Протокол совместного заседания № 55,80 Президиума ЦИК Чеченской АО, представителей Дагестанской АССР и представителей округов Чеченской автономной области по вопросу о разрешении земельных споров между Чеченской АО и Дагестаном
г. Грозный 21 июня 1925 г.
Председатель – Эльдарханов. Секретарь – Покровский.
Участвовали: члены Президиума – Шамураев, Гойсумов, Аюбов, Хамзатов, Гайтаров и Яхшатов.
Присутствовали: представители ДагЦИКа – нарком внутренних дел Дагреспублики Атаев и Аджигитов, председатель исполкома Хасав-Юртовского округа Даветов, председатель исполкома Андийского округа Турач, начальник Чечотдела ГПУ Миронов, члены обл[астного] ЦИК Келоматов, Темиров, Саламов и Давлетукаев, председатели исполкомов: Шатоевского округа – Межидов, Галанчожского района – Таипов, нач. милиции Галанчожского района – Бехоев, председатель исполкома Шалинского округа – Кагерманов, нач. милиции Итум-Калинского района – Итаев, нач. пограничной с Грузией охраны – Чимаев, нач. поста Харасу-Устар – Алаев, председатель исполкома Веденского округа – Гацаев, нач. милиции Ножай-Юртовского района – Абдулхакимов, юрисконсульт – Абдулкадыров.
Открыв заседание, председатель т. Эльдарханов информирует: при его посещении Москвы состоялось совещание представителей ДагЦИКа, ЧечоблЦИКа под председательством т. Позерна . На совещании этом было решено созвать в г. Грозном под его председательством совещание Президиума ЧечоблЦИКа и представителей пограничных с Дагестаном округов Чечавтобласти с представителями ДагЦИКа и обсудить на этом совещании вопросы о выработке мер для безопасного передвижения дагестанцев по территории Чечавтобласти, о пограничной охране и другие вопросы, в коих заинтересованы и Дагреспублика, и Чечавтобласть. Предлагает наметить повестку дня.
Принята следующая повестка дня:
1. О выработке мер для безопасного передвижения дагестанцев по территории Чечавтобласти.
2. О земельных, лесных и водных спорах между населением Чечавтобласти и Дагреспублики.
3. пограничной с Дагреспубликой охране.
4. возмещении убытков дагестанцев и чеченцев, потерпевших от взаимных ограблений.
5. О хуторянах-чеченцах, проживающих на территории Дагреспублики.
1. Слушали:
О выработке мер для безопасного передвижения дагестанцев на территории Чечавтобласти.
Председатель т. Эльдарханов объясняет, что вопрос этот ставится на обсуждение Президиума совместно с представителями ДагЦИКа по следующим основаниям: в силу жизненных условий Дагестан и Чечня экономически связаны друг с другом и поэтому тяготеют друг к другу. Чечня с исключительно земледельческим населением имеет небольшие излишки хлеба, главным образом кукурузы, Дагестан же занимается более садоводством, нуждается в кукурузе, и Чечня является для него главным рынком приобретения кукурузы. В целях товарообмена население Дагестана и Чечни, естественно, должны общаться друг с другом, а так как Дагестан нуждается в хлебе – продукте первой необходимости, то тяготение его тем сильнее. Партиями и в одиночку дагестанцы тянутся в Чечню за кукурузой. Историческим злом стало такое явление, что дагестанцы подвергаются иногда при этих поездках ограблению, причем ограбления эти в единичных случаях сопровождались убийствами. Наша прямая обязанность, наш долг оградить дагестанцев от необходимости подвергать свое имущество, а иногда и жизнь опасности. Разумеется, ограбления эти – дело рук бандитов. Правда, бандитизм изжит на плоскости Чечни, изжит отчасти и в пограничной с другими соседними государственными образованиями полосе, постепенно изживается и в нагорной части Чечни, но в некоторых районах, как и на границе с Дагестаном, вспышки его все еще проявляются. Мы знаем, что живучесть бандитизма зиждется на некультурности чеченцев, знаем и то, что требуется долгий период времени для изжития этой некультурности, а значит, и бандитизма. Но мы знаем и то, что жертвою бандитизма в данном случае являются главным образом бедняки, рискующие своей жизнью в поисках хлеба. Следовательно, мы должны изыскать другие пути, другие меры для предотвращения этого зла. Вопрос этот обсуждался и в Москве на совместном из представителей Дагестана и Чечни совещании под председательством т. Позерна. На совещании этом высказывалась мысль, что, быть может, одною из мер против этого зла явилась бы организация хлебной базы вблизи территории Дагестана, на границе с ним. Наличием такой базы устранилась бы необходимость выездов дагестанцев на сотни верст вглубь Чечни, а значит, и возможность проявления бандитами злой воли над ними. Считая эту меру одной из радикальных, т. Эльдарханов приглашает высказаться о ней как принципиально, так и о практическом ее осуществлении.
Тов. Миронов проводит следующую мысль: изучение и сопоставление бандитских случаев в Чечавтобласти показывает, что случаи эти объясняются и имеют первоисточником, во-первых, неналаженность земельных отношений как между селениями на ее территории, так и на границах с соседями, и, во-вторых, злую волю отдельных индивидуумов, покоящуюся, главным образом, на их некультурности, а иногда и на стремлении их дешевым способом добыть себе пропитание. Преступные действия в первом случае и не могут быть названы бандитизмом в чистом значении этого слова. Это скорее проявление раздражения на почве земельных споров, и проявление это обычно выражается в массовом масштабе и вовлекает сюда же лиц, иногда не имеющих никакого отношения к бандитизму. Однако в чеченской действительности раздражение это, проявившись раз, не разрешается только этим случаем. Обычно оно ведет за собою кровную месть с новыми преступными деяниями. Преступные действия во втором случае являются результатом чистого бандитизма, результатом бандитских свойств и склонностей отдельного индивидуума. Указанные первоисточники бандитизма определяют и лекарство, коим он может быть изжит. В первом случае лекарством этим является проведение мер землеустройства. Необходимо, значит, детальное изучение земельных отношений через соответствующие земельные органы и правильное разрешение земельных споров. В этом случае есть тенденция и к примирению. Радикальным лекарством во втором случае является борьба с некультурностью. Ввиду же длительного излечения зла этим путем приходится прибегать пока к мерам предупредительного характера. Наилучшими из последних следует признать в данном конкретном случае установление хлебной базы, склада основных продуктов взаимного обмена вблизи Дагестанской республики и охрану пути от территории Дагреспублики до этого склада, если он будет на территории Чечавтобласти, охрану всего торгового между Чечавтобластью и Дагреспубликой пути.
Тов. Атаев соглашается, что охрана торгового пути может оказать большую пользу для благополучного разрешения этого вопроса.
Тов. Аджигитов полагает, что для охраны этого пути не может быть использована пограничная охрана и что заботу о безопасности дагестанцев, приезжающих за хлебом на территорию Чечни, следовало бы возложить на окружную и сельскую власть. При этом практическое осуществление этой меры он мыслит в форме сопровождения дагестанцев в пути хранителями по наряду сельской власти.
Тов. Миронов настаивает на целесообразности устройства торгового склада продуктов. Осуществление этой меры вполне определило бы и торговый путь дагестанцев и укоротило бы его; без этого же путь этот является совершенно неопределенным и неподдающимся охране.
Тов. Шамурзаев, высказываясь также за необходимость устройства склада продуктов для взаимного обмена, рекомендует провести это через одно из существующих сельских ЕПО. Тем самым, говорит он, будут убиты два зайца: в связи с приближением хлеба для населения Дагестана будет подорвана почва для проявления бандитизма и предоставится возможность избежать посредничества спекулянтов в товарообмене между дагестанцами и чеченцами.
Поддерживая мнение Шамурзаева о целесообразности организации именно кооперативного склада продуктов, председатель т. Эльдарханов останавливается на другой мере борьбы с бандитизмом в районе, о коем идет речь, именно на выделении в порядке районирования двух новых самостоятельных районов на границе с Дагестаном – Шароевском и Чеберлоевском. Приближение власти к населению в этих районах несомненно укрепит правопорядок в них, а последнее обстоятельство повлияет на ослабление и в конечном результате – на ликвидацию бандитизма в этом районе.
Тов. Миронов предлагает передать вопрос для детальной разработки в смешанную из представителей ДагЦИКа и ЧечоблЦИКа комиссию.
Постановили:
1) Для изучения и детальной разработки обсуждаемого вопроса образовать комиссию в составе присутствующих на настоящем заседании представителей Дагреспублики тт. Атаева, Аджигитова, Даветова и Турача и представителей ЧечоблЦИКа тт. Миронова (председатель комиссии), Хамзатова, Гойсумова и Саламова.
2) Предложить этой комиссии сделать доклад по возложенному на нее заданию 22-го сего июня Пленуму областного ЦИКа.
2. Слушали:
О земельных, лесных и водных спорах между населением Чечавтобласти и Дагреспублики.
Ввиду того что вопрос этот поставлен на повестку дня представителями ДагЦИКа, т. Миронов просит информировать заседание, исследован ли вопрос специальной комиссией и имеется ли у представителей ДагЦИКа материал по его освещению.
Тов. Атаев объясняет, что вопрос специально не обследован и что материалов по нему представители ДагЦИКа не имеют. Предлагает снять вопрос с повестки дня и предварительно изучить его через специальную комиссию.
Председатель т. Эльдарханов напоминает, что для обследования вопроса была организована комиссия в составе двух представителей от ДагЦИКа и двух председателей от облЦИКа под председательством зам. председателя крайисполкома т. Мамсурова. Ввиду того что земельные и лесные споры нередко ведут за собою столкновения, считает, что комиссии этой необходимо немедленно приступить к работе, и предлагает просить крайисполком о срочном командировании т. Мамсурова для работы в комиссии.
Постановили:
Телеграфно просить крайисполком о немедленном командировании т. Мамсурова для работ по обследованию вопроса о земельных, лесных и водных спорах между населением Чечавтобласти и Дагреспублики.
3. Слушали:
О пограничной с Дагреспубликой охране.
Тов. Атаев, ссылаясь на постановление предыдущего совещания представителей ДагЦИКа и ЧечоблЦИКа, в силу коего ДагЦИК обязался выставить в пограничную охрану 30 человек, а ЧечЦИК – 50 человек, просит ЧечЦИК довести охрану до 50 человек. При этом отмечает, что ДагЦИКом это обязательство выполнено и 30 человек охранников налицо. По его мнению, охрану эту следовало бы даже увеличить, так как случаи ограбления чеченцами дагестанцев, особенно за последнее время, довольно часты и население Дагестана на всех съездах требует оградить их от ограблений.
Тов. Даветов также настаивает на необходимости осуществления ЧечЦИКом постановления предыдущего совместного с представителями ДагЦИКа совещания и также считает необходимым увеличить охрану. При этом отмечает, что нередки случаи, когда чеченская местная власть, зная местонахождение бандита и ограбленного, не хочет или не в силах арестовать бандита и возвратить ограбленное потерпевшим.
Тов. Аджигитов указывает, что граница Дагестана с Чечней тянется на расстоянии до 100 верст, почему даже охрана в 80 человек не сможет обслужить ее. Находит необходимым кроме увеличения охраны установить в ней дисциплину, при коей каждый охранник чувствовал бы свою службу, свой долг, знал бы свои обязанности. Настаивает на организации ЧечЦИКом охраны в 50 человек.
Тов. Турач заявляет, что от ЧечЦИКа на границе с Дагестаном охранников нет. В сел. Хорочой, например, от Андийского округа Дагреспублики имеется три охранника, а от Веденского округа Чечавтобласти нет ни одного. В чеченском селении Бучи имеется три охранника от Андийского округа, а от Чечавтобласти также нет ни одного.
Тов. Межидов, возражая т. Турачу, заявляет, что селение Бучи находится в округе председательствующего им исполкома и ему известно, что в этом селении нет ни одного охранника от Андийского округа.
Тов. Алаев (начальник поста) также заявляет, что в его районе, граничащем с Дагреспубликой, нет ни одного охранника от ДагЦИКа, при этом сознается и в слабости охраны со стороны Чечни.
Тов. Шамурзаев отмечает, что территория Дагестана и население его в несколько раз превышают территорию и население Чечни, почему полагает, что и число пограничной охраны со стороны Дагестана также должно быть больше. Кроме того, считает, что следует обратить внимание не столько на количество охраны, сколько на ее качество.
Тов. Миронов заявляет, что Чечотделом ГПУ через своих агентов произведено специальное обследование охраны по границе Дагреспублики с Чечавтобластью, причем установлено следующее: по границе между Хасавюртовским округом Дагреспублики и Ножай-Юртовским районом Чечавтобласти постов нет ни с той, ни с другой стороны. Хотя для этого района и имеются охранники со стороны ЧечЦИКа, но они фактически своих обязанностей не несут; все они не из пограничных селений, а из селений, лежащих в глуби Чечни, проживают в своих селениях и числятся охранниками лишь на бумаге. На границе между Андийским округом Дагреспублики и Шатоевским округом Чечавтобласти постов также очень мало. Здесь дагестанцы хотя и несут охрану, но не постовую, а ударно, после бандитских налетов. В этом районе имеется лишь один путь для сообщения между андийцами и шатоевцами. Компактное, даже небольшое ядро охраны, умело распределенное в известных пунктах, в полной мере сумело бы обслужить этот путь. Разумеется, охрана должна быть материально ответственной за ограбление. В разрешении вопроса о количестве охранников с той и другой стороны нужно держаться абсолютной объективности. Если даже и признать, что чеченцы грабят дагестанцев больше, чем дагестанцы их, то отсюда еще не следует, что число охраны ЧечЦИКа должно быть больше охраны от ДагЦИКа. Можно при таком признании прийти к противоположному выводу. Грабят дагестанцев, значит, они должны охранять себя и не надеяться на других. Нужно считаться и с настоящей действительностью Чечни и исходить из этой действительности. Нужно иметь в виду, что ЧечЦИКом открываются два новых района на границе с Дагестаном в специальном порядке с определенной целью укрепить здесь власть. Правда, положение Дагестана тяжело. Но нужно надеяться, что разрешение земельных вопросов, учреждение пограничной охраны и новых административных участков, несомненно, значительно ослабит остроту бандитизма, снизит его силу.
Тов. Эльдарханов информирует, что вопрос о пограничной охране дебатировался и в Москве в совещании представителей ДагЦИКа и ЧечЦИКа, причем представители центральной власти поддерживали его мнение о необходимости иметь на границе с Дагестаном от ЧечЦИКа 50 человек и возражали против стремления представителей ДагЦИКа иметь здесь чуть не армию. Считает справедливым иметь одинаковое число охранников с той и другой стороны по 40 человек. При этом просит обратить внимание, что учреждение двух новых административных участков и перевод охранников в материально ответственные за ограбления, с чем связано и увеличение их окладов, в несколько раз превышают те расходы на 10 охранников, из-за коих торгуются представители Дагреспублики. Заявляет, что, кроме того, дефицитный бюджет ЧечЦИКа не позволяет увеличить охрану выше 30 человек и что ЧечЦИК примет меры к увеличению ее, если увенчается успехом его ходатайство перед центром об отпуске средств на этот предмет.
Тов. Хамзатов отмечает, что бандиты есть и в среде дагестанцев и настойчиво возражает против стремления представителей Дагреспублики заставить ЧечЦИК иметь охрану более многочисленную, чем имеет Дагреспублика. Всякий лишний расход на охрану в ущерб таким областям, как образование, считает делом не революционным, противонародным.
Постановили:
Ввиду того что вопрос о пограничной охране с Дагреспубликой имеет тесную связь с вопросом о выработке мер для безопасности передвижения дагестанцев на территорию Чечавтобласти, передать его на детальное рассмотрение в ту же комиссию, в которую передан и этот последний вопрос.
4. Слушали:
О возмещении убытков дагестанцев и чеченцев, потерпевших от взаимных ограблений.
Председатель т. Эльдарханов информирует: вопрос этот обсуждался и в Ростове, и в Москве в совещании представителей ДагЦИКа и ЧечЦИКа. И там и здесь пришли к решению, что следовало бы компенсировать за ограбления хотя бы бедноту; с его стороны возражений не было, но вместе с тем было заявлено, что ЧечЦИК абсолютно не имеет средств для компенсации, ЧечЦИК мог бы принять на себя обязательство по возмещению при непременном условии допущения чрезвычайных мер, предусмотренных постановлением его № 21, в силу коего за ограбление отвечают своим имуществом не только бандит, но и его ближайшие родственники, вместе с ним живущие и имеющие с ним нераздельное хозяйство. Постановление это по протесту прокуратуры центром отменено. Таким образом, ЧечЦИК при всем желании лишен возможности возмещать эти убытки за свой счет.
Тов. Атаев зачитывает постановление совещания в Москве от 25 мая с. г., из коего видно, что совещание постановило обсудить вопрос о компенсации между крайисполкомом и ДагЦИКом и просить центральную власть об отпуске средств на возмещение убытков потерпевших от ограблений. Напоминает, что на предыдущем совещании представителей ДагЦИКа и ЧечЦИКа было постановлено возместить убытки и была избрана Паритетная комиссия для определения этих убытков. Просит оставить это постановление в силе, предложить комиссии приступить к выяснению убытков и подтвердить, что настоящее заседание принципиально признает необходимость возмещения. Вопрос же о фактическом возмещении, об источниках, из коих пойдут средства на это возмещение, оставить открытым до окончания работ комиссии.
Тов. Эльдарханов замечает, что законный путь возмещения убытков потерпевших – это взыскание их с обвиняемого через суд.
Тов. Аджигитов отмечает, что были случаи, когда местная чеченская власть не могла возвратить дагестанцам ограбленное у них имущество. Обычно власть ссылается на то, что у грабителей сильный род и что отобрать от них ограбленное можно лишь с большим трудом после столкновения с этим родом с оружием в руках. Отмечает, что случаи ограблений дагестанцев чеченцами очень часты . Грабят даже в глуби Дагестана в расстоянии 80 верст от чеченской границы. Полагает, что в тех случаях, когда виновные не обнаружены, убытки можно взыскивать с селений, до коих доведены следы ограбленного скота. Предлагает в будущем ввести ответственную охрану, а в отношении случаев ограблений до настоящего времени применять постановление предыдущего совещания.
Тов. Хамзатов указывает, что взыскание убытков с селений, до коих доведены следы ограбленного, признается законом неправомерным. Договор ЧечЦИКа с Сунженским округом о таком возмещении краевой властью был отменен. При этом т. Хамзатов оговаривается, что в случаях обнаружения виновного и нахождения у него ограбленного, безусловно, следует ограбленное отбирать и возвращать потерпевшему.
Тов. Абдулхакимов перечисляет ряд случаев ограбления чеченцев дагестанцами и утверждает, что в действительности таких случаев больше, чем обратных. Если при проверке и оказалось бы правильным обратное положение, то объяснение этому следует видеть в том, что дело по составлению протоколов у дагестанцев поставлено лучше, чем у чеченцев, и что, кроме того, в протоколах дагестанцев бывают неправильности в смысле преувеличения ограбленного скота. Так, по последнему протоколу значится 60 голов ограбленного у дагестанцев скота, в действительности же было ограблено 22 штуки, из коих 13 голов Ножай-Юртовская власть вернула, а 9 остались в Чечне.
Тов. Атаев объясняет, что перечисляемые Абдулхакимовым случаи известны и дагестанской власти и что ссылка его на неправильность в протоколе объясняется его неосведомленностью, так как ограбление 60 голов скота произведено у разных лиц, а он видел лишь протокол об ограблении одного из этих лиц.
Тов. Даветов предлагает подтвердить постановление предыдущего совещания по этому вопросу, а в дальнейшем возложить ответственность на охрану.
Юрисконсульт т. Абдулкадыров разъясняет: 1) возложение материальной ответственности на стражу возможно лишь путем заключения с нею договора; 2) при наличии обвиняемого всякая ответственность администрации за ограбления признается законом недопустимой. Даже если бы администрация приняла на себя такое обязательство, таковое по закону считается недействительным.
Председатель т. Эльдарханов: власть Чечавтобласти на окраине не окрепла. Возможны случаи, что она не всегда чувствует себя сильной настолько, чтобы отобрать от бандита ограбленное. Но это не значит, что она не обязана сделать это. Будем настаивать, что ограбленный скот возвращался потерпевшим во всех случаях, когда известно, где он находится. Будем арестовывать и бандитов и применять к ним самые крутые меры вплоть до их высылки, каковая мера является одной из радикальнейших для ликвидации бандитизма. Что касается вопроса о возмещении убытков за ограбление, то таковой перешел от ЧечЦИКа и ДагЦИКа в край и центр. На краевом совещании под председательством т. Позерна начальник краевого отдела ГПУ т. Евдокимов определенно заявил, что вопрос о фактическом возмещении разрешится лишь после проверки материала комиссией. Значит, вопрос этот наше совещание решить окончательно не может.
Постановили:
1) Для собирания и обработки материала об убытках от взаимных ограблений чеченцев и дагестанцев образовать комиссию в составе представителей Президиума ЧечоблЦИКа, Чечотдела ГПУ, Чечпрокуратуры, представителя с места и представителей тех же учреждений ДагЦИКа.
2) Предложить этой комиссии в двухмесячный срок собрать материал и представить его в ДагЦИК и в ЧечЦИК.
3) Просить Грозненский партком выдвинуть кандидата в председатели этой комиссии.
5. Слушали:
О хуторянах-чеченцах, проживающих на территории Дагреспублики.
Тов. Хамзатов объясняет, что вопрос сводится к следующему: на территории Дагреспублики проживают хуторами чеченцы; большинство из них живут там уже десятки лет и пользуются землею на арендных началах. За это время они воздвигли капитальные постройки и имеют полное хозяйство землеробов. Теперь хуторяне заявляют, что власть Дагреспублики предлагает им выселиться с хуторов. Предложение это, безусловно, незаконно, т. к. земельный кодекс определенно запрещает всякие принудительные переселения основавшихся на определенном месте до 1923 г. ЧечЦИК не только не выселяет со своей территории дагестанцев и других иноземцев, но устраивает их здесь в порядке землеустройства на равных с чеченцами условиях, наделяя их землею по нормам данного округа. Полагает, что и со стороны ДагЦИКа должно быть такое же отношение к чеченцам. Сказанное, разумеется, не лишает ДагЦИК права выселить со своей территории порочный элемент из чеченцев.
Председатель т. Эльдарханов считает необходимым обследовать вопрос через нейтральную комиссию с представителем из центра. Отмечает, что чеченцы, поселившиеся в Дагреспублике до 1923 г., выселены быть не могут, тем более если установлено, что они обзавелись там мощным хозяйством. По аналогичному случаю о чеченцах, проживающих в Сунженском округе, представители краевой власти высказались в том смысле, что они выселены быть не могут.
Тов. Аджигитов разъясняет, что ДагЦИКом поднимался вопрос о выселении лишь тех чеченцев, кои поселились без его разрешения. Обычно с разрешения ДагЦИКа селился один чеченец, а с течением времени к нему приселяются его родственники и знакомые. Это самовольное заселение производится безо всякого плана и нарушает всю систему по землеустройству. Таких чеченцев ДагЦИК постановил выселить, причем дает им возможность убрать осенний урожай настоящего года.
Тов. Хамзатов добавляет к сказанному им, что речь, разумеется, идет о поселившихся без разрешения. Только о них и поставлен вопрос. Не может же ДагЦИК выселить и поселившихся с его разрешения. Предлагает всех поселившихся до сего времени оставить там на жительство, дальнейшее же вселение воспретить.
Тов. Атаев отмечает, что ДагЦИК по выселению самозахватчиков предполагает расселить на их место дагестанцев с гор. Поселившихся с разрешения предполагается наделить землей на равных основаниях с дагестанцами.
Представители хуторян-чеченцев заявляют, что представители ДагЦИКа так плохо относятся к ним, что если такое отношение останется и в дальнейшем, придется поневоле сбежать из Дагестана. Силой отбирают участки. Были случаи, что власть Дагестана зимою разрушала жилье чеченцев и вынуждала их выселяться из Дагестана. Милиция и представители Наркомзема объявили чеченцам, что все они без исключения будут выселены. Просят срочно выяснить вопрос.
Тов. Даветов заявляет, что обычно чеченцы, поселившись на территории Дагреспублики на началах ареднош договора, остаются и по окончании срока действия договора, с властью Дагреспублики перестают считаться и никакой арендной платы не взносят. Тем самым они колеблют и бюджет ДагЦИКа.
Председатель т. Эльдарханов вновь настаивает на необходимости детального обследования вопроса через особую комиссию. Объективное обследование нейтральной комиссии, несомненно, беспристрастно осветит все положения, связанные с этим вопросом.
Тов. Атаев заявляет, что представители ДагЦИКа отказываются от дальнейшего обсуждения вопроса, так как таковой уже решен ДагЦИКом, а полномочий от последнего на пересмотр этого решения они не имеют.
Постановили:
1) Изучить вопрос через особую комиссию детально во всех отношениях.
2) Просить центральную власть назначить своего представителя в эту комиссию.
Председатель Эльдарханов
Секретарь Покровский
ГА РФ. Ф.P-393. On. 43а. Д. 1313. Л. 4-8. Копия.