Докладная записка секретаря Чечено-Ингушского обкома ВКП(б) Ф. П. Быкова в ЦК ВКП(б) о методах борьбы с бандитизмом в республике
г. Грозный 13 июля 1938 г.
Совершенно секретно

ЦК ВКП(б) – тов. Сталину
тов. Андрееву
тов. Ежову
После непосредственного вмешательства ЦК ВКП(б), разоблачения и ареста, в результате этого, контрреволюционной, правотроцкистской, буржуазно-националистической верхушки в Чечено-Ингушетии, местными органами НКВД, совместно с оперативной группой ГУРКМ НКВД СССР, антисоветскому, бандитскому подполью нанесен основательный удар, был вскрыт и ликвидирован ряд контрреволюционных формирований.
Полностью ликвидировано свыше 60 активных бандитских групп, арестовано до 800 чел. кулацко-бандитского элемента, бежавших из лагерей [и] спецпоселков, проживавших на полулегальном положении и проводивших контрреволюционную вредительскую работу. Арестовано до 300 мулл и 300 руководителей и актива мусульманских сект.
Изъято оружия у населения Чечено-Ингушетии – 11 219 единиц, из которого: 7761 шт. нарезного, 5 пулеметов, 17 гранат и 6 тыс. шт. патронов.
Несмотря на это, за последнее время, особенно май–июнь, в ЧеченоИнгушетии резко повысилась активность со стороны контрреволюционного бандитского элемента, выражающаяся главным образом в наглых бандитских грабежах, с применением оружия и террористических актах над советско-партийным, колхозным активом и работниками НКВД.
За 1938 г. по республике мы имели 17 террористических актов, в результате которых было убито 12 чел. и 8 чел. было ранено или избито.
7 мая 1938 г. в Алхазуровском сельсовете Урус-Мартановского района бандой ГЕЛАГАЕВЫХ убиты колхозники-активисты МУСТАЕВ Межид и МАГОМАДОВ Абдул-Решид, разоблачившие контрреволюционную деятельность Гелагаевых (Гелагаевы арестованы).
18 мая с. г. между селениями Стерч-Кертч и Веной, Ножай-Юртовского района, террористической бандой ИСМАИЛОВА убит кандидат в депутаты Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР ДЖУНЧУРАЕВ Яхья.
Участники убийства ДАУРБИЕВ, ИСАЕВ, ИСРАПИЛОВ и ХАЙЗАРУЛАЕВ арестованы. Для ликвидации остальных 3 участников выслана опергруппа.
18 мая с. г. в сел. Майортуп Курчалоевского района во время проведения совещания актива в здании сельсовета убит выстрелом через окно председатель сельсовета ХАМЗАТОВ Халид. Убийцы КЛИМОВ Бача и ГАМАЕВ Ахмад арестованы, третий участник – ЭДИСУЛТАНОВ – скрылся.
2 июня с. г. бандой ШАМИЛЕВА тремя выстрелами из засады убит возвращавшийся в сел. Дзумсой Итум-Калинского района парторг АКАЕВ Шама.
4 бандита арестованы, остальные, в том числе и Шамилев, скрываются в труднодоступных горах. На место выслана опергруппа для ликвидации банды.
6. июля с. г. по дороге в Ведено в горах из засады бандой ХУТУШЕВА убит начальник УГРО республики ПУЗАКОВ.
Главарь банды ХУТУШЕВ убит. Арестовано 3 участника бандгруппы. Выслана на место опергруппа для установления и ареста остальных трех бандитов.
Кроме того, 6 террористических актов было предотвращено заблаговременным изъятием террористических групп НКВД.
Террористические акты, которые имели место в республике, являются, по сути дела, контрответом – расправой с партийно-советским, колхозным активом за возросшую его активность по разоблачению буржуазных националистов, борьбу с разного рода врагами Советской власти в прошедшую операцию и в последующем, за очищение колхозов от вражеских и бандпособствующих элементов и проведенную парторганизацией республики большую работу по организационно-хозяйственному укреплению колхозов.
1. Учитель-активист САТАЕВ Мата был убит бандой ИСМАИЛОВА за то, что принимал активное участие в разоблачении банддеятельности Исмаилова.
2. Колхозники-активисты МУСТАЕВ и МАГОМАДОВ (сел. Алхазурово) были убиты бандой ГЕЛАЕВЫХ за разоблачение их контрреволюционной деятельности.
3. Активист–кандидат в депутаты Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР ДЖАНЧУРАЕВ Яхья был убит бандой ИСМАИЛОВА за то, что разоблачал контрреволюционную террористическую деятельность банды.
4. Вскрытая и ликвидированная в сел. Катыр-Юрт кулацко-мулльская террористическая группа подготавливала убийство председателя колхоза КОНЦАЕВА за его хорошую работу по колхозу, за его борьбу с лодырями [и] расхитителями колхозного имущества
Характерно, что, вместо широко ранее распространяемой агитации со стороны реакционных кулацко-мулльских элементов о так называемом газавате, в настоящее время кулацко-мулльский бандитский элемент распространяет такую агитацию:
«Чем убить десять русских, лучше убить одного своего – чеченца, занимающегося предательством».
«Если убьешь предателя из чеченцев, то попадешь в рай».
Своими террористическими актами кулацко-бандитский и буржуазнонационалистический элементы пытаются терроризировать советскопартийный колхозный актив, снизить активность трудящихся в борьбе по разоблачению и ликвидации всякого рода врагов Советской власти, в борьбе по ликвидации последствий вредительства, в борьбе за укрепление экономической мощи колхозов.
За время с 15 февраля по 1 июля 1938 г. по республике мы имеем 45 вооруженных грабежей. Ряд грабежей носили дерзкий характер, сопровождались убийствами или избиением.
Несмотря на то что за это время в республике был ликвидирован ряд банд, из коих несколько кадровых, бандпроявления в республике не уменьшаются.
На сегодня в республике оперируют:
Банда МАГОМАДОВА Саадулы – с 1920 г.
Банда БЕХОЕВА – с 1930 г.
Банда ХАТУЕВА – с 1935 г.
Например, в апреле 1938 г. в Ачхой-Мартановском районе была вскрыта и ликвидирована бандгруппа ТЕРЛОЕВА в числе 7 чел., готовившаяся в целях грабежа совершить налет на пассажирский поезд.
Кроме кадровых банд в республике имеется еще значительное количество бандитов-одиночек и скотокрадов.
Осталось неизъятых – до 400 чел. кулаков, бандитов и прочего преступного элемента, бежавших в 1936-1937 гг. из спецпоселков, лагерей и скрывшихся от операции; помимо этого – 124 чел., скрывающихся от судебно-следственных органов.
В Итум-Калинском районе (высокогорный район) находившийся на нелегальном положении контрреволюционный идеолог ШАМИЛЕВ Ахмат (брат организатора контрреволюционного восстания в этом районе в 1931 г.) организовал вокруг себя группу из ближайших родственников и скрывающегося там контрреволюционного элемента. Кроме того, что ими был убит парторг сел. Дзумсой АКАЕВ, эта группа распускает всякого рода провокационные слухи о скорой гибели Советской власти, угрожая расправой другим активистам.
При помощи местного муллы от членов своей группы Шамилев принял присягу на Коране, что при попытке их ареста со стороны властей они должны будут оказывать вооруженное сопротивление.
В район местонахождения группы Шамилева послана оперативная группа НКВД для ликвидации образовавшегося там контрреволюционного формирования.
В другом, тоже высокогорном участке – Ножай-Юртовском районе на стыке с Дагестаном, где было несколько крупных восстаний против Советской власти, кулацко-мулльский элемент распустил провокационные слухи, что:
«В скором будущем в Чечню из Дагестана явится имам, который поднимет восстание и навсегда свергнет Советскую власть».
По имеющимся у нас данным, в вышеуказанном районе вскрыты элементы, которые практически ведут работу в этом направлении.
Слухи о появлении имама отмечены и в других районах (Веденском, Атагинском, Надтеречном).
Распространением разного рода провокационных слухов: «Надо вредить колхозу, сеять неправильно, затягивать сев, высевать семена заниженной нормой, агитировать колхозников не выходить на работу» (ГАЙСУЛТАНОВ, кулак, мюрид секты Кунту-Хаджи, сел. Ачхой-Мартан, арестован); «Надо готовить оружие, уже идет война, и нам придется скоро выступать против Советской власти. Кто не имеет оружия, тот должен немедленно его приобрести» (ШЕЙХОВ, кулак, мулла Ачхой-Мартановский район, арестован) – кулацко-мулльский элемент старается развалить работу в колхозах, создать среди отдельных групп населения впечатление о непрочности Советской власти.
Все эти факты контрреволюционного террористического бандитского объактивления идут со стороны не ликвидированных банд, не репрессированного кулацко-мулльского элемента (значительная часть скрывшегося при первой операции) и родственников репрессированных.
Заслуживает серьезного внимания вопрос о горах, о чем нами доложено специальным докладом в ЦК ВКП(б).
Важно отметить, что чем количественно меньше становятся бандитские шайки, чем больше сужается их бандпособствующаяся база и чем активнее выступает против бандитов партийный, советский и колхозный актив, а это особенно наблюдается в последнее время, в связи с проведением выборов в верховные Советы, тем озлобленнее и коварнее становятся методы и приемы этих озверевших в борьбе против Советской власти собак.
При малейшем подозрении с их стороны человека, который желает помочь органам власти избавиться от этой нечисти, ему угрожает смерть или, по меньшей мере, ограбление и избиение.
В июне–июле с. г., наряду с терактами (о которых ЦК информирован), бандиты произвели два налета на рабочих нефтеразведок.
На площадке нефтеразведки в Аду-Юрте бандиты приурочили налет в момент предполагавшейся выплаты зарплаты, но по вине банка в этот день получка не была доставлена. Бандиты, белым днем грабя и издеваясь над рабочими, заявили: «Вот, смотрите, до чего вас Советская власть довела, что даже зарплату вовремя не может уплатить».
Рабочие, возмущенные этим событием, требуют оградить их от этих бандитских набегов. Нередки такие же просьбы и со стороны колхозников.
Вот поэтому Чечено-Ингушский обком ВКП(б) просит ЦК ВКП(б), в целях окончательного разгрома и ликвидации объактивившегося за последнее время контрреволюционного кулацко-мулльского и бандитского элемента (который особенно активно проявляет себя в горных районах), разрешить организовать в Чечено-Ингушетии Особую тройку, по примеру уже ранее проведенной операции, с особыми полномочиями, сроком на 4-5 месяцев .
Необходимость столь удлиненного срока действия Особой тройки объясняется тем, что нам необходимо изъять значительное количество объектуры , находящейся на нелегальном и полулегальном положении, что, естественно, представляет в местных условиях самую трудную задачу, которая потребует в ряде случаев разного рода агентурно-оперативных комбинаций с длительным сроком.
В целях получения наиболее реальных результатов операции просим разрешить репрессировать (арестовать и выслать) семьи активных кадровых бандитов, скрывающихся видных контрреволюционных идеологов и семьи наиболее злостных бандпособников, с конфискацией их имущества .
Репрессирование семей этих категорий мыслится производить не в массовом порядке, а только в отношении наиболее злостных, причем в каждом отдельном случае только с предварительного решения Особой тройки.
Кроме того, в связи с намеченными мероприятиями по организационно-хозяйственному укреплению колхозов, в первую очередь проведением землеустройства в горных районах, разрешить произвести раскулачивание имеющихся в этих районах кулацких хозяйств с выселением их за пределы республики.
Особую тройку просим утвердить в составе:
1. Иванова – НКВД.
2. Быкова – 1-й секретарь обкома ВКП(б).
3. Дачаева – 2-й секретарь обкома ВКП(б).
4. Тамбиева – Предисполкома республики.
5. Порубай – зам. наркома внутренних дел Чечено-Ингушской АССР. Наряду с этим обком ВКП(б) просит ЦК ВКП(б) разрешить вопрос
об установлении особорежимной пятнадцатикилометровой зоны вокруг г. Грозного, с тем чтобы оградить промыслы, нефтеперерабатывающие заводы, Грозненский ж. д. узел от всяких неожиданностей, которые возможны потому, что всякие сомнительные элементы – родственники репрессированных, судившихся – оседают в населенных пунктах, окружающих г. Грозный .
Секретарь Чечено-Ингушского обкома ВКП(б) Быков
РГАНИ. Ф. 89. On. 73. Д. 147. Л. 1-8. Подлинник.