Из протокола заседания Президиума ЦИК СССР № 34 об утверждении проекта постановления Президиума ЦИК СССР «О нарушении национальной политики в Северо-Кавказском крае»
7 января 1936 г.
(Вн[есено] комиссией) Дело № Ск – 581/10
1. Утвердить в следующем виде:
«Заслушав доклад председателя Северо-Кавказского крайисполкома т. Пивоварова и содоклад инструктора Президиума ВЦИК СССР т. Цыпина , Президиум ЦИК СССР отмечает, что в результате осуществления ленинско-сталинской национальной политики и благодаря руководству и огромной помощи партии и правительства, в Северо-Кавказском крае достигнуты крупные успехи в росте промышленности, развитии сельского хозяйства, укреплении колхозного строя, поднятии культурного уровня трудящихся масс многонационального Северного Кавказа и обеспечены подъем политической активности и тесное сплочение трудовых масс народов Северного Кавказа вокруг партии и Советов.
Крупные успехи в области развития народного хозяйства и подъема культурного уровня трудящихся масс достигнуты в Кабардино-Балкарской автономной области, в Дагестанской АССР, в Северо-Осетинской, Карачаевской, Чечено-Ингушской и Черкесской автономных областях.
Наряду с этими огромными успехами, Президиум Центрального Исполнительного комитета Союза ССР отмечает, что в одной из важнейших областей проведения национальной политики партии – в деле коренизации советского и хозяйственного аппаратов, подготовки национальных кадров, вовлечения коренных национальностей в производство и обслуживание коренного населения и нацменьшинств на их родном языке, исполкомы и Советы национальных областей Северо-Кавказского края и в особенности сам крайисполком допустили грубые нарушения.
1. Невыполнение решений съездов партии об обеспечении употребления родного языка во всех государственных органах и учреждениях в национальных областях, а также в советах, обслуживающих национальные меньшинства.
2. Вовлечение в аппарат крайисполкома и краевых советских учреждений работников из людей местных, знающих язык, быт, нравы и обычаи национальных областей, осуществлялось крайне слабо. В 18 краевых учреждениях, имеющих 1310 работников, начитывается только 17 чел. работников из местных национальностей. В значительной части краевых учреждений нет ни одного национального работника (крайзу , крайфинуправление, крайздрав, крайкомхоз, прокуратура, крайпотребсоюз, госбанк).
Краевые организации и учреждения не принимали мер к подготовке и выдвижению работников из местных национальностей, относились к этому вопросу формально.
Постановление I съезда Советов СКК об уделении неослабного внимания вопросам коренизации и вовлечения трудящихся нацобластей в производство игнорировалось и не выполнялось.
3. Во всех национальных областях Северо-Кавказского края, в областных, районных и даже аульных, за исключением горных районов ЧеченоИнгушетии, делопроизводство ведется исключительно на русском.
Письменная связь с населением осуществляется только на русском языке, несмотря на то что значительная часть населения русского языка не понимает.
4. Игнорировались и не выполнялись: а) решения ВЦИК от 10 мая 1931 г. об усилении темпов по коренизации и переводу других органов на родной язык соответствующей национальности, а также об обеспечении в местной промышленности автономных областей к концу 1932 г. не менее 70 % рабочих местных национальностей ; б) постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 февраля 1931 г. о настойчивом осуществлении перевода работы сельсоветов и риков в районах нацменьшинств на родные языки населения .
Постановление ВЦИК от 5 июля 1934 г. по докладу Северо-Осетинского облисполкома в части усиления работы по дальнейшему вовлечению коренного населения в производство, коренизации советского и других аппаратов и обеспечения в течение годичного срока перевода делопроизводства исполкомов и Советов на родной язык не выполнено и, наоборот, сдвиги в деле коренизации советского аппарата, имевшиеся в районах и области два года назад, за последнее время сведены на нет.
Исходя из всего этого, Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза СССР постановляет:
1. Работу Северо-Кавказского крайисполкома и местных исполкомов в области коренизации и обслуживания коренных национальностей и нацменьшинств на их родном языке признать неудовлетворительной.
Вместе с тем признать, что в деле подготовки и переподготовки национальных кадров до сих пор не обращалось достаточно внимания на овладение этими кадрами письменности на своем родном языке.
2. Указать Президиуму Северо-Кавказского крайисполкома, что отмеченные нарушения национальной политики являются результатом политической недооценки значения коренизации аппарата, подготовки национальных кадров и постановки обслуживания коренных национальностей и нацменьшинств на их родном языке со стороны крайисполкома, облисполкомов и их учреждений.
3. Принимая во внимание, что в крае 65 % нерусского населения, обязать крайисполком и его органы добиться того, чтобы в их аппарате не менее одной трети состава были работники из местных национальностей, подготовив этих работников в течение двухлетнего срока.
Обязать облисполкомы в годичный срок подобрать в свои аппараты большинство работников, владеющих языком обслуживаемой национальности.
Обеспечить в дальнейшем суровую борьбу со всякими искривлениями и всеми конкретными нарушителями национальной политики.
4. В целях устранения имеющихся в крае нарушений в области осуществления национальной политики предложить Северо-Кавказскому крайисполкому под личную ответственность его председателя т. Пивоварова и облисполкомам автономных областей разработать в двухмесячный срок план конкретных мероприятий по дальнейшей коренизации советского, хозяйственного и кооперативного аппаратов, подготовке национальных кадров, по вовлечению коренного населения нацобластей, а также нацменьшинств в производство и по обслуживанию их на родном языке.
Поставить работу по подготовке и переподготовке национальных кадров из коренных национальных кадров и нацменьшинств, в особенности женщин, для всех отраслей социалистического строительства в центре внимания всей работы по коренизации аппарата, предусмотрев в 1936 г. увеличение ассигнования на эти цели и максимальное повышение во всех вузах, втузах и техникумах края удельного веса учащихся из коренных национальностей и нацменьшинств.
Также обеспечить изучение коренных языков постоянными работниками областных, районных и сельских аппартов.
5. Обсудить в течение января–февраля 1936 г. на специальных пленумах краевого, областного, районных исполкомов, городских и сельских Советов доклады о состоянии коренизации и практические мероприятия по ее дальнейшему развитию и полному осуществлению.
В дальнейшем систематически, не реже двух раз в год, заслушивать на заседаниях президиумов исполкомов и Советов специальные доклады о ходе коренизации.
6. Провести краевое и областные совещания по вопросам работы среди нацменьшинств и улучшению их культурно-бытового обслуживания, практикуя и в дальнейшем периодический созыв таких совещаний.
I. Обеспечить по Северной Осетии и Кабардино-Балкарии в течение 1936 г., по Чечено-Ингушетии, Карачаю и Чечне – не позднее 1937 г. в районах и сельсоветах перевод делопроизводства на родные языки коренного населения, а в нацменрайонах – на языки нацменьшинств.
2. Ответственность за руководство работой среди национальных меньшинств возложить на одного из членов президиума соответствующего исполкома или горсовета.
3. Предложить Северо-Кавказскому крайисполкому организовать среди трудящихся края широкую проработку настоящего постановления, поручив Орготделу Президиума ЦИК через 6 месяцев проверить ход выполнения этого постановления.
4. Поручить наркоматам тяжелой, легкой, местной, лесной и пищевой промышленности, земледелия, совхозов и Центросоюзу дать по своей линии указания по вопросам вовлечения нацкадров в производство и поднятия их квалификации.
2. Поручить Президиуму ВЦИК провести проверку выполнения решений правительства и партии о коренизации аппаратов местных советских и хозяйственных учреждений в автономных республиках и областях РСФСР.
3. Поставить перед СНК Союза ССР вопрос о необходимости увеличить ассигнование на подготовку национальных кадров в Северо-Кавказском крае, исходя из специфических условий многонационального края.
ГА РФ. Ф. Р-3316. On. 13. Д. 25. Л. 27 об. – 28 об. Типографский экз.