Сказание про Хидыр Мирзу
Хидыр Мирза за свою отважность в каждом походе получал две части добычи . Когда он состарился, сын его подрос и тоже стал ходить за добычей. Однажды отец опросил сына: «Ходишь ли ты на добычу, и как ты получаешь часть?» Тот отвечает: «На добычу хожу и часть получаю наравне с прочими товарищами». – «Ах ты, девица! Если бы у тебя было сколько-нибудь мужества, ты бы получал не одну, а две части, как получал отец твой». Затем спрашивает сына: «Заряжено ли твое ружье, и есть ли на замке порох?» Сын отвечает: «Ружье заряжено, и на замке есть порох». Тогда отец, взяв ружье сына, поднял курок, поставил приклад между ног, а дуло в рот; ногой придавил винтовку и спустил курок. Но ружье дало осечку и, к немалому изумлению сына, выстрела не последовало. Тогда отец сказал: «Вот видишь, пока не настанет смерть, человек не умрет никогда; «если ты не будешь бояться смерти, то и ты будешь получать по две части от своих сотоварищей». С тех пор сын последовал совету отца и стал получать две части в добыче. Кроме того, говорят, какое дело ни предпринимал Мирза, он всегда достигал цели, и это было известно всем тогдашним людям.
Когда Хидыр Мирза состарился, сыновья его поженились, а к нему потеряли должный почет и уважение, он не вытерпел такого унижения и отправился к своему присяжному брату , предку нынешней осетинской фамилии Тугановых . В то время присяжного брата его не было дома, а были у него! кабардинские гости. В том доме находился лук, подаренный Хидыр Мирзой еще в молодости своему присяжному брату. Кабардинцы, не обращая никакого внимания на пришедшего старика, жалкого на вид, стали натягивать лук, но никто из них не мог этого сделать. Тогда Хидыр Мирза сказал: «Подайте мне сюда». Кабардинцы засмеялись, сказав: «Ну-те, подайте ему, посмотрим», – и подали лук Хидыр Мирзе. Мирза натянул лук, как следует, не спеша, и выпустил стрелу в перекладину. Стрела, пробив перекладину, наполовину вонзилась в потолок. Тогда кабардинцы, объятые ужасом, с удивлением стали смотреть на старика. После этого Хидыр Мирза положил лук на место, сказав: «Да будешь ты на счастье тому, кому подарен!»
Как только известили гостей о приезде хозяина дома, все кабардинцы отправились к нему навстречу. После первых приветствий они сказали ему, что не могли натянуть лука, а какой-то дряхлый сТарик натянул и, пробив потолок стрелой, положил лук на место, промолвив: «Да будешь на счастье тому, кому ты подарен!» «А, это мой присяжный брат Хидыр Мирза», – сказал он и поскакал домой, более не разговаривая с гостями. Он приехал, поздоровался. Они обнялись по-братски, и после первых обычных приветствий и расспросов хозяин спросил его между прочим: «Если хорошенько поправишься, не сможешь ли ты ездить верхом?» Тот ответил: «Может быть, и смогу». Тогда он начал кормить Мирзу всякими кушаньями и поить напитками и через некоторое время восстановил его силы так, что Мирза без посторонней помощи сел сам на лошадь. Тогда они поехали на куртатинских князей (ель). Хотя куртатинцы были многочисленны и сильны, но все-таки те разбили их и, забрав у них пленников и всякого богатства, возвратились домой. Присяжный брат Мирзы справил ему все необходимое, дал лучшего коня, денег, сколько ему было угодно, и, сказав: «Сколько ни живи у меня, ты не получишь того почета, какой можешь иметь, живя с сыновьями», – отправил его домой.