ТЕСАЕВ З.А. К ЛИЧНОСТИ И БОРЬБЕ ЧЕЧЕНСКОГО ГЕРОЯ ИДИГА
(1238-1250 ГГ.)
Аннотация. В статье рассматривается история личности Идига — чеченского предводителя, оказывавшего героическое сопротивление монголо-татарам на горе Дакох (Тебулос-Мта) на протяжении двенадцати лет. Проводится сопоставление отраженных в предании сведений с содержанием письменных источников XIII века — свидетельствами Плано Карпини и Вильгельма Рубрука. На основании очевидных параллелей, а также данных археологии, делается вывод о том, что история Плано Карпини о двенадцатилетней осаде одной горы алан и сообщение, записанное А.И. Красновым о борьбе Идига, — описывают одни и те же события, развернувшиеся в 1238-1250 годах.
Ключевые слова: Карпини, Рубрук, чеченцы, Идиг, аланы, Тебулос-Мта.

В последние годы развитие исторической науки Чеченской Республики сопровождается особым интересом к роли отдельных личностей в истории народа как со стороны исследователей, так и со стороны обычных обывателей. Издание ряда трудов, в том числе ожидаемой в скором времени истории ЧР в разрезе ее героев, — тому подтверждение. В этой связи, актуальным остается изучение раннесредневекового периода (и его героев) как наиболее «темной», малоизученной, эпохи. Одной из выдающихся личностей этого времени является чеченский предводитель Идиг.
Идиг, согласно имеющимся данным, был знаменитым чеченским охотником- альпинистом. В возрасте 50-ти лет Идиг встретил монголо-татарское нашествие на территорию современной ЧР. Совет старейшин, предваряя скорые события, принял решение об организации обороны на горе Дакуох (Туьлой-Лам, Тебулос-Мта) и снарядил экспедицию из 12 молодых чеченцев во главе с Идигом для определения наиболее легкого пути восхождения на гору. Предание повествует: «Старики пришли к единодушному мнению: лучшим местом для укрытия от врагов является гора Тебулос-Мта. С этой горы чеченцы будут внезапно спускаться и уничтожать врагов. Были выделены наиболее опытные и отважные охотники-горовосходители, которые знали подходы к этой вершине. Приготовив длинные веревки, сделанные из конского волоса, двенадцать молодых чеченцев во главе с пятидесятилетним охотником Идигом пошли отыскивать наиболее легкий путь восхождения. Первоначально они осмотрели Тебулос-Мта с той стороны, “откуда появляется солнце”, то есть с востока. Но там они увидели отвесные скалы и ледники. Несмотря на это, Идиг предложил попытаться подняться именно поэтому, кажущемуся невозможным, пути. После многих дождливых дней, наконец, они увидели синее небо, все залитое солнцем… А когда чеченцы начали преодолевать крутые стены скал, мгла окутала их. Задул сильный ветер, пошел снег. Найдя небольшой выступ скалы, группа укрылась под бурками от непогоды. Три дня и три ночи свирепствовал буран. Снег покрыл толстой пеленой склоны и вершину Тебулос-Мта. Путь чеченцев лежал к черному скалистому массиву, покрытому снегом, с серебряными извилинами замерзших ручьев. Сначала карабкались по сильно разрушенным мягким скалам. По ним было идти легко. Чеченцы перешли на скалолазание. До вершины оставалось двести-триста шагов, но в это время налетевшая снежная лавина смела их со скал». Из команды в живых остались лишь трое, в том числе Идиг. Отправленная на поиски спасательная группа нашла уцелевших, и вызволила их. К тому времени уже началась оккупация плоскости монголо-татарами (1238 г.), отчего люди стали готовиться к восхождению: «Перед отправлением группы., — передает источник, — израненный во время падения со скал Тебулос-мта Идиг рассказал собравшимся идти в поход чеченцам, почему не сумел подняться на вершину его отряд. Он посоветовал начать восхождение с того места, откуда дует горячий ветер, то есть с юга, ибо на этих склонах меньше бывает снега. Послушавшись совета Идига, чеченцы начали подниматься. Путь оказался нетрудным.
В первый день чеченские воины дошли до предвершинного гребня. Здесь они нашли удобные площадки для размещения войск. Укрывшись бурками, воины всю ночь проспали. С восходом солнца чеченцы вновь пошли на вершину.». Во вторую половину второго дня восхождения чеченцы достигли вершины горы. На ней были проведены подготовительные работы, устроена наблюдательная вышка. «Попробовали пустить вниз стрелу из лука, — говорится в источнике, — а затем копье. Дорога, откуда ждали врагов, была видна на десятки агачей (мера длины; 1 агач [пеший/конный] равен 4/7 верстам. — З. Т.)» [1, с. 121-123; 2, с. 513].
Через некоторое время к горе подошли многочисленные силы противника: «Они запрудили все ущелье, — сообщает предание. — Не ожидавшие нападения враги остановились на ночлег у подножия. Ночью на них обрушилась каменная лавина, сброшенная чеченцами с высоты. Многие враги были убиты, а оставшиеся в живых, давя друг друга, начали в панике убегать из опасного места. Днем собравшиеся враги пошли в наступление на чеченцев. Но и днем, несмотря на яростные атаки, они, потеряв много убитых и раненых, вынуждены были отступить. Более месяца длилась кровавая битва чеченцев с врагами. Пришла глубокая осень. В горах выпал снег, враги вынуждены были уйти зимовать на юг, так как в покрытых снегом ущельях не было корма для лошадей. На следующий год, с наступлением лета вновь пришли вражеские полчища уничтожить горцев. Но и в этот год им не удалось захватить гору, на которой засели отважные чеченцы. Битва продолжалась двенадцать лет (1238-1250 гг. — З. Т.). Основное богатство чеченцев — скот — был угнан врагами».
Уставшие от долгих лет тяжелой борьбы чеченцы, поверив заверениям врага, обещавшего пощаду, спустились с горы, но монголо-татары перебили большинство, а оставшуюся часть увели в рабство. Этой участи избежали лишь Идиг и несколько его сподвижников, не доверившихся кочевникам и оставшихся на горе. Им удалось спастись и покинуть гору Дакуох после 12 лет осады (1250 г.) [1, с. 121-125; 2, с. 409-412; 3]. Отметим, что по свидетельству чеченцев-сказителей, подвиг Идига был воспет в одной из чеченских эпических песней “илли” [3].
История обороны горы Дакуох [4, с. 142, 146] под предводительством Идига совпадает с данными францисканского миссионера Плано Карпини, посетившего монголов и сообщившего о них следующее: «Когда они (монголы. — З. Т.) начинают осаждать какую-нибудь крепость, то осаждают ее много лет, как это происходит и сегодня с одной горой в земле аланов. Как мы полагаем, они осаждали ее уже двенадцать лет (учитывая то, что труд Плано Карпини был опубликован в 1250 году, то речь идет о 1238-1250 годах. — З. Т.), причем те оказали мужественное сопротивление и убили много татар, и притом знатных». Нет сомнения в том, что под “аланами” Плано Карпини подразумевались и чеченцы. Это видно из следующего описания: «…С юга Комании (Дешт-и-Кипчак или Предкавказская степь. — З.Т.) прилегают аланы, чиркасы, Греция и Константинополь, а также земли иберов и цикков» [5, с. 6]. Черкесы и “цикки”, т.е. зихи, занимали Северо-Западный Кавказ; Греция и Константинополь — Малую Азию и часть юго-восточного побережья Черного моря; иберы — Грузию (западное Закавказье), а Комания располагалась на плоскости между Каспийским и Черным морями. Следовательно, под “аланами” Плано Карпини подразумевал не только Центральный, но и весь Северо-Восточный Кавказ, где и расположена гора Дакуох. Это тем более вероятно, что Эвлия Челеби в XVII в. называет Хунзах именем Серир-ал-Лан, т.е. Серир Аланский [6, с. 94]; последнее вновь убеждает нас в справедливости высказанного мнения.
Кроме того, в нашем совместном исследовании с М.С.-Э. Башировым мы изучили данные другого западноевропейского источника XIII века — Вильгельма Рубрука, отправленного в ставку Менгу-хана королем Франции Людовиком IX в 1253 году. В. Рубрук в своих путевых записях упоминает аланское племя “Ака”, или “Акиа”, а также равнину “Аракка” в пределах Терско-Сулакского междуречья, которые, согласно нашему подробному разбору, уверенно отождествляются с чеченским обществом Аьккхий и областью Ара-Аьккха [7, с. 39-45]. В частности, в одном из переводов (А.И. Малеин, 1911) «Путешествия в восточные страны» сообщается: «Аланы на этих горах (Северо-Восточный Кавказ. — М.Б., З.Т.) все еще не покорены, так что из каждого десятка людей Сартаха двоим надлежало караулить горные ущелья, чтобы эти Аланы не выходили из гор для похищения их стад на равнине, которая простирается между владениями Сартаха, Аланами и Железными Воротами, отстоящими оттуда на два дневных перехода (т.е. на 100-120 км северо-западнее Дербента, исходя из расчетов В.А. Кузнецова: там располагается начало узкой береговой линии между горами и морем, от Махачкалы до Дербента. — М.Б., З.Т.), где начинается равнина Аркакка (выделено нами. -М.Б., З.Т.)» [10, с. 169]. Что же касается упомянутого этнонима, то Георгий Казбек, рассматривая перевод Бержерона (Bergeron) сочинения «Рубруквиса», сообщает об исходе последнего из Константинополя и его прибытии к хану Менгу в Каракорум и обратном маршруте посла через Кавказ. В XIII главе — «Как Аланы (attains) пришли к нам в праздник св. Троицы» — читаем: «На кануне Троицына дня пришли к нам какие-то Аланы, которых называют Akias, или Akas (конечная -s — аффикс множественного числа. — З. Т.); они христиане греческой веры. Они говорят на греческом языке и имеют греческих священников, но не схизматики, как греки, а без исключения почитают всякого христианина. они не знают никаких обрядов христианских и ничего кроме имени Христа.» [11, с. 35]. Таким образом, нет и малейшего сомнения в том, что в XIII веке под аланами западноевропейских авторов, по крайней мере, Плано Карпини и Вильгельма Рубрука, разумеются чеченцы (как горные, так и плоскостные).
Наконец, в качестве последнего, археологического, аргумента в пользу того, что история Идига и монголов полностью тождественна сообщению Плано Карпини, выступает находка, сведения о которой были опубликованы в 1967 году кандидатом исторических наук А.И. Красновым, — сломанное копье и несколько наконечников стрел, датированных XII-XIII веками. Исследователь приводит уже указанное нами предание об Идиге, записанное им со слов старейшины аула «Гелистанжид» (видимо, Элистанжи) Арзгири Хазитова, проводя параллели с известием того же Плано Карпини. В частности, автор пишет: «Больше месяца люди поднимались на вершину. Потом больше месяца заготовляли пищу, воду и топливо, строили укрепления. И едва успели они построить их, как орды врагов подошли к Тебулос — Мта. Первая осада длилась месяц. Но вот выпал снег, и враги ушли на юг. На следующий год, с наступлением лета, они пришли вновь. И снова им не удалось захватить гору, на которой засели отважные чеченцы. Так продолжалось двенадцать лет. И только тогда, когда не стало у храбрецов ни воды, ни пищи и не осталось ни одной стрелы, враг овладел Тебулос-Мта…». Далее А.И. Краснов отмечает: «Трудно сказать, насколько точна в деталях эта легенда, но события, описанные во многих русских летописях и хрониках иноземных путешественников, перекликаются с рассказом старого горца.
В легенде, например, упоминаются хан Субед, и хан Менга, а позднейшие русские летописи указывают, что «отряд Субедея совершил поход» на Кавказ в 1236 (вернее — в 1238 г. — З. Т.) году. Затем, говорится в летописи, отряды Менгу-хана и Кадана ходили на черкесов. А в середине XIII века папский посол на Руси Плано Карпини сообщал, что кочевники уже в течение двенадцати лет ведут осаду одной горы на Кавказе». И далее: «Конечно, все это еще не доказательство того, что копье и наконечники стрел, найденные на Тебулос-Мта, — свидетели именно этих оживших в легенде битв.
Но, с другой стороны, слишком велико совпадение легенды с достоверными историческими свидетельствами, чтобы отнестись к ней лишь как к красивому рассказу» [8].
Вместе со всем сказанным возникает закономерный вопрос о том, что заставило монголов подняться к подножию самой высокой точки Северо-Восточного Кавказа, осаждая незначительную по численности группу людей на абсолютно не имеющем стратегического значения клочке земли, тогда как в Нашхе в это время находились целые общины беженцев, из-за которых сын Бату-хана, Сартак, был вынужден держать гарнизоны у выходов из ущелий (двоих из каждого десятка своих воинов) для защиты скота и табунов, пасущихся у Терека и на Чеченской плоскости [9, с. 39]. По-видимому, на этот вопрос еще предстоит ответить исследователям.
Список литературы

  1. Краснов, А.И. Физическая культура и спорт в Чечне и Ингушетии / Краснов, А.И. Грозный, 1963. — 196 с.
  2. Дахкильгов, И.А. Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей / И.А. Дахкильгов, А.О. Мальсагов. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986. — 528 с.
  3. Записал З.А. Тесаев со слов Докки Кагерманова (1930 г.р.). Грозный, 2017.
  4. Сулейманов, А.С. Топонимия Чечни. Научно-популярное издание / А.С. Сулейманов. Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2012. — 726 с.
  5. Кавказ: европейские дневники XIII-XVIII веков / Сост.: В. Аталиков. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. — Вып. III. — 304 с.
  6. Эвлия Челеби. Книга путешествия (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). Перевод и комментарии. Вып. 2. Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья / Памятники литературы народов востока. Перевода VI. М.: «Наука», 1979. — 287 с.
  7. Баширов, М.С.-Э., Тесаев, З.А. Аланское (чеченское) племя Акки (по материалам письменных источников) / М.С.-Э. Баширов, З.А. Тесаев // Рефлексия. 2020. № 4. — С. 38-46.
  8. Краснов, А.И. Копье Тебулос-Мта / А.И. Краснов // Журнал «Вокруг света». — 1967. — № 9. — С. 29.
  9. Кузнецов, В.А. Алания в X-XIII вв. / В.А. Кузнецов. Орджоникидзе: Издательство “ИР”, 1971. — 247 с.
  10. Иоанн де Плано Карпини. История Монгалов; Вильгельм де Рубрук. Путешествие в восточные страны / Введ., пер. и прим. А.И. Малеина. — СПб., 1911. — 224 с.
  11. Казбек, Г. Библиография сочинений о Кавказе. Итальянцы о Кавказе (Реляции путешественников с XVII в.) / Г. Казбек // Газета «Кавказ». 1867. № 6. — С. 35-36.