Донесение начальника разведывательного отделения штаба главнокомандующего Добровольческой армии С. Н. Ряснянского главнокомандующему и начальнику штаба Добровольческой армии о расстановке сил в Терско-Дагестанском крае и Чечне
Не ранее 25 декабря 1918 г.
Секретно № 10/Р
Сводка сведений о ТЕРЕКЕ по данным к 25 декабря 1918 г.
В начале ноября с. г. после разложения ПРОХЛАДНЕНСКОГО фронта терские казаки ушли из Терской области по разным направлениям. Одна часть с кабардинцами Серебрякова в Кубанскую область, другая – с полковником Данильченко по Военно-Осетинской дороге на Кутаис, третья – с линии реки СУНЖИ пошла через Кавказские горы ущельем по направлению Кахетии и четвертая с генералом Колесниковым по направлению МОЗДОК — НАУРСКАЯ — ЧЕРВЛЕННАЯ — ХАСАВ-ЮРТ — ПЕТРОВСК ТЕМИР-ХАН-ШУРА.
Вместе с последним отрядом пошло из города Моздока и Терское правительство , которое по дороге разбежалось.
После этого во главе Терской области в роли Правительства стал ТРИУМВИРАТ (в виде Директории) в составе бывшего председателя Временного правительства Георгия БИЧЕРАХОВА, бывшего председателя Казачьекрестьянского съезда есаула БУХАНОВСКОГО и командующего войсками генерала КОЛЕСНИКОВА.
Своим полномочным представителем на Кубани названное правительство послало в Екатеринодар Григория Абрамовича ВЕРТЕПОВА.
В конце ноября между представителями Терского правительства (ВЕРТЕПОВ, КИРЕЕВ, САФОНОВ и КАРАУЛОВ) и делегатами Союза горских народов состоялся ряд совещаний под председательством главы правительства Республики Союза горских народов ротмистра Топа ЧЕРМОЕВА, бывшего офицера собственного Его Величества Конвоя.
На этом совещании состоялось полное соглашение как по вопросу общей борьбы с большевиками, так и по вопросам взаимоотношений и политическим вопросам.
Ротмистр Топа ЧЕРМОЕВ – чеченец и пользуется большой популярностью не только среди чеченцев, но и среди остальных горских народностей Кавказа, а будучи гвардейским офицером Терских сотен царского конвоя, несомненно, заслуживает к себе доверие и со стороны терцев.
Все горские племена, не исключая и ингушей, чужды большевизму, хорошо вооружены, воинственны и представляют из себя весьма ценный материал для борьбы с большевиками, но о ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ не имеют почти никого понятия.
Ингуши – самое организованное племя в военном отношении и имеющие своим руководителем старого, опытного и весьма деятельного генерала ФИДАРОВА, осетина, бывшего начальника Туркестанской казачьей дивизии и начальника Ардебильского отряда, убежденного русского человека, после краха германо-турецкой ориентации, каковой, между прочим, был и Топа ЧЕРМОЕВ, представляют собой огромную угрозу ВЛАДИКАВКАЗУ, занимая горную местность в непосредственной близости к нему.
Будучи обеспечен средствами, при командировке в его распоряжение терских офицеров и казаков Сунженской линии или вообще терцев, ротмистр Топа ЧЕРМОЕВ легко может поднять против большевиков весь Дагестан, Чечню, Ингушетию и Кабарду. Это подтверждается теми опасениями, которые высказали в 20-х числах ноября во Владикавказе на 5-м съезде Советов представитель ВЦИК на Северном Кавказе ОРДЖОНИКИДЗЕ и другие ораторы, говоря об опасности со стороны чеченского ЧЕРМОЕВА и его сподвижника ингуша ДЖАБАГИЕВА, агенты которого находятся в Ингушетии, могущих вовлечь в авантюру чеченский и ингушский народ в силу несклонности последних к коммунизму (газета «Народная власть» – орган Терского областного совета от 4 декабря нового стиля). На этом же съезде командующий казаче-крестьянской армией Сунженской линии товарищ ДЬЯКОВ заявляет: «Войска Сунженской линии поклялись защищать советскую власть и заявляют, что, если поднимается злая рука на советскую власть, будь то рука солдата английского или банды ЧЕРМОЕВА или ДЖАБАГИЕВА, все встанут как один на защиту советской власти». Тут же оглашается сообщение Штаба 11-й армии красных о взятии советскими войсками станиц НАУРСКОЙ, МЕКЕНОВСКОЙ и КАЛИНОВСКОЙ.
ТОГУ ЗОВ говорит, что на заседании их фракции признана опасность с двух сторон – со стороны ЧЕРМОЕВА и со стороны ДЕНИКИНА.
Из вышеуказанного видно, что 11-я армия большевиков имеет фронт в сторону ПЕТРОВСКА. На этом фронте, вероятно, действуют и полки ЛЕНИНСКИЙ, ПИТЕРСКИЙ и ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ, прибывшие из Астрахани с комиссарами ЛЕВАНДОВСКИМ и ШКАЛО, так как до сего времени на нашем фронте эти полки не появлялись.
Прибывшие с Терека беженцы передают слухи о движении со стороны ПЕТРОВСКА терцев и англичан на Грозный, по занятии ХАСАВ-ЮРТА, что вполне возможно при переходе на сторону ЧЕРМОЕВА чеченцев Хасавюртовского округа и при помощи англичан.
Хотя, между прочим, англичане отказались выслать отряд для обслуживания и охраны железной дороги ПЕТРОВСК – ХАСАВ-ЮРТ, по просьбе Топа ЧЕРМОЕВА, как сообщает генерал ЕЛЕНИН.
СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОТИВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ТЕРЕКЕ: Отряд генерала КОЛЕСНИКОВА (2 тыс. штыков и сабель)
(в ПЕТРОВСКЕ) – 2 конных полка – 12 сотен 2 пластунских батальона
64 пулемета
42 орудия
Отряд полковника БИЧЕРАХОВА
(около одной тысячи штыков и сабель)
2 сотни кубанцев
2 сотни терцев
1 сотня осетин
1 сотня пластунов
16 орудий
Кубанцы требуют возвращения домой, терцы устойчивы, а осетины не определены.
Вместо полковника БИЧЕРАХОВА отрядом командовать назначен полковник НИКИТИН, который в первых числах декабря, по показанию прибывшего из Баку участника отступления от МОЗДОКА, с отрядом выступил по железной дороге на ПЕТРОВОК.
Это же лицо, священник 2-го ХОПЕРСКОГО полка ЗАКХЕЕВ, сообщает, что железная дорога от Баку до Хасав-Юрта совершенного исправна, так как он сам ехал поездом от Хасав-Юрта до Баку.
По его же показанию у пристани СТАРОТЕРЕЧНОЙ был бой наших судов с английской командой с судами большевиков, причем англичане оказались победителями и высадили на берег у СТАРОТЕРЕЧНОЙ пристани свою команду.
Англичан в Баку было около 5 тыс. человек.
Настроение англичан в пользу единой России и несочувственно к кавказскому сепаратизму, хотя поступки свидетельствуют обратное.
Полковнику БИЧЕРАХОВУ англичане приказали возвратить 150 млн, изъятых им в Баку, и передали в Русский государственный банк.
Отряды содержатся на конфискованные у полковника БИЧЕРАХОВА на пароходе в Баку 70 млн рублей. Много денег тратится на большие, ничего не делающие штабы.
Из перехваченной радиограммы красных из Георгиевска можно заключить, что против ПЕТРОВСКА у большевиков имеется КИЗЛЯРСКИЙ фронт, которым командует МОШКИН, ГРОЗНЕНСКИЙ фронт с командующим ШКАЛО, командующий армией ДЬЯКОВ, а в АСТРАХАНИ находится ШЛЯПНИКОВ , один из наркомов Центрального военного комиссариата, на которого, по-видимому, возложена задача снабжать всем необходимым армии СЕВЕРНОГО КАВКАЗА из АСТРАХАНИ.
Если же последние сведения о прибытии на СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ бывшего генерала СНЕСАРЕВА достоверны, то, несомненно, Северный Кавказ выделен в особый фронт, командовать которым назначен СНЕСАРЕВ.
Со СНЕСАРЕВЫМ, по-видимому, приехали и другие бывшие офицеры Генерального штаба, так как в последних боях на нашем фронте появился начальник дивизии, а потом Генерального штаба полковник РИГЕЛЬМАН.
База для Кавказского фронта устроена в АСТРАХАНИ, где имеется так называемый КАСПИЙСКО-КАВКАЗСКИЙ ОТДЕЛ во главе со ШЛЯПНИКОВЫМ.
ВЫВОД
Таким образом, является несомненным, что Терский фронт уже имеется.
Противоболыневистские силы фронта пока весьма слабы, но при помощи ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ деньгами, посылкой в ПЕТРОВСК из ЕКАТЕРИНОДАРА через ПОТИ – ТИФЛИС – БАКУ агитаторов и руководителей из желающих терцев и особенно ТУЗЕМЦЕВ, которых достаточно найдется среди прибывающих с ПРОХЛАДНЕНСКОГО фронта, силы ТЕРСКОГО фронта возрастут очень быстро и будут усиливаться с каждым шагом продвижения вперед. Для этого необходимо с пропагандистами отправить на ТЕРЕК как можно больше газет и воззваний, потому что население Терека окончательно запутано пропагандой большевиков и политикой терского премьера Георгия БИЧЕРАХОВА. О ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ оно или совершенно ничего не знает, или имеет смутные представления, или, наконец, имеет совершенно извращенное понятие как о грубо реакционной силе, несмотря на то, в общей своей массе население Терека весьма подходяще для комплектования ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ АРМИИ. Содействие англичан в деле оказания более энергичной и радикальной помощи терцам и влияние их на ГРУЗИЮ, для восстановления связи с Баку посредством Индо-Европейского телеграфа, подобно действиям в этом отношении бывшего германского командования в ТИФЛИСЕ, несомненно, оказало бы большое влияние на усиление ТЕРСКОГО фронта.
Находясь в непосредственной близости к Грозному с его нефтяными богатствами и КИЗЛЯРУ, Терский фронт имеет огромнейшее стратегическое значение для нашего непосредственного фронта.
Потеря ГРОЗНОГО грозит красным остановкой всего железнодорожного движения, лишившись нефти .
С занятием терцами КИЗЛЯРА представляется угроза КОММУНИКАЦИОННОЙ линии красных со СВЯТОГО КРЕСТА на АСТРАХАНЬ.
В случае же одновременного занятия нами Святого Креста большевики Северного Кавказа совершенно отрываются от АСТРАХАНИ, т. к. пространство между Святым Крестом и Кизляром по своей малонаселенности и безводью не только невозможно для действия больших масс войск, но даже затруднительно для караванов.
Назначение на Северный Кавказ бывшего генерала СНЕСАРЕВА и присылка с ним бывших офицеров Генерального штаба указывает на то огромное значение КАВКАЗСКОГО фронта, которое ему придают большевики и, по-видимому, имеет отношение к тем решительным действиям красных против ДОНА И КУБАНИ, которые наметил ТРОЦКИЙ .
Начальник разведывательного отделения
штаба главнокомандующего Добровольческой армией
Генерального штаба полковник Ряснянский
С подлинным верно: есаул Богацкий
ГА РФ. Ф. P-446. On. 2. Д. 29. Л. 3-5 об. Подлинник.