Докладная записка войскового атамана Терского казачьего войска Г. А. Вдовенко главнокомандующему Вооруженными силами Юга России А. И. Деникину о разорении чеченцами и ингушами казачьих станиц и планах наведения порядка в Чечне и Ингушетии
г. Пятигорск 12 октября 1919 г.

Главнокомандующему вооруженными силами Юга России
*После второго государственного переворота, состоявшегося в октябре месяце 1917 г., когда большевизм захлестнул всю Россию и русский народ в политической борьбе не находил выхода из создавшегося положения* , чеченский и ингушский народ, воспользовавшись временной слабостью русской власти и русского народа, с большим, полным беспощадного фанатизма воодушевлением стал организовываться в правильные воинские силы для разорения русских поселений, находящихся на Северном Кавказе на протяжении 200 верст от реки Сулака до города Владикавказа, с определенным решением выселить русский народ, а в особенности казачьи станицы Сунженской линии от Кахановской до Карабулакской на левый берег реки Терек, а затем уже создать Северо-Кавказскую Горскую Федеративную Республику, независимую от России.
Разорение и завоевание русской территории чеченским и ингушским народами велось строго продуманно и систематически.
Первым долгом были совершенно разорены и ограблены цветущие немецкие колонии, богатые русские экономии и хутора Хасав-Юртовского округа, потом русские хутора вокруг станицы Кахановской – Бирюлькин, Болгарский и Сухая Поляна, а затем крестьянские селения Хасав-Юртовского округа: Новогеоргиевское, Владимировское, Колюбакинское и слободы: Ведено и Воздвиженская.
В это же время чеченцами были сожжены узловая станция Гудермес, станция Кади-Юрт, Джалка, Аргун и др., и, наконец, на рассвете 29 декабря 1917 г. было произведено со стороны чеченцев организованное нападение на станицу Кахановскую – последний опорный пункт русского народа. *Кахановцы с малочисленным гарнизоном вели с чеченцами упорный бой с 4 часов утра до 3 часов вечера, но, не чувствуя помощи, не выдержали натиска и отступили за реку Терек в станицу Щедринскую. Станица Кахановская* , которая погибла, была сожжена и разорена до основания.
На второй день после разорения Кахановской, 30 декабря 1917 г., чеченцы произвели нападение на маленькую станицу Ильинскую. Казаки этой станицы отступили в станицу Петропавловскую, станица также была разорена и разграблена чеченцами.
После этого, в январе 1918 г., разграблена и совершенно разрушена большая, беззащитная и безоружная слобода Хасан-Юрт.
Когда во Владикавказе укрепилась большевистская советская власть, то с разрешения последней ингуши решили силою выселить казаков станиц Сунженской, Аки-Юртовской, Тарской и хутора Тарского. Решение это было приведено ингушами в исполнение в августе месяце 1918 г. Хозяйства и богатые станицы были разорены, а казаки, не видя поддержки, ушли за Терек в г. Моздок.
Ранее этого, еще в ноябре 1917 г., ингуши произвели нападение на станицу Фельдмаршальскую, которую зажгли со всех сторон и разрушили до основания. Казаки отступили в станицу Слепцовскую.
Таким образом, благодаря изменнической работе чеченцев и ингушей Терское войско потеряло шесть станиц: Фельдмаршальскую, Кахановскую, Ильинскую, Тарскую, Сунженскую и Аки-Юртовскую. Много погибло добрых сынов Терека, верных слуг матери России. Все имущество этих станиц: мебель, хлеб, мука, дрова, строительный лес, сельскохозяйственные машины, рогатый скот, лошади, птица, хозяйственные принадлежности, посуда, одежда, обувь и пр. досталось ингушам и чеченцам, которые почему-то убеждены, что все это им пройдет безнаказанно.
Строительный лес из недвижимого имущества весь увезен; в некоторых станицах постройки полуразрушены, а в станицах Фельдмаршальской и Кахановской все постройки разорены и сожжены до основания. На месте этих станиц порос бурьян, и место станиц превратилось в пустыри.
Беженцы станиц Кахановской и Фельдмаршальской до сего времени проживают по разным станицам войска, не имея приюта, и влачат жалкое существование.
Восстановление этих станиц до настоящего времени невозможно, так как и чеченцы, и ингуши, несмотря на предъявленные Вашим Высокопревосходительством требования и невзирая на данные ими же клятвы, продолжают мечтать о выселении русских с Кавказа, и нападения, убийства и грабежи русского населения не прекращаются. Никакие полумеры в отношении этих разбойничьих племен не приведут к благим результатам: необходимы суровые меры, и необходимо эти меры привести в исполнение не только в отношении плоскостных селений, но еще в более суровой степени в отношении горных аулов, которые всегда были очагами разбойничьих набегов и местом пребывания всего преступного элемента гор. Русская власть должна проявить свою твердость в отношении туземных народов Кавказа и показать им, что все, что ими делается против великого русского народа, упадет на них же.
*Терский войсковой большой круг, обсуждая этот больной и животрепещущий вопрос, нашел, что справедливость требует все убытки возложить на виновных, а таковыми в отношении разоренных станиц является весь чеченский и ингушский народ. В этом сомнений нет, и последующие события это ясно доказывают. Ввиду этого Войсковой Круг 6 июля 1919 г. вынес следующую резолюцию:
1) Имущество движимое, скот, земледельческие орудия и проч., похищенное ингушами при выселении из станиц, должно быть по принадлежности возвращено.
2) Взыскать все убытки, понесенные казаками при выселении из станиц Фельдмаршальской, Аки-Юртовской (Воронцово-Дашковской), Тарской, Сунженской, хутора Тарского, станицы Кахановской и Ильинской, а равно взыскать за оставленные в прошлом 1918 г. посевы озимые, яровые и фрукты – по средней оценке настоящего времени, руководствуясь сведениями, определенными советской и станичными комиссиями, образованными по вопросу о срочном переселении станиц.
3) Взыскать все убытки, понесенные от ингушей и чеченцев жителями станиц от краж и грабежей за время с 1914 г.
4) Посевы, произведенные ингушами на станичных юртовых наделах, должны поступить безвозмездно в пользу потерпевших казаков.
5) Взыскать с ингушей и чеченцев за каждого убитого казака по 15 тысяч рублей за время с 19 июля 1914 г. по 1919 г.
6) Подтвердить требование о выдаче пленных казаков, казачек, заместителя войскового атамана есаула Медяника и бывших с ним депутатов: Захаренко, Старченко, Белого и Ивана Вертепова. Если же пленные убиты, то потребовать выдачи их трупов и обеспечения сирот и вдов в размере, определенном Малым войсковым кругом.
7) Подтвердить требование о выдаче войсковых регалий, святынь и войскового имущества, захваченного как из станицы Сунженской, так и из г. Владикавказа.
8) В комиссии, назначенной распоряжением Главнокомандующего вооруженными силами на юге России для разбора взаимных жалоб кавказских народностей, выработать действительные мероприятия, которые обеспечивали бы мирное население от грабежей, разбоев и насилия.
9) Поручить войсковому атаману принять все меры к проведению в жизнь вышеприведенных мероприятий через командование Добровольческой армии.
Предварительно обращения по этому вопросу к Вашему высокопревосходительству мною были приняты к исполнению приведенной резолюции через местные органы общегосударственной власти, но, к сожалению, положительных результатов нет* .
А между тем изменническая работа в тылу Добровольческой армии и казачьих войск, напрягающих все силы на освобождение Родины от большевистской заразы, продолжается. В ночь на 4 сентября чеченцы совместно со скрывающимися среди них красноармейцами произвели нападение на станицу Александрийскую в тылу Астраханской группы Кавказской армии. Так как казаки все на фронте, а оставшиеся малолетки и старики взяты по военно-подводной повинности, то защищать станицу было некому, и она была занята, зажжена и разграблена. Сгорело 166 дворов, церковь, школа, станичное правление, аптека и кооперативная лавка. Убытки огромные. Безнаказанность чеченского и ингушского народа, обнаглевших до крайних пределов, вызывает всеобщее негодование казачьего и русского населения, требующего принятия решительных и твердых мер.
Имея в виду, что чаша народного терпения переполняется, что дальше терпеть невозможно, я считаю своим долгом обратиться об изложенном к Вашему Высокопревосходительству и просить Вашего распоряжения о приведении в действие постановления Большого Войскового Круга войска Терского 6 июля с. г., изложенного выше, силою оружия и о принятии серьезных мер к прекращению массовых нападений и восстаний в тылу, хотя бы путем расселения порочных племен небольшими группами среди остальных губерний освобожденной России.
Решительные меры настоятельно необходимы, ибо в то время, как казачья и добровольческая русская кровь льется за освобождение Родины, мобилизованные, снабженные русским оружием чеченцы и ингуши массами дезертируют и, пользуясь отсутствием на местах мужского населения, занимаются грабежами, разбоями и убийствами и поднимают открытые восстания.
*0 распоряжении Вашем не откажите уведомить* .
Генерал-лейтенант Вдовенко
Управляющий отделом внутренних дел, член Войскового
правительства полковник
Начальник Отдела внутренних дел
Делопроизводитель
Резолюции: Направить по принадлежности. Полк[овник] Корф. 18. X.
Возвратить согласно телеграммы. Генерал Эрдели. 25. X.
ГА РФ. Ф. P-446. On. 2.Д. 15. Л. 168-170 об. Подлинник.