Предание о Пуге Этиеве Цориеве

Когда Пуг был еще мальчиком, он вместе с другими пастухами пас баранту одного хозяина на том месте, где теперь расположена станица Тарская . Он часто оборачивался в сторону кабардинских гор и говорил: «Эх вы, кабардинские горы, когда вас будут топтать копыта коня Пуга Этиева?» Тогда пастухи смеялись над ним, а другой раз даже и били его за это.
Однажды Пуг сказал своему хозяину: «Служу я тебе безвозмездно 14 лет и никогда ни с какой просьбой не обращался, а вот теперь настало время. Дай мне лошадь и полное вооружение, чтобы один раз отправиться в Кабарду за добычей» . Хозяин дал своего самого лучшего вороного коня и самое лучшее свое оружие. Пуг отправился в Кабарду утром. Однажды, когда жители селения Онгушти выгоняли утром свою скотину, вдруг сделалось совсем темно, и с севера надвигался черный, как дым, туман. Через полчаса все увидели мчавшийся табун лошадей, подгоняемый Пугом Этиевым. Говорят, что этот табун не поместился в крепости «Солома каув», когда его загнали туда, и несколько лошадей даже остались снаружи. Пуг разделил свою первую добычу между всеми жителями Онгушти, а сам вернулся к своему хозяину. Хозяин сказал Пугу следующее: «Видно, богом не предопределено тебе быть работником и пастухом, а потому я дарю тебе своего вороного коня, оружие и отпускаю на все четыре стороны!»
С тех пор Пуг стал постоянно ездить в Кабарду в набег. Кабардинцы же в то время жили в окрестностях Назрана. Говорят, что Пуг из какой-то мести чаще всего нападал на одно и то же селение. Совершая набеги, он уводил людей, лошадей и скотину. Жители вынуждены были постоянно защищаться от Пуга, для чего они вырыли вокруг селения канаву шириной в три обхвата и глубиной в шесть обхватов [12 аршин], оставив лишь только один проход. Там они сделали крепкие ворота и поставили дозорных, которые должны были предупреждать о появлении Пуга.
Пуг, несмотря на такую оборону, однажды все-таки проник в селение и хотел было уже угнать лошадей, когда его заметили сторожевые. Они тут же оповестили весь народ, который сбежался к воротам. Пуг приблизился к канаве, раздумывая, как ему поступить. Народ выбрал двух стариков и послал их к Пугу с предложением сдаться. Старики при этом дали клятву, что его никто не тронет; они предложили Пугу заключить мировую, прекратив существовавшую вражду. Пуг не только не сдался им, но так ответил: «Если мой черный, всесильный конь поможет мне, – я уйду от вас!» При этом, говорят, он так стегнул коня своей ременной нагайкой, что тот не только перемахнул через канаву, он очутился за ней, на один обхват дальше от края. С тех пор кабардинцы махнули на него рукой и перестали за ним следить. Говорят, что Пуг часто повторял такие слова: «Если жизнь моя продлится еще на десять лет, то я соберу столько лошадей, что их цена будет равна цене козла» .