Тесаев З.А.
АРЦУ ЧЕРМОЕВ
(1825-1895)
Тесаев З.А. Арцу Чермоев (1825–1895) // Исторические личности Чечни (XI–XXI вв.). Т. I. Кн. I. Политические и общественные деятели. (Авт. – коллектив авт. Сост.: Гапуров Ш.А., Магамадов С.С.) / Под ред. Ш.А. Гапурова, С.С. Магамадова. – Грозный: АО «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2020. – С. 457–462.
Арцу Чермоев родился 16 июля 1825 года. Фамилию Арцу получил по отчеству (в чеченском языке оно стоит перед именем – Чермон Орцу). Будущий генерал-майор царской армии был женат на трех женщинах, которых звали Тавруз, Зайбула и Чунка, и имел 11 детей. От Тавруз у Арцу были сыновья: Арслахан, Арсемик-Барятинский, Даниэль-Султан, Абдул-Азиз; от Зайбулы – сыновья: Абдул-Муслим, Абдул-Меджид (он же Тапа), дочери: Сапийнат, Сабий-Бат, Кабахан, Айзанат; от Чунки – дочь Ольмисха.
До 1871 г. в отдельных документах А. Чермоев фигурировал как Арц Чермоев и Арц Чермаев. В армию Арцу вступил «волонтером» 2 июля 1842 года. По-видимому, решение о вступлении в ряды царских войск было обусловлено также фактом службы его отца.
5 января 1846 года Чермоева назначили переводчиком восточных языков и произвели в прапорщики милиции. О времени службы А. Чермоева в документах сообщается, что к выслуге на государственную пенсию принимался отрезок от 5 января 1846 по 24 сентября 1871 года. Имеются и подробные сведения о званиях и должностях Арцу до 1871 года:
- Подпоручик с 27.08.1849;
- Поручик с 15.03.1852;
- Штабс-капитан с 13.06.1852;
- Капитан с 18.07.1854;
- Майор с 26.08.1856;
- Подполковник с 29.05.1859;
- Начальник Ичкеринского участка (с 1861 г.);
- Полковник с 18.12.1862;
- Начальник охранной стражи с 1.05.1863;
- Командующий 2-м дивизионом Терского конно-иррегулярного полка с 18.07.1864;
- Командир 5-й сотни Терской постоянной милиции с 26.02.1866;
- Генерал-майор (был зачислен по армейской кавалерии и освобожден от должности командира 5-й сотни Терской постоянной милиции с 24 сентября 1871 года).
Вплоть до окончания Кавказской войны на Северо-Восточном Кавказе Арцу Чермоев продолжал состоять в армии в должности переводчика восточных языков. 20 июня 1856 года капитан Арцу Чермоев был рекомендован к направлению в Москву в качестве кавказского депутата на августовскую церемонию коронации Александра II, поскольку Арцу знал чеченский, кумыкский, осетинский и, собственно, русский языки. Обстоятельство немаловажное, поскольку представители разных кавказских народов не могли общаться друг с другом без переводчика. Рапорт с прекрасной характеристикой и рекомендацией был подан командующим Левым флангом Кавказской линии генерал-майором Евдокимовым Козловскому.
Арцу Чермоев принимал участие в действиях армии на Кавказе в 18421860 годах и в 1864 году. Арцу Чермоев в звании штабс-капитана в составе милиции Егерского Генерал-Адъютанта Князя Воронцова полка под руководством генерал-майора Бакланова 6 марта 1854 года участвовал в столкновении при движении от укрепления Урус-Мартан вверх по течению р. Тенги между разрушенными аулами Белгатой и Чугой. 2-4 июля 1854 года Арцу Чермоев в звании штабс-капитана участвовал в экспедиции генерал-майоров Бакланова и Пулло в междуречье рек Шавдона и Басса, предпринятой из укрепления Воздвиженского. Столкновения происходили с войсками, предводительствуемыми наибом Талгиком. 16 июля 1854 года Арцу Чермоев в составе полусотни Грозненской милиции под командой штабс-капитана Арамовича участвовал в разведке окрестных крепости Грозной сел. Наткнувшись на отряд численностью более 150 человек, милицейская полусотня, спешившись, заняла оборону, окружив себя лошадьми. Бой, продолжавшийся более часа, окончился с приходом подмоги из крепости и ближайших аулов. Генерал-майор барон Врангель позднее писал в рапорте
Военному Министру князю Долгорукову о том, что хладнокровная распорядительность и мужество штабс-капитана Арамовича и Арцу Чермоева стали причиной малой потери со стороны отряда. После рассвета 1-го сентября 1854 года Арцу Чермоев из крепости Грозной в составе милиции экспедиционного корпуса, руководимого генерал-майором Врангелем, перешел р. Аргун у с. Топли. В пространстве между рр. Аргун и Джалка состоялось сражение. Также Арцу Чермоев в звании капитана участвовал в декабрьских рейдах в том же междуречье рр. Аргун и Джалка. Подполковник Белик в своем рапорте сообщал об участии сотни милиции под командованием майора Арцу Чермоева в нападении на бекет, состоявший из 8 человек и взятый в бою шашками. Событие произошло в 1857 году на Устархановском поле между рр. Гойта и Энгелик.
В 1859 году, состоя в милиции в звании подполковника, Арцу продолжал числиться словесным переводчиком Левого фланга. Лишь в 1861 году, когда пленением Байсангура Беноевского прекратилось сопротивление чеченцев, Арцу назначили Начальником Ичкеринского участка.
В 1860 году военное командование ходатайствовало о выделении Арцу Чермоеву и некоторым другим офицерам-туземцам царской армии земельного надела на территории Терской области. В рапорте Помощника Командующего войсками в Кубанской и Терской областях по управлению Терскою областью за № 1267 от 22-го мая 1861 года на имя вышеупомянутого А.П. Карцова сообщалось о разрешении отвести в потомственное владение земельные участки полковнику Курумову и подполковнику Чермоеву. Согласно рапорту, указанные участки уже были выделены офицерам. Планы и межевые журналы, упомянутые в рапорте на имя А.П. Карцова, представляли собой карту Ханкальских гор с нанесенными на нее чертежами передаваемых офицерам земельных наделов.
Постоянное упоминание Касима Курумова и Арцу Чермоева вместе было неслучайным. На вышеупомянутой карте желтым и синим цветом обозначены территории, выделенные А. Чермоеву и К. Курумову, соответственно. Раздел их наделов был произведен по естественному водоразделу речки, протекающей между высотами Суьйра-Корта и Джами-Барз по территории местности Шина-Суьйра-юкъ (с. Пригородное). Как следует из материалов документов, Чермоеву и Курумову было выделено по 556 десятин земли. Однако завершение оформления указанных наделов растянулось на несколько лет. М.Т. Лорис-Меликов в письме А. Карцову (№ 1181 от 12-го мая 1865 г.) разъяснял, что причиной столь длительной задержки было желание отложить решение земельного вопроса до начала работы Комиссии Терской области по личным и поземельным правам коренного населения региона. Окончательно вопрос решился, вероятно, в 1867 году, что следует из предписания царя к начальнику Терской области от 6 апреля 1867 года за № 1543.
На карте 1877-1878 гг. в Ханкальском ущелье отображены напротив друг друга населенные пункты «Арцу-юрт» и «Касим», которые ясно указывают на имения Арцу Чермоева и Касима Курумова. Границей между населенными пунктами служила дорога, идущая от Старых Атагов к Ханкальскому посту вдоль речки Шовда, или Хан-Кала (на карте 1825 года обозначен одноименный хутор Шавдон на левом берегу речки у восточного склона Суьйра-Корта). Современные 35-й, 58-й участки Грозного, а также все левобережье р. Хан-Кала, или Шовда, на протяжении почти 4 км входили в чермоевский надел. Урочище на восточной стороне Суьйра-Корта и ныне известно как Орцин мохк. Другое название – Шина Суьйран юкъ. Примечательно, что именно здесь Таймиев Бей-Булат расположил пятисотенный гарнизон (постоянные войска), охранявший Ханкальское ущелье. Место это именовалось Таймин Бийболатан б1о лаьттина меттиг.
Отметим также, что в середине 70-х годов XIX века в Грозном в числе 468 каменных и кирпичных строений был дом Арцу Чермоева.
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Арцу Чермоев командовал Чеченским Конно-иррегулярным полком. Данный полк был сформирован 15 января 1877 года и к середине февраля уже насчитывал около 600 человек из округов Терской области, населенных чеченцами. При наступательных действиях в Восточной Турции полк принял участие в Авлияр-Аладжинском сражении на передовых позициях. Как писали в «Тифлисском вестнике», чеченцы неслись вперед и вперед, подобно урагану. Окончание упомянутого сражения открыло перед русской армией город Эрзерум. Однако в ходе боев Чеченский полк лишился более четверти личного состава, хотя и удостоился наградного знамени, а также знаков с надписью «За отличие в Турецкую войну» для головных уборов воинов.
В 1877 году, 12 апреля, Арцу Чермоев участвовал в событиях при переходе главных сил действующего корпуса на Кавказско-Турецкой границе под командованием генерал-адъютанта Лорис-Меликова и авангарда Ахалцихского отряда, которым командовал генерал-лейтенант Девель. 24 апреля Арцу состоял в отрядах, захвативших город Кагызман. Имеются подробные сведения об участии А. Чермоева в русско-турецком конфликте до октября 1877 года.
Вместе с тем, сразу с началом русско-турецкой войны на Кавказе вспыхнуло восстание, которое, по иронии судьбы, возглавил родной кузен А. Чермоева по его отцу – Алибек-Хаджи Алдамов. Арцу был внезапно отозван с фронта. Чеченский полк оставался при действиях на турецком фронте. Чермоеву была поручена миротворческая миссия: убедить кузена, а вместе с ним – других восставших, отказаться от своего замысла и разойтись по домам. 16 мая А. Чермоев, согласно документам, присутствовал при действиях Свистунова во главе Даргинского отряда в хуторах Байтарки, Симсар и близ
Юрт-Ауха. Однако уже 20 мая Чермоев принимал участие в рекогносцировке Лорис-Меликовым Шорахских и Чахмахских укреплений, т.е. на турецком фронте, что указывает на краткосрочность поездки Арцу. Турецкий город Карс войска, в том числе полк Арцу, начали осаждать 22 мая. Учитывая же тот факт, что Чермоев прибыл из Грозной в Ножай-Юрт лишь 8 мая, его пребывание в юго-восточной Чечне продлилось не более недели, а значит участия в подавлении восстания Алибека-Хаджи он не принимал, а попытки убедить Алдамова отказаться от сопротивления оказались безуспешными.
Уже к 80-м годам был поднят вопрос о введении воинской повинности в Терской области. 18-го ноября 1883 года на совещание по вопросу введения воинской повинности в качестве эксперта был приглашен Арцу Чермоев. Однако вместо обязательной службы было принято решение о введении налога, сохраняя при этом право добровольного вступления в ряды царских войск.
В 1888 году вошедший на престол император Александр III приехал на Кавказ, прибыв во Владикавказ через Ростов-на-Дону. Во Владикавказе по случаю приезда монаршей особы состоялся большой парад, на котором сборный полк Терской области возглавлял генерал-майор Арцу Чермоев. Здесь же присутствовала и большая чеченская делегация.
В феврале 1894 года на сына Арцу Чермоева Даниэль-Султана Чермоева была написана анонимка с обвинениями в возмущении народа, политических призывах к отмщению и т.д. Начальник Грозненского округа Терской области Степанов, проводивший расследование, не нашел подтверждения фактам указанным в анонимке. Дело было закрыто 19-го апреля 1894 года.
Арцу Чермоев скончался в сентябре 1895 года. В свидетельстве о смерти Арцу имелось обобщенное указание на место его захоронения. Русскоязычный перевод арабского текста документа буквально сообщал следующее: «Свидетельство. Я, Грозненский Окружной Кадий, сим свидетельствую, что в городе Грозном умер 27-го Сентября 1895-го года Генерал-Майор Арцу Чермоев, который похоронен в собственном имении, отстоящем от города Грозного в 8-ми верстах (Ханкальское ущелье), в чем подписом и приложением именной печати свидетельствую. 2-го Октября 1895 года, гор. Грозный, Грозненский Окружной Кадий.
С арабского на русский язык переводил Кадий Юсуп Абдулкадыров» [1, л. 7].
Мемориал над могилой А. Чермоева представлял собой огромную плиту, выложенную поверх могилы, и памятную стелу в виде дерева. По свидетельству уроженцев селения, памятник демонтировали в последней четверти XX века: стелу выставили в краеведческом музее в Грозном, а затем убрали. Позднее мы выяснили, что монумент долгое время хранился в запасниках музея. В настоящее время стела выставлена у входа в Национальный музей Чеченской Республики.
Арцу Чермоев одним из первых чеченцев дослужился до звания генерала российской армии. Его соратники, а также подчиненные Чеченского полка не раз добывали себе славу и признание на внешних фронтах в боях за интересы Российской империи. К концу своей военной карьеры Арцу стал одним из самых известных и приближенных монаршей семьей «туземцев» Северо-Восточного Кавказа.
Арцу Чермоев сыграл важную роль в деле укрепления русско-чеченского боевого содружества, заложив, по всей видимости, основы для возникновения его нового образа.
Список использованных источников и литературы - РГВИА. Ф. 400. Оп. 12. Д. 20081.
- РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 6644. Ч. 3.
- Ибрагимова, З.Х. Мир чеченцев. XIX век / З.Х. Ибрагимова. – М.: Пробел-2000, 2007. – 1024 с.: ил.
- Акты, собранные Кавказской археографической комиссией: в 13 т. Т. XII. – Тифлис: Тип. Канцелярии Главнокомандующего гражданской частью на Кавказе, 1904. – 1552 с.
- Ибрагимова, З.Х. Чеченский народ в Российской империи: адаптационный период / З.Х. Ибрагимова. – М.: Пробел-2000, 2006. – 756 с.: ил.
- Сулейманов, А.С. Топонимия Чечни. Научно-популярное издание / А.С. Сулейманов. – Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2012. – 726 с.
- ЦГИАГ. Ф. 545. Оп. 1. Д. 3214.
- РГВИА. Ф. 15261. Оп. 1. Д. 144.
- Записал З.А. Тесаев со слов А.А. Дабаева (1956 г.р.). Пригородное, 2013.
- Саидов, И.М. Некоторые особенности общественного быта / И.М. Саидов // Очерки истории ЧИАССР. – Грозный, 1967. – Т. 1.
- ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 84.
- Потто, В.А. Царская семья на Кавказе. 18 сентября – 14 октября 1888 года /
B. А. Потто. – Тифлис, 1889. – [4], 228 с. - АУП ЧР. Ф. 236. Оп. 2. Д. 386.
- Аюбов, З.У. Рогун-Кажа и рогункажинцы / З.У. Аюбов // Вайнах. 2017. №4.
C. 91-96.
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ
ИСТОРИИ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА
АКАДЕМИЯ НАУК ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ЛИЧНОСТИ ЧЕЧНИ
(XI-XXI вв.)
Том I
Книга I
Политические и общественные
деятели
АО «ИПК «Грозненский рабочий» – 2020