Тесаев З.А.
ДУДАР
(XV-XVI вв.)

Тесаев З.А. Дудар (XV–XVI вв.) // Исторические личности Чечни (XI–XXI вв.). Т. I. Кн. I. Политические и общественные деятели. (Авт. – коллектив авт. Сост.: Гапуров Ш.А., Магамадов С.С.) / Под ред. Ш.А. Гапурова, С.С. Магамадова. – Грозный: АО «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2020. – С. 115-119.

После убийства владетелем Эги Лорса и ряда вооруженных столкновений на западе многие общества ущелья Арм-хи и другие соседи попали в тяжелое зависимое положение. Некоторые фамилии были объявлены рабами феодалов Ассинского ущелья. Согласно полевым источникам, угнетенные жители ущелья Арм-хи обратились за помощью к располагавшемуся тогда в местности Муьйта-кхер в Акке Мехк-Кхелу, который снарядил им на выручку два отряда под общим командованием выдающегося чеченского военного предводителя Дудара (он же Дударов) из Кея. Л.П. Семенов писал: «По общему признанию, Дударов (по-чеченски – Дудар) родом из Чечни (из селения Кий или Аки)».
Отряд Дудара, по некоторым данным, составил 150-200 человек. Сообщается также о маршруте движения чеченского «орца» (помощи) в ущелье Арм-хи: «В Ингушетию вошел он с небольшой дружиной. Для избежания столкновения с местным населением, минуя Цори, он двигался по горным хребтам, граничившим с Хевсуретией. Поселился Дудар в селении Биср, в верховьях реки Арамхи, засватал девушку из фамилии Тумгоевых и женился на ней. В этом селении и теперь сохранилось место, связанное с его именем и названное «Дудар-бей» – луг Дудара». Ранее было отмечено, что ущелье реки Г1ула (Цхьора) выходило прямо к центру вотчины Эги – Какале. Плоскость же была занята кабардинцами. Это вынудило Дудара двигаться из Галанчожа по горным тропам выше названных областей – вдоль границ Пхой-Мохка (Хевсуретии). Указание на Биср (чеч. Бийсар) как место первого появления в ущелье Арм-хи позволяет считать, что маршрут Дудара шел из Кей-Мохка через Малхисту и Архоты к истокам Арм-хи, откуда он и мог спуститься к аулу Биср. Другой отряд, возглавлявшийся Довтом, другом Дудара, прибыл в аул Мецхал того же ущелья. Явившиеся дружины совместно заложили аул Фалг1ан (т.е. свободный, или [к] свободе), начав освобождение области. Как писал Л. Семенов, факт «происхождения фалханцев из Акки» (возможно, речь об отряде Довта) был широко известен. Кроме того, аул Бейни позднее основали выселенцы из Фалхана. Неудивительно и то, что тумгоевцы (жители аула Тумага) породнились с Дударом: из Тумгоя (чеч. Т1умаг1а) происходили братья Гий, Чинаха и Сиккам. От Чинаха идет один из родов тайпа Чинхой; от Гия – Тумгой; а от Сиккама, ушедшего в Цори по требованию Гия из-за конфликта с последним (Гий, намеревавшийся убить Сиккама, отпустил его из-за жалости к его трагически погибшей жене, выпрашивавшей пощады мужу), – Цикма-бухой, которые позднее вступили в союз с родом Эги.
Более того, в числе поддержавших Дудара были местные пхойцы (чеченцы Хевсуретии, проживавшие здесь до масштабной миграции в 1-й пол. XVI в.), терлойцы (мы уже писали о том, что часть терлоевцев переместилась из Двалетии в Аргунское ущелье через область Ваба, центром которой и был аул Мецхал), а также Вадиловы. Разумеется, кроме перечисленных общин в рядах сторонников Дудара были и сами угнетенные вабойцы (чеч. ваьппий), арштхоевцы Ассинского ущелья и притоков Ассы, а также алароевцы и гуноевцы. Примечательно, что Дудару приписывается изречение: «Никогда не ходите в поход без гуноевца». Неудивительно и то, что в числе союзников Дудара оказались выходцы из Цори (чеч. Цхьора), явившиеся туда ранее из Даттыха (арштхойцы) в Тумага, а оттуда – в ущелье р. Гула. Исходя из имеющихся сведений, именно цоройцы поддержали Меда, сына Акхмера, во время собрания князей для утверждения его статуса «эла».
В ущелье Арм-хи главной целью Дудара стал аул Обан – вотчина сына и внуков Эги и главный опорный пункт какалинцев в Джейрахе. Обан (Эбан) был окружен, а затем взят штурмом и «разорен дотла». «Только один мальчик, – сообщается в фамильном предании, – остался в живых, да и тот был брошен с высоты берега, но не погиб, хотя и получил девять ран. Мальчик этот был поднят и взят женщиной, возвращавшейся с мельницы в аул Харп (выделено мной. – З.Т). Ему дали название Циск (кошка)…».
После захвата Обана Дудар направился прямиком в Ассинское ущелье, на пути к которому было расположено поселение отца-основателя Какалы – Эги-Кхаьлла. Начались «.ожесточенные войны с ингушскими горными аулами», в результате которых Дудару удалось выйти к верховьям ущелья р. Асса. По-видимому, принудив противника к миру, на определенном этапе Дудар прекратил боевые действия в Кхакхаьлла. «Обладая редкой отвагой, силой воли и властолюбием, – говорится в источнике, – он (Дудар. – З.Т.) не уживался с местным населением, постоянно враждовал с ним. Теснимый ингушами, он с небольшой наемной дружиной переселялся из одного места в другое и вот, покинув Ассинское ущелье, укрепился в Мецхальском обществе. (текст выделен мной. – З.Т.)». Здесь, в районе Вабуа, Дудар стал обустраивать «.целый ряд своих форпостов-башен». Таким образом, Дудар уничтожил укрепрайоны какалинцев в ущелье р. Арм-хи, вторгся в Какалу, устроив в ней погром, затем отступил обратно в ущелье Джейраха, снял с местных жителей обязательства по уплате дани родам Какалы и стал жить среди вабойцев как член их общества. Но с этого момента отношения Дудара с местным населением резко изменили свой характер.
Из Бийсара (бийсар, или буьйсанг – место, где отдыхают и пережидают ночь путники; букв. [для] ночевки) Дудар переселился в с. Салги в 2-3 км к северо-востоку. «С местными жителями, – сообщает предание, – у Дудара произошла ссора из-за земли, и он переселился из Бисра сначала в Салги, где прожил недолго, затем в селение Мекалте, находившееся на левом берегу реки Арамхи, близ Шуана (текст выделен мной. – З.Т.)». Селение «Мекалте», или (чеч.) Маькхалт1е, было расположено на северо-западе от с. Шоана. На востоке Шоана известно место «Г1алг1ай бей», где, по-видимому, ранее располагались галгаевцы. Интересно, что «Маькхал» представляет собой культовое место, где обнаруживаются развалины святилища. Вероятно, осетинское название ингушей – «макхалон», и название реки Арм-хи – «Макхал—дон» (букв.: Макхал-река), было связано со святилищем Маькхал.
Из Мекалте Дудар со временем ушел ниже по течению р. Арм-хи на 4 км и обосновался близ с. Лежге, что означает «бурдюк». Затем Дудар продолжил движение вниз по течению реки и обустроился близ с. Харпе (чеч. Хьаьрпе) в 4 км пути от с. Лежге. Здесь, как и ранее, Дудар отстроил фортификационные сооружения: боевую башню Дудар-б^в и полубоевую жилую башню Дудар-гЫла между с. Харпе и разрушенным с. Обан.
Между тем, аул Харпе, как мы выяснили ранее, спас одного из жителей с. Обан, о чем дударовцы узнали совершенно случайно. Когда в Харп явился один из соратников Дудара, выходившая Циска (мальчика из Обана) женщина дала ему в руки оружие и велела стрелять в чеченца («взять кровь»): молодой и неокрепший Циск не справился и промазал. Далее в источнике сообщается: «Враг, узнавши, что из разоренного аула Эбан остался один в живых, поспешил домой и дал знать о будущей опасности отмщения со стороны Циска». Скорее всего, весть о том, что один из обанхойцев остался жив, достигла и Какалу. Так это или нет, но вскоре в Харпе к родственникам приехал человек из Галгая, которого по приказу Дудара, по-видимому, тайно пленили, доставили к нему и заковали в цепи как пленника. «Во владение Дудара, – говорит предание, – зашла с какой-то просьбой женщина из Харпе. Хозяина в это время не было дома. Пленнику удалось обмолвиться с нею несколькими словами…». Исходя из содержания сообщения следует, что галгаевец договорился с женщиной о подготовке засады, когда его будут перевозить сыновья Дудара (возможно, для продажи на невольничьем рынке): «Те устроили засаду. Когда сыновья Дудара везли юношу по долине, он крикнул, подражая крику черного ворона (т.е. подал сигнал. – З.Т.). Харпиевцы напали на сыновей Дудара, убили их и освободили пленника. Победители отрубили головы врагам и на следующий день утром крикнули Дудару с вершины: «Дудар, смотри, вот козлиные головы!» Головы сыновей, если верить данному сообщению, скатились в приток р. Арм-хи, у берега которого жил Дудар. После этого он оставил свое место жительства, «дабы не пить воды из этой речки», «переселился в Духаргишт и выстроил там башню». Аул Духаргишт (чеч. Дуьхьаргишта) располагался на расстоянии около одного км пути от Харпе.
Прежде чем осуществить свою месть харпийцам, Дудар устроил военный поход на Дарьял, для того чтобы подготовить тылы и выполнить вторую по значимости цель, определенную Мехк-Кхелом в Галанчоже – восстановление контроля над транспортной магистралью между Грузией и Чеченской страной. Главным пунктом, закрепляющим контроль над Дарьялом, был Ларс. В одном из источников читаем: «Через некоторое время Дудар уехал в Ларс и вернулся с богатой добычей. Куштовым, проживавшим в Духаргиште, он привез в дар быка, к хвосту которого был привязан осел, нагруженный шелком и золотом». Уже затем, после возвращения с похода на Дарьял, «Дудар побратался с Куштовыми и потом, с их помощью, напал на Харпе и взял в плен всех мужчин». Однако прежде этого инцидента Циск из с. Харпе вернулся в аул Обан, где вскоре женился. Вместе с тем, после нападения на с. Харпе отношения Дудара с соседями усугубились, поскольку теперь он вступил в конфликт с самими вабоевцами. По этой причине Дудар покинул Духаргишт, перешел через р. Терек и укрепился на месте современного села Чми. О перемещениях Дудара несколько обобщенно сообщается следующее: «Имея кровников, Дудар, теснимый ими, продвигался на запад и по пути строил замки близ селений Ляжг, Харпе, Духаргишт и, наконец, перешел Терек и поселился в Чми». Что касается Циска, то у него родилось четверо сыновей: «Самый замечательный из них был Хорс. Однажды Хорс отправился вглубь Кистинского ущелья (либо ущелье р. Кистинки, или Ахкар-хи, либо речь идет о правом береге р. Арм-хи. – З.Т.). Узнавши о его путешествии, тринадцать человек из аула Гарак (вабоевский аул. – З.Т.) подстерегли его». Хорсу удалось сбежать от погони и укрыться в лесах, после чего, убедившись в том, что Циск не разочарован в нем, Хорс вернулся домой.
В Дарьяле Дудар освободил территорию нынешних сел Ларс, Чми и Балта. Завоевания Дудара позволили восстановить контроль над ущельем, вытеснив малокабардинцев и их вассалов с верховьев р. Терек. Позднее, согласно фамильным преданиям, Дудар закрепил на Мехк-Кхеле закон для рыцарей-чеченцев: « Умерший в постели не достоин даже его упоминания».
Покинув Джейрах и Вабуа (Кистетию), Дудар продолжал поддерживать отношения с друзьями и родственниками в ущелье р. Арм-хи, посещая праздничные мероприятия возле святилищ Мят-Сел (на южном склоне горы Мят-Лам), Тишоли и Маг1о-Ерда.
Список использованных источников и литературы

  1. Записал З.А. Тесаев со слов М.Р. Медова (1983 г.р.). Грозный, 2017.
  2. Дахкильгов, И.А. Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей / И.А. Дахкильгов, А.О. Мальсагов. – Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986. – 528 с.
  3. Записал Ю.Ш. Товбулатов со слов Х.М. Эльмурзаева (1938 г.р.). Валерик, 1988.
  4. Семенов, Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 годах / Л.П. Семенов. – Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1963. – 160 с.
  5. Далгат, У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследование и тексты / У.Б. Далгат. – М.: «Наука», 1972. – 467 с.
  6. Тесаев, З.А. Институт «Мехк-Дай» в истории Чечни (XVI – 1-я треть XIX в.) / З.А. Тесаев. – Грозный АО «ИПК «Грозненский рабочий», 2019. – 688 с.: ил., карт.
  7. Тесаев, З.А. Чеченская «География» XV века, составленная по данным ученого-богослова и путешественника Аздина Вазара / З.А. Тесаев. – Грозный: АО «ИПК «Грозненский рабочий», 2018. – 256 с.
  8. Яковлев, Н.Ф. Ингуши / Н.Ф. Яковлев. – М.: Книга по Требованию, 2013. —
    135 с.
  9. Бороздин, И.В. В горной Ингушетии / И.В. Бороздин // Новый Восток. Книга № 20-21. – М. Научная Ассоциация Востоковедения Союза ССР, 1928. – С. 310-324.
  10. Сулейманов, А.С. Топонимия Чечено-Ингушетии / А.С. Сулейманов. – Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1978. – Ч. II. – 289 с.