ЧЕЧЕНСКОЕ ОБЩЕСТВО ГОР
Мехк Кхел для всех чеченцев.
Принято Мехк кхел с согласия всех чеченцев.
ВЕЛИКОЕ ГОРНОЕ РОДОВОЕ ЧЕЧЕНСКОЕ УЛОЖЕНИЕ
Да будет согласие в нашей стране и хранит нас Аллах.
Мы, представители тейпов и тукхумов чеченского народа, приняли настоящее Великое Горное Родовое Чеченское Уложение,
исходя из принципов первого Горного Уложения чеченцев и развивая его,
сохраняя честь предков, подаривших нам свободу и согласие,
помня о своем прошлом и с надеждой смотря в будущее,
осознавая себя частью Кавказа и принадлежность к мусульманскому миру,
строя отношения с другими народами на доброй основе,
воспринимая ислам как религию чеченского народа.
Право идет по адату и с согласия по шариату.
Глава первая. Общие начала.
Часть первая. Источники права.
Статья 1.
Источниками права в стране являются следующие основополагающие законы:
• Великое Горное Родовое Чеченское Уложение.
• Начала чеченских тейпов.
• Кодекс «Нохчалла».
• Акт о принятии ислама.
• Установления чеченского адата о судопроизводстве.
• Установления чеченского адата.
Статья 2.
Основное установление называется Уложением и принимается только Советом страны.
Акт принимается Советом страны в исключительной ситуации выбора принадлежности.
Статья 3.
Проистекающие из основного законы в виде установлений принимаются Советом страны.
Установления также может принимать Совет тукхумов.
Статья 4.
Законы шариата действуют по согласию сторон и по духовным делам.
Законы по духовным делам называются низамами и принимаются Советом тукхумов с согласия Духовного совета.
Адат как древний закон права предполагается действующим.
Статья 5.
Принятие установлений кем-либо карается.
Разрешение дел в суде не по принятому праву делает решение суда ничтожным.
Установление не может противоречить основным источникам права.
Часть вторая. О чеченском обществе.
Статья 6.
Власть чеченского общества учреждается с согласия всех чеченцев для управления делами чеченского общества.
Никто не может посягать на свободу чеченцев и каждого чеченца.
Чеченское общество покоится на адате, и с согласия – на шариате.
Статья 7.
В основе власти чеченского общества лежит многовековая традиция, составляющая сущность чеченского народа.
Чеченский народ без традиции немыслим.
Каждый чеченец помнит о прошлом чеченского народа.
Статья 8.
Власть чеченского общества включает высшие органы власти страны, органы власти тукхумов, тейпов.
Только чеченский народ может формировать высшие органы власти страны.
Никто не может посягать на право тукхумов и тейпов на самоуправление.
Статья 9.
Чеченское общество как прошлое великой культуры является частью Кавказа.
Чеченское общество принадлежит к мусульманскому миру.
Суд идет по шариату с согласия сторон.
Статья 10.
Основа правовой системы чеченского общества – адат, идущий из глубины веков как достояние предков.
Каждый имеет право на суд по адату.
Решение старейшин по адату является свободным.
Статья 11.
Чеченское общество основывается на свободе каждого чеченца.
Каждый чеченец уважает старших и старейшин.
Авторитет старейшин незыблем и непререкаем.
Статья 12.
Чеченское общество не признает наследственной власти.
Наследственность при замещении публичных должностей не допускается.
Сын может занять должность отца только независимо от него.
Часть третья. О шариате и адате.
Статья 13.
Все решения в чеченском обществе основаны на адате.
Решение, противоречащее адату, является ничтожным.
Все решения судов основаны на адате.
Статья 14.
Адат есть древний закон вайнахов и достояние нашей традиции.
Адаты тукхумов не могут противоречить адатам чеченского общества.
Адаты вырабатываются судами и формируются решениями органов власти.
Статья 15.
Шариат применяется в духовных делах.
Шариат в суде применяется при согласии сторон.
Духовный совет следит за шариатом.
Глава вторая. Организация власти.
Часть первая. Публичная родовая власть.
Секция первая. Тейп.
Статья 16.
Тейп есть чеченский род, происходящий от одного предка и объединенный силою кровного родства.
Единство тейповых отношений для каждого сородича тейпа является основой развития.
Тейп идет испокон веков.
Статья 17.
Каждый тейп имеет имя, полученное от своего родоначальника и принадлежавшее исключительно ему одному.
Тейп занимает тейповую территорию.
Тейп имеет свою тейповую гору.
Статья 18.
Тейпу принадлежит тейповая башня, возведенная его родоначальником.
Тейп имеет свое отдельное тейповое кладбище.
Статья 19.
Тейповое гостеприимство предоставляется всем находящимся на территории тейпа.
У общины тейпа есть право на общинное землевладение.
Статья 20.
Объявление всем тейпом кровной мести другому тейпу за убийство и общественную дискредитацию члена данного тейпа.
Безусловное запрещение брака между членами одного тейпа.
Оказание отдельным членам тейпа помощи в случае бедствий или несчастий.
Статья 21.
В случае смерти члена тейпа объявление траура всем тейпом.
Строгое воздержание от участия в увеселениях в этом случае.
Нарушение траура карается.

Статья 22.
Право на усыновление посторонних людей и принятие в состав данного тейпа.
Усыновленный обладал равными правами с членами тейпа по рождению.
Переход имущества умершего к членам тейпа.
Статья 23.
Каждый тейп возглавлял Совет старейшин тейпа (Тейпан Кхел).
Совет старейшин тейпа избирался на неопределенный срок.
Членом Совета старейшин тейпа мог быть:
• Вайнах.
• Мусульманин.
• Старше 50 лет.
• Обладающий мудростью и авторитетом.
Статья 24.
Совет старейшин заседал открыто.
Каждый мог прийти по своему желанию и присутствовать сам.
Каждый мог получить слово и высказать свое мнение.
Статья 25.
Все члены Совета старейшин имели равные права.
Решение принималось большинством голосов от числа членов Совета старейшин тейпа.
Никто в Совете старейшин тейпа не имел преимуществ.
Статья 26.
Свои решения Совет старейшин тейпа принимал для всеобщего сведения.
Решения подлежали немедленному исполнению.
Совет старейшин мог решить любой вопрос жизнедеятельности тейпа.
Статья 27.
Тейпом руководил предводитель тейпа (тайпанан хьалханча).
Предводитель тейпа возглавлял Совет старейшин тейпа.
Предводителем мог быть:
• Вайнах.
• Мусульманин.
• Член тейпа по происхождению.
• Старше 35 лет.
• Обладающий опытом управления.
Статья 28.
Предводитель тейпа избирался на неопределенный срок большинством голосов Совета старейшин тейпа.
Предводитель тейпа мог быть смещен только Советом старейшин тейпа.
Представление об отстранении от должности предводителя тейпа мог внести в Совет старейшин тейпа глава страны.
Статья 29.
Совет страны мог распустить Совет старейшин тейпа в случае неисполнения законов адата.
Представление об этом в Совет страны вносил глава страны.
Решение о роспуске Совета старейшин тейпа принималось Советом страны большинством в три четверти голосов от числа членов.
Секция вторая. Тукхум.
Статья 30.
Тукхум есть военно-властный союз для управления делами тейпов.
Каждый тукхум имеет свою историческую традицию.
Тукхумы сложились исторически.
Статья 31
Каждый тукхум обладал неприкосновенной территорией.
Посягательство на территорию тукхума не допускалось.
Каждый тукхум обладал своим языком.
Статья 32.
Высшим органом управления тукхума является Совет старейшин тукхума (Тукхум Кхел).
Совет старейшин тукхума составлялся из представителей Советом старейшин тейпов.
Предводители тейпов не могли входить в состав Совета старейшин тукхума.
Статья 33.
Совет старейшин тукхума избирался на неопределенный срок.
Совет старейшин тукхума решает наиболее важные вопросы тукхума.
Совет старейшин тукхума мог дать согласие на заключение договора.
Статья 34.
Совет страны мог принять решение о роспуске Совета старейшин тукхума в случае неисполнения законов адата.
Представление об этом вносил в Совет страны глава станы.
Решения о роспуске Совета старейшин тукхума принималось большинством в три четверти голосов от числа членов Совета страны.
Статья 35.
Предводитель тукхума выбирается Советом старейшин тукхума.
Предводителем тукхума мог быть:
• Вайнах,
• Мусульманин,
• Старше 40 лет,
• Обладающий мудростью и авторитетом.
Предводителя тукхума мог сместить только Совет старейшин тукхума.
Представление об этом в Совет старейшин тукхума мог внести глава страны.
Секция третья. Высшие органы власти страны.
Статья 36.
Верховным органом власти чеченского общества является Совет страны (Мехк кхел).
Совет страны включает:
• Совет тукхумов страны (Кхел тукхумов),
• Духовный совет страны (Жам-Ат),
• Главу страны (Туркха),
• Главу правительства страны (Мехк-Да),
• Главнокомандующего (Теман-Да),
• Военный совет страны,
• Высший суд страны.
Статья 37.
Совет страны обладает исключительной компетенцией по:
• Отношению войны и мира чеченского общества,
• Отношению между тукхумами.
Только Совет страны может подтвердить заключение договора.
Статья 38.
Совет страны мог распустить любой орган власти.
Представление об этом в Совет страны мог внести любой высший орган власти.
Решение об этом исполнялось немедленно, и Совет страны обязан был принять меры по нормальному функционированию органов власти.
Статья 39.
Только Совет страны может принять решение об отношениях между тукхумами.
Решения Совета страны обладают верховной силой, и никто не может противоречить.
Совет страны может принять решения по любому вопросу чеченского общества.
Статья 40.
Решения Совет страны принимает большинство голосов.
Никто не может посягать на власть Совета страны.
Любое решение от имени Совета страны, принятое неправомочным органом или лицом, влечет кару.
Статья 41.
Свои решения по правовым вопросам Совет страны принимает в форме установлений.
По остальным вопросам решения совета страны называются решением.
Статья 42.
Совет тукхумов страны образуется из представителей тукхумов по два от каждого тукхума, избираемых на Советах тукхумов.
Совет тукхумов страны вправе рассматривать любые вопросы управления чеченского общества, кроме вопросов Совета страны.
Статья 43.
Глава страны избирается Советом страны.
Решения об избрании главы страны Совет страны принимал большинством в три четверти голосов от числа членов.
Глава страны избирается на срок, устанавливаемый Советом страны, с возможностью переизбрания.
Статья 44.
Главой страны мог быть:
• Вайнах,
• Мусульманин,
• Старше 50 лет,
• Обладающий исключительным уважением и мудростью.
Глава страны символизировал единство чеченского народа.
Глава страны представлял страну в отношениях с другими народами.
Статья 45.
Глава страны назначает своих представителей в каждый тукхум (Биг) для поддержания общественного порядка и упорядочения управления.
Глава страны формирует свои исполнительные органы власти.
Глава страны в своих решениях исходит из адата.
Статья 46.
Глава страны ведет переговоры и заключает договоры.
Глава страны представляет страны в отношениях с другими народами.
Глава страны в случае преступления может быть отстранен от должности.
Статья 47.
Глава правительства страны руководит работой постоянно действующих исполнительных органов власти страны.
Глава правительства страны назначается на должность и освобождается от должности Советом страны по представлению главы страны.
Глава правительства страны несет ответственность перед главой страны.
Статья 48.
Глава правительства формирует правительство.
Глава правительства вправе отстранить от должности любого помощника.
Главой правительства страны мог быть:
• Вайнах,
• Мусульманин,
• Старше 50 лет,
• Обладающий мудростью и авторитетом.
Часть вторая. Военная организация.
Статья 49.
Военную организацию каждого тейпа возглавляет военный предводитель тейпа (баяччи).
Военным предводителем мог быть:
• Мужчина,
• Старше 40 лет,
• Обладающий воинскими доблестями,
• Присяга на верность тейпу.
Статья 50.
Военный предводитель тейпа назначался Советом старейшин тейпа.
Военного предводителя тейпа мог сместить предводитель тейпа при утверждении его решения Советом старейшин тейпа.
Статья 51.
Военный предводитель тейпа командует ополчением тейпа и руководит его военной подготовкой.
В военных вопросах Совет старейшин тейпа и предводитель тейпа могут только советовать.
Статья 52.
Совет старейшин тукхума выбирает военного предводителя и образует Военный совет из командующих ополчением.
Военным предводителем тукхума мог быть:
• Мужчина,
• Старше 40 лет,
• Обладающий воинскими доблестями,
• Присяга на верность тейпу, входящему в состав тукхума или напрямую тукхуму.
Статья 53.
Военные силы тукхума состоят из гвардии военного предводителя тукхума и отрядов ополчения тейпов.
Решения военных предводителей окончательны по военным вопросам и непререкаемы.
Решения военных предводителей не нуждаются ни в чьем одобрении по военным вопросам.
Статья 54.
Совет страны назначает главнокомандующего для руководства постоянной обороной страны.
Решения главнокомандующего исполняются без промедления.
Главнокомандующий возглавляет Военный совет страны.
Статья 55.
Главнокомандующим мог быть:
• Вайнах,
• Мусульманин,
• Старше 40 лет,
• Обладающий исключительными доблестями
Главнокомандующего может сместить только Совет страны.
Главнокомандующий несет ответственность за оборону страны.
Статья 56.
Военный совет страны образуется из главнокомандующего и военных предводителей каждого тукхума на время ведения обороны.
Военный совет уполномочен рассматривать все вопросы, относящиеся к обороне чеченского общества.
Военный совет принимает свои решения единогласно.
Статья 57.
Военная организация чеченского общества находится в постоянной готовности.
Военная организация независима от гражданской власти.
В период военных действия решения военных предводителей выполняются беспрекословно.
Часть третья. Суд и судебная система.
Статья 58.
Суд на чеченской земле идет по адату.
Каждый может обратиться к скорому и справедливому суду.
Решение суда обязательно для исполнения.
Статья 59.
Шариат выбирается по согласию сторон.
В суде шариата председательствует кади.
Стороны вправе отказаться от шариата по желанию.
Статья 60.
Нельзя принуждать к свидетельствованию.
Клятва освобождает от лжи.
Подозрения недостаточно для ре6шения.
Статья 61.
Судебная система на территории чеченского общества осуществляется:
• Суд старейшин тейпа,
• Суд тукхума,
• Высший суд.
Статья 62.
Низшим судом является Суд старейшин тейпа.
Суд старейшин образуется по решению Совета старейшин тейпа.
Суд старейшин заседает в составе пяти судей.
Статья 63.
Вторым судом является Суд тукхума, состав которого выбирается Советом тукхума.
Суд тукхума заседает в составе трех судей.
Статья 64.
Высшим судом является Высший суд.
Высший суд образуется из глав судов тукхумов.
Высший суд заседает на постоянной основе.
Статья 65.
Суд по шариату осуществляют кади.
Кади является первым и последним судом по шариату.
Решения кади обязательны при условии согласия на них каждой из сторон.
Часть четвертая. Духовные дела.
Статья 66.
Духовный совет состоит из имамов тукхумов и решает вопросы отправления религиозного культа.
Духовный совет обладает исключительной компетенцией в решении духовных вопросов.
Духовный совет принимает свои решения единогласно.
Статья 67.
Духовный совет составляется на неопределенный срок.
Духовный совет назначал всех кади на неопределенный срок.
Духовный совет следил за соблюдением законов шариата.
Глава третья. Порядок изменения Уложения.
Статья 68.
Настоящее Уложение может изменять или дополняться только по решению Совета страны. В данном случае свое решение Совет страны принимает большинством в три четверти голосов от числа членов.
Духовный совет страны выражает свое согласие на принятие Уложения.
Статья 69.
Инициативой в разработке нового Уложения или изменении действующего могут выступить:
• Совет тукхума,
• Духовный совет страны,
• Совет тукхумов страны.