации обороны на горе Дакуох (.Туьлой-Лам, Тебулосмта) и снарядил экспедицию из 12 молодых чеченцев во главе с Идигом для определения наиболее легкого пути восхождения на гору. Предание повествует: «Старики пришли к единодушному мнению: лучшим местом для укрытия от врагов является гора Тебулосмта. С этой горы чеченцы будут внезапно спускаться и уничтожать врагов. Были выделены наиболее опытные и отважные охотники-горовосходители, которые знали подходы к этой вершине. Приготовив длинные веревки, сделанные из конского волоса, двенадцать молодых чеченцев во главе с пятидесятилетним охотником Идигом пошли отыскивать наиболее легкий путь восхождения. Первоначально они осмотрели Тебулосмта с той стороны, «откуда появляется солнце», то есть с востока. Но там они увидели отвесные скалы и ледники. Несмотря на это, Идиг предложил попытаться подняться именно по этому кажущемуся невозможным пути. После многих дождливых дней, наконец, они увидели синее небо, все залитое солнцем… А когда чеченцы начали преодолевать крутые стены скал, мгла окутала их. Задул сильный ветер, пошел снег. Найдя небольшой выступ скалы, группа укрылась под бурками от непогоды. Три дня и три ночи свирепствовал буран. Снег покрыл толстой пеленой склоны и вершину Тебулосмта. Путь чеченцев лежал к черному скалистому массиву, покрытому снегом, с серебряными извилинами замерзших ручьев. Сначала карабкались по сильно разрушенным мягким скалам. По ним было идти легко. Чеченцы перешли на скалолазание. До вершины оставалось двести-триста шагов, но в это время налетевшая снежная лавина смела их со скал». Из команды в живых остались лишь трое, в том числе Идиг. Отправленная на поиски спасательная группа нашла уцелевших и вызволила их. К тому времени уже началась оккупация плоскости монголо-татарами (1238 г.), отчего люди стали готовиться к восхождению: «Перед отправлением группы. – передает источник, – израненный во время падения со скал Тебулосмта Идиг рассказал собравшимся идти в поход чеченцам, почему не сумел подняться на вершину его отряд. Он посоветовал начать восхождение с того места, откуда дует горячий ветер, то есть с юга, ибо на этих склонах меньше бывает снега. Послушавшись совета Идига, чеченцы начали подниматься. Путь оказался нетрудным.
В первый день чеченские воины дошли до предвершинного гребня. Здесь они нашли удобные площадки для размещения войск. Укрывшись бурками, воины всю ночь проспали… С восходом солнца чеченцы вновь пошли на вершину.». Во вторую половину второго дня восхождения чеченцы достигли вершины горы. На ней были проведены подготовительные работы, устроена наблюдательная вышка. «Попробовали пустить вниз стрелу из лука, – говорится в источнике, – а затем копье. Дорога, откуда ждали врагов, была видна на десятки агачей (мера длины; 1 агач [пеший/конный] равен 4/7 верстам. – З.Т.)».
Через некоторое время к горе подошли многочисленные силы противника: «Они запрудили все ущелье, – сообщает предание. – Не ожидавшие нападения враги остановились на ночлег у подножия. Ночью на них обрушилась каменная лавина, сброшенная чеченцами с высоты. Многие враги были убиты, а оставшиеся в живых, давя друг друга, начали в панике убегать из опасного места. Днем собравшиеся враги пошли в наступление на чеченцев. Но и днем, несмотря на яростные атаки, они, потеряв много убитых и раненых, вынуждены были отступить. Более месяца длилась кровавая битва чеченцев с врагами. Пришла глубокая осень. В горах выпал снег, враги вынуждены были уйти зимовать на юг, так как в покрытых снегом ущельях не было корма для лошадей. На следующий год, с наступлением лета, вновь пришли вражеские полчища уничтожить горцев. Но и в этот год им не удалось захватить гору, на которой засели отважные чеченцы. Битва продолжалась двенадцать лет (1238-1250 гг. – З.Т.). Основное богатство чеченцев – скот – был угнан врагами».
Уставшие от долгих лет тяжелой борьбы чеченцы, поверив заверениям врага, обещавшего пощаду, спустились с горы, но монголо-татары перебили большинство, а оставшуюся часть увели в рабство. Этой участи избежали лишь Идиг и несколько его сподвижников, не доверившихся кочевникам и оставшихся на горе. Им удалось спастись и покинуть гору Дакуох после 12 лет осады (1250 г.).
История обороны горы Дакуох под предводительством Идига совпадает с сообщением францисканского миссионера Плано Карпини, посетившего монголов и сообщившего о них следующее: «Когда они (монголы. – З.Т.) начинают осаждать какую-нибудь крепость, то осаждают ее много лет, как это происходит и сегодня с одной горой в земле аланов. Как мы полагаем, они осаждали ее уже двенадцать лет (учитывая то, что труд Плано Карпини был опубликован в 1250 году, то речь идет о 1238-1250 годах. – З.Т.), причем те оказали мужественное сопротивление и убили много татар, и притом знатных». Нет сомнения в том, что под «аланами» Плано Карпини подразумевались и чеченцы. Это видно из следующего описания: «.С юга Комании (Дешт-и-Кипчак, или Предкавказская степь. – З.Т.) прилегают аланы, чиркасы, Греция и Константинополь, а также земли иберов и цикков». Черкесы и «цикки», т.е. зихи, занимали Северо-Западный Кавказ; Греция и Константинополь – Малую Азию и часть юго-восточного побережья Черного моря; иберы – Грузию (западное Закавказье), а Комания располагалась на плоскости между Каспийским и Черным морями. Следовательно, под «аланами» Плано Карпини подразумевал не только Центральный, но и весь Северо-Восточный Кавказ, где и расположена гора Дакуох. Это тем более вероятно, что Эвлия Челеби в XVII в. называет Хунзах именем Серир-ал-Лан, т.е. Серир Аланский, что вновь убеждает нас в справедливости высказанного мнения. Отметим, что, по свидетельству чеченцев-сказителей, подвиг Идига был воспет в одной из чеченских эпических песен «илли».
Список использованных источников и литературы

  1. Краснов, А.И. Физическая культура и спорт в Чечне и Ингушетии / А.И. Краснов. – Грозный, 1963. – 196 с.
  2. Дахкильгов, И.А. Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей / И.А. Дахкильгов, А.О. Мальсагов. – Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986. – 528 с.
  3. Записал З.А. Тесаев со слов Докки Кагерманова (1930 г.р.). Грозный, 2017.
  4. Сулейманов, А.С. Топонимия Чечни. Научно-популярное издание / А.С. Сулейманов. – Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2012. – 726 с.
  5. Кавказ: европейские дневники XIII-XVIII веков / Сост.: В. Аталиков. – Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. – Вып. III. – 304 с.
  6. Эвлия Челеби. Книга путешествия (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). Перевод и комментарии. Вып. 2. Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья / Памятники литературы народов востока. Перевода VI. – М.: «Наука», 1979. – 287 с.