Могила Бексултана Бороган
Еще не так давно, когда кабардинцы занимали окрестности Назрана, жила девица, происходящая из фамилии князей Ахловых . Предки ее жили на правом берегу реки Сунжа. Местность эта называется Гязей Каув (что значит «усадьба Казия»). Недалеко от названной усадьбы находится большой курган (ИиIий боарз) , насыпанный, по преданию, этой самой княжной Ахловой. Немного дальше, к северу от кургана, есть в балке родник, называемый «Сув-хьаст» . Над этим родником находится камень, а на камне есть чашеобразная выбоина, куда, говорят, княгиня клала мыло во время стирки белья.
Бексултан Бороган жил в том месте, где теперь находится сел. Яндырское . Он был влюблен в княжну Ахлову, да и княжна была неравнодушна к нему. Бексултан обычно спал, стреножив лошадь, подложив седло под голову и подостлав под себя бурку, на том самом месте, где теперь находится мавзолей Борога-каш (могила Борога) . На этом месте он пас свой скот и следил за тем, чтобы как-нибудь не напала шайка абреков и не угнала его. Княжна часто выходила на курган ИйIий-боарз и смотрела на Бексултана, а Бексултан на нее, и так они любовались друг на друга. Недалеко от станицы Карабулакской находится курган Iаьсни-Iуна-боарз , где однофамилец Бексултана пас телят .
Однажды с той стороны, где жили уздени Жогишевы, вышла шайка чеченских наездников и направилась к Бексултану с целью угнать его скот и лошадей. Но Бексултан не потерял присутствия духа и стал стрелять из ружья по врагам. Брат его, Пастух телят, тоже стал стрелять. Оба они дрались со своими людьми, победили и погнались за врагами с обнаженными шашками в руках. Когда они истребили всех, за исключением одного человека, Бексултан погнался за этим человеком. Этот последний сказал ему: «Не гонись за мной! Если получишь рану от пули моего ружья, ты непременно умрешь, потому, что ружье мое из ружей Пяси-лача». Но Бексултан, сказав: «Пока не перебью всех, не вернусь домой», – не переставал преследовать его. Тогда чеченец выстрелил из ружья и убил Бексултана. Княжна же на том самом месте (около сел. Ян- дырского), где спал Бексултан, выстроила существующий и поныне мавзолей Борога-каш, для чего она из Тифлиса на мулах возила камни. Когда часовня была готова и тело Бексултана перенесено в нее, княжна поставила рукоять кинжала на грудь Бексултана, а сама налегла на острый конец и таким образом покончила с собой. Тело ее было положено рядом с телом Бексултана.
Таково предание стариков о Борога-каш .