Нашествие монголо-татар на Северный Кавказ
(на примере Ауха) и его последствия.
А.И. Исмаилова
В конце XII века в Центральной Азии развернулись события, которые привели к образованию Монгольского государства. К этому движению примкнули тюрко-язычные народы Алтая и других регионов этого обширного края. Поэтому впоследствии это движение стало называться монголо-татарским. В 1213-1221гг. монголо-татарские войска огнем и мечом покорили Среднюю Азию с ее китайской частью, а также Восточный Иран. Полчища монголо-татаров, «сравнивая с землей цветущие города, сметая все на своем пути», продвигались на Кавказ с юга, со стороны Ирана [1]. Обойдя Дербент, первая волна монголо-татаров через внутренний Дагестан через горы вышла на Северный Кавказ.
В 1231 г. начался второй поход монголо-татаров на Кавказ. На этот раз они покорили Дербент. Жители приморского Дагестана подверглись истреблению. Историографы особо отмечают вероломство и истребление народов монголо-татарскими полчищами. В своем предисловии к книге Рашид-аддина «Сборник летописей» И.П.Петрушевский указывал: «…организованные приемы массового истребления мирного населения, опустошения целых районов» стали обычными приемами монголо-татаров [7]. Истребляя способных к сопротивлению людей, запугивали мирных жителей, создавая панику и тем самым парализуя способность народа дать им организованный отпор.
У нас нет доказательств пребывания монголо-татаров в Терско-Сулакском междуречье. Но устные предания, отражающие события периода монголо-татарских нашествий дают нам основание предполагать, что какая-то волна этого нашествия прошла по равнинной части Терско-Сулакского междуречья. Некоторые вайнахские хронисты сообщали, что после того, как прошел неприятель, все плоскостные села горели, освещая заревом ночью всю равнину. Пожар от населенных пунктов перешел к камышам и лесам, таким образом вся плоскость горела месяцами.
Арабские купцы и географы, побывавшие в наших краях до монголо-татарского нашествия, указывали на густонаселенность плоскостных и равнинных земель Северо-Восточного Кавказа [8]. Эти густонаселенные села, равнины и плоскость теперь горели вместе с их обитателями. Мало кто спасся. Но это было кратковременно, монголо-татары пронеслись как смерч, уничтожая все на своем пути.
Согласно данным «Абу-Муслима таварха», ауховцы с самого начала появления неприятеля в Терско-Сулакском междуречье создали боевую дружину. Видимо, в первое время монголы-татары обосновались за Тереком, а затем, стремясь захватить и предгорную часть, переходили реку и устраивали нападения на жителей, которые после прохождения первой волны захватчиков начали селиться на плоскости. Такими вылазками они не давали возможность мирно жить. С ними и боролись ауховские дружины. В какой-то период в этой войне ауховцев возглавлял Таймасха. В одном из крупных сражений на Сирахьине (Терек) он погиб. Однако, по всей вероятности, враг был вытеснен за Терек. «Оттуда войска вернулись молча в великом трауре», – сообщает хроника «Абу-Муслима таварх»[5].
После этого за Тереком, по свидетельству этой же хроники, возникло государство «Къилба-Седа» (Северное государство). Это Золотая Орда. Как и все народы Северо-Восточного Кавказа, не покорились монголо-татарам и ауховцы. Ведь известно же высказывание по этому поводу европейского посла, отметившего, что местные люди Северо-Восточного Кавказа «равным образом не подчинены татарам»[2].
Но это не означает, что у ауховцев была мирная жизнь. Частые вылазки золото-ордынцев на ауховские земли вынуждали его обитателей быть всегда наготове к отражению набегов. В одном из таких набегов золото-ордынские полчища напали на ауховское село, которое стояло на месте нынешнего Бооний-Юрта и расположенное в предгорной полосе. Легенда, сохранившаяся в памяти народа, гласит, что это было, когда жители укрылись у себя дома перед ужином. Золото-ордынцы никого не щадили. Им нужно было имущество и скот, но в первую очередь они истребляли население. «Кто-то спасся и укрылся в Кешан-Г1але», — сообщается в легенде [5]. Однако очень скоро Золотая Орда уже не признавала границу с Аухом по р. Сирахина (Терек) и оккупировала Аух. Золото-ордынцы заняли стратегические важные пункты, основали там свои гарнизоны. Следы таких гарнизонов прослеживаются в районе села Нажайюрт в местечке Астийн-Дукъ (или Чумла), но вскоре его перенесли в местечко Гебк-Кхале. Такие гарнизоны были и на плоскости, в частности в Герман-Барзе (Герменчик Тюбе) и в других местах. Усилив тыл, золото-ордынцы двинулись на юг по приморскому Дагестану.
В тот период, когда золото-ордынцы оккупировали Аух, его жителям пришлось потесниться в глубь своих гор. Однако набеги неприятеля доходили до самых глубин ауховских гор. Со второй половины XIII века ауховцы создали довольно сильную дружину, которая нередко ввязывалась в крупные сражения с золото-ордынцами.
Ауховские хронисты называют пять крупных сражений ауховцев с золото-ордынцами. В третьем по счету сражении, которое состоялось в районе 1амарка (в районе нынешнего села Нажайюрт), ауховцев возглавлял Янабек. К этому бою ауховцы готовились заранее, усовершенствуя оружие, которым тогда пользовались. Упоминаются некоторые виды камнеметательного оружия. Кто-то подсказал им неправильный метод изготовления лука. Во время решающего сражения у ауховцев тетивы пришли в негодность, и им пришлось отбить натиск золото-ординцев в рукопашном бою. Хроника «Основа происхождения аккинцев» сообщает, что перед этим боем к ауховцам на помощь пришли воины из Кази-Кумуха [5]. Они также приняли участие в том бою. По всем данным, это был бой с тем гарнизоном золото-ордынцев, расположенном в Арцен-Дукъ. Бой был очень ожесточенным, на поле боя остались трупы более 3-4 тысяч человек. Жертв почти равное количество с обеих сторон. В бою погиб и ауховский предводитель Янабек.
Пятое по счету крупное сражение с золото-ордынцами у ауховцев состоялось в районе Гебк-Кхале. Это было, очевидно, в 70-80 гг. XIV века. И сражение было, по всей, вероятности, с гарнизоном Гебк-Кхале. Когда ауховцы готовились к предстоящему бою, к ним подошел «представитель мусульманского государства», который подбодрил ауховцев к предстоящему бою[6]. «Представитель мусульманского государства», который упоминается в ауховской хронике, не мог быть от арабского государства, а мусульманского государства на Кавказе не было. Похоже, что он был от Тимура, который действительно в то время появился на Кавказе. Он выдавал себя за борца за мусульманскую веру и тоже, как ауховцы, воевал с войсками Золотой Орды. Бой ауховцев с золото-ордынцами в районе Гебкх-Кхале был последним в истории взаимоотношений жителей нашего края с татаро-монголами. Наголову разбитые в этом бою золото-ордынцы устремились к переправе через реку Сирахьина (Терек). Вскоре из Ауха ушли и остальные гарнизоны золото-ордынских войск.
Однако уход Золотой Орды из Ауха нельзя связать только с освободительной борьбой ауховского народа. Скорее всего это произошло от того, что по приморскому Дагестану на север продвигался Тимур, который также воевал с Золотой Ордой и прибыл на Кавказ с целью вытеснить ее войска из Кавказа. Но нельзя отрицать и то, что ауховцы решительно выступали против пребывания золото-ордынцев на своей территории. Постоянная борьба ауховцев и появление на Кавказе более сильного противника – Тимура, возможно, вынудили золото-ордынцев эвакуировать свои гарнизоны из Ауха и укрепиться за рекой Терек. Как видно из источников, золото-ординцы действительно укрепили свои позиции по реке Терек, намереваясь не допустить Тимура на свою территорию.
В местных хрониках ничего не сказано о пребывании Тимура в Аухе. Однако, по свидетельству исторических материалов восточных авторов Тимур действительно был в Аухе. Выставив определенное количество войск по реке Кой (Койсу, т.е. Сулак, по ауховски – Аьлза или Аьлзан) Тохтамыш, золото-ордынский хан, укрепился за Тереком. Но Тимур, переправившись через Сулак, нанес сокрушительный удар войскам Золотой Орды, «омочил степь и равнину кровью их», — указывается в сочинениях[11]. Преследуя золото-ордынцев, Тимур дошел до Терека и разбил их на реке Терек. Это произошло в 1395 году[3].
Чуть позже Тимур совершил большой поход на Северный Кавказ и разбил войска Золотой Орды в Беш-Тага (Пятигорье), «сжег и сухое и мокрое», разрушил города и крепости[16]. В обратном пути полчища Тимура остановились «на предгорие горы Аухар»[16]. Войска Тимура совершили налеты на соседние районы и принесли фураж и пищу. А по поводу ауховцев, воевавших ранее с золото-ординцами, Тимур распорядился, «чтобы войско совершенно не трогало их и не причиняло им ни малого, ни большего ущерба»[16].
Сколько времени Тимур был в Аухе (или Аухаре, как написано в восточных источниках) нет сведений. Но в предгорной полосе Ауха есть местность, именуемая ауховцами «Астах Темар ор» — ров хромого Тимура. А дорога, которая идет от Ауха во внутренний Дагестан, называется «Астах Темар некъ» — дорога хромого Тимура. И есть даже сведения о том, что владелец местности Геэбк-Кхале выпросили у Тимура одного из воинов, метко стрелявшего из лука. Все это свидетельствует о доброжелательном отношении свирепого Тимура к ауховскому населению.
Но в Дагестане он обрушился на язычников и на тех, кто осмелился выступить против него, «…что из множества не спаслись даже… из тысяч один»[12]. В то время, когда Тимур истреблял ни в чем не повинных людей в южном Дагестане, в регионе вновь создалась тревожная обстановка. Надо было как-то усмирить оголтевших чужеземцев. Тимур в Дагестане обрушился на язычников, называя их «неверными», т.е. неверующими, так же как и золото-ордынцев. По каким-то причинам некоторая часть местного населения не была подвергнута исламизации и такие люди продолжали преклоняться языческим богам. Такие были и в Аухе, были и в Дагестане. Против Тимура подняли свои войска и кази-кумухские вельможи. Нужно полагать, что они обратились за помощью к ауховским предводителям. Был создан смешанный отряд в количестве 3 тысяч воинов из ауховцев и казикумухцев[13]. Видимо, ауховские предводители выделили для этого отряда определенное количество воинов, а сами в этом походе против Тимура участие не принимали. Когда Тимур осаждал Ушкудже (Акуша), под начальством казикумухского Шовхала – огнепоклонника эти войска были направлены против Тимура[13]. Но во время отдыха неожиданно на них напали отборные войска Тимура. Часть из них была перебита, часть была взята плен. А Шовхала – огнепоклонника обезглавили.
Тимур был возмущен и удивлен, почему ауховцы и казикумухцы, ранее воевавшие с золото-ордынцами, осмелились выступить против него, борца за мусульманскую религию. «У области Кази-Кумух и войска Аухара (т.е. Ауха) был обычай, что они каждый год и месяц сражались с неверными», — указано у восточных авторов[14]. Этот тезис неправильно был понят рядом авторов работ по истории народов Северо-Восточного Кавказа. Эти ошибочные заблуждения были вызваны тем, что авторы этих работ не были информированы о борьбе ауховского народа против золото-ордынских полчищ. Утверждение восточных авторов о борьбе «аухаров» и кази-кумухцев с «неверными» историки толковали, как борьбу с язычниками среди местного населения[4]. Однако это не так. Ауховцы боролись с золото-ордынцами не от того, что они не исповедовали мусульманство, а от того, что они не давали спокойно жить, грабили, истребляли людей. Вообще в истории очень мало сведений, свидетельствующих о борьбе аборигенного населения против своих соотечественников на стороне врага. Арабский полководец Абу-Убейде Джеррах, несколько раз пытался привлечь в войну против дагестанцев тот местный народ, который принял религию раньше. Однако энтузиазма он не встречал[10].
Борьбу ауховцев и кази-кумухцев против «неверных» упоминаемую Шериф-ад-дином Езди и Назим-ад-дином Шами, надо правильно понять. Это борьба не против местных язычников, а против золото-ординцев.
Оставшихся в живых из смешанного отряда ауховцев и кази-кумухцев Тимур отпустил по домам с тем, чтобы к нему пришли главари этих народов. К Тимуру пришли ауховские и казикумухские вельможи. Мирозавоеватель «обласкал их разными милостями, почетными халатами, златоткаными одеждами, золотыми поясами для мечей и арабскими конями»[15]. По-видимому, прежде чем покинуть эти края Тимур решил распределить захваченную им территорию между ауховцами и казикумухцами. «Утвердив за ними область владения и дав им ярлыки, он отослал их назад», указано у Шереф-ад-дина Езди[15]. Он был придворным истографом Тимура. Поэтому нет сомнения в том, что его данные отражают действительность.
По некоторым данным ауховской хроники «Основа происхождения аккинцев» похоже на то, что под контроль ауховцев по Тимуру была передана и территория приморского Дагестана вплоть до Тарки. Но мы склонны видеть в этом не принадлежность этой территории ауховцам, а то возможно, что ауховцы контролировали караванную дорогу вплоть до Тарки. На это указывает тот факт, что ауховцы никогда не селились южнее реки Альзан (Сулак).
Вскоре после этого Тимур ушел из Дагестана, а потом вообще покинул пределы Кавказа. На рубеже XIV и XV веков Тимур скончался в «области узбеков»[17]. «Улус его смешался», а многочисленные его наследники начали междоусобную борьбу за власть и по этой причине империя Тимура, созданная им в жесточайшей войне с покоренными народами, «пошла вверх дном»[17]. Умер он в узбекском городе Самарканде и похоронен в мавзолее, который считался шедевром архитектурного искусства того времени.
Освободившись от ужасов татаро-монгольского нашествия, опустошительных набегов золото-ордынцев и геноцида Тимура, кавказские народы, наконец, на некоторое время обрели мирную передышку. Это было лучшее время, приобретенное народом после долгих истязаний, которые длились почти 300 лет. Некогда цветущие города и прочие населенные пункты были уничтожены. На их месте выросли травы, кустарники и даже лес. Некоторые холмы и бугорки, груда камней напоминали, что в прошлом в таких местах когда-то жили люди, кипела жизнь. Большею частью названия таких городов или сел почти никто не знал, потому что в живых не осталось свидетелей.
Опустела и ауховская плоскость Паана-Мохк, некогда настолько густонаселенная, что один населенный пункт следовал за другим так, что петухи одного села или города отзывались на крики петухов соседнего села[9].
После наступления мирного времени с гор на предгорье начало переселяться ауховское население, оставшееся в живых от ужасов прошлого. И на плоскости начали появляться небольшие поселения ауховских скотоводов. На плоскость, по нашим сведениям, устремились преимущественно язычники, которые, помимо земледелия, занимались еще и охотой на диких животных, которые, так много завелось ввиду не заселённости плоскости людьми. Так выглядел Аух, по словам хронистов, после столь разрушительной «войны с калмыками» т.е. золото-ордынцами.
Мир наступил и в Дагестане, хотя это спокойствие прерывалось отдельными набегами наиболее сильных соседей, враждой отдельных феодалов. Дошедшие до нас устные сведения свидетельствуют об оживлении торговли между дагестанскими и вайнахскими народами. Для дагестанских народов Вайнахская Земля всегда была житницей. Дагестанцы привозили на вайнахские базары изделия ткацкого промысла, бурки, керамические изделия, кожаные изделия и кожу, некоторые виды фруктов, например, «тов-хурма», которая не росла на Вайнахской Земле. Взамен дагестанцы покупали большею частью зерно, муку и прочие продукты питания.
Конечно нельзя считать, что многого из того, что ввозили дагестанцы, не было у вайнахов. Торговля есть торговля. Но ввиду того, что кустарные изделия из Дагестана ввозили в изобилии, среди вайнахов мало распространилось изготовление керамических изделий. Да у вайнахов и сырье было более низкого качества. У них особенно славились андийские бурки.
Главной артерией, связывающей разные народы Кавказа между собой и внешним миром, была караванная дорога, именуемая ауховцами «къаьпал». Одна караванная дорога шла по северным отрогам Главного Кавказского хребта и брала свое начало в Крыму. Проходила она по территории Кабарды и Вайнахской Земли и по приморскому Дагестану шла в Закавказье и далее – в страны Ближнего Востока. Это дорога до реки Альзан (Сулака) называлась Мичкизская. Другая караванная дорога шла из Астрахани и пересекала Терек восточнее нынешнего г. Кизлярь. Пройдя через ауховские села 1андзле и Яркхе (на месте нынешнего Куруша), она соединялась с мичкизской караванной дорогой в районе нынешнего г. Хасавюрта.
Здесь пересекались местные дороги и от главной караванной дороги разветвлялись в разные стороны: одна дорога в сторону Янбек-Лам (или в Салатавию), другая по берегам р. Ястий (Ямансу) в Ичкерию, Нахча-Маьхка. В горную часть Чечни от главной караванной дороги отделялась и другая ветка, называемая ауховцами «Г1ачалкъой къаьпал». Это развлетление было между ауховскими селами Нохье-Буьйра (нынешний Ной-Бер) и Ойсхар, на месте нынешнего поселка Новогрозненский. В эти же горы ответвлялась и другая дорога – в районе нынешнего г. Гудермеса.
Очень оживленная торговля между дагестанцами и вайнахами проходила через Боьталкъа (Ботлих) в горную Чечню и далее на плоскостную часть Чечни.
По караванной дороге, идущей в Астрахань, кавказские народы, в том числе и ауховцы, связывались по Волге с Русью, а также сухим путем со Средней Азией, в частности с г. Бахара. По приморскому Дагестану связывались с закавказскими народами, проникали даже на арабские рынки.
Как признак мирного времени проводились всякие спортивные мероприятия. Обычно местом проведения скачек в Чечне было равнинное место между Аргуном и Сунджей, а в Дагестане – такие состязания проводились в районе Тарки, называемой вайнахами Торг1ул. Конные скачки здесь проводились южнее горы Торг1ул между двумя горами. Это было удобное место, где на склонах горы можно было наблюдать за скачками. Из спортивных мероприятий часто организовалась борьба – местный вариант местной вольной борьбы, стрельба из лука, разгадки загадок. Есть мнение, что поздний этноним «чечен» берет свое начало от того, что на таких состязаниях представители чеченцев были мастерами краснословия и разгадывали трудные загадки. Чечен происходит от тюркоязычного «чеч» — развязывай, развяжи.
В виде фольклора до нас дошли сведения об участии представителей ауховцев в этих спортивных мероприятиях, в которых нередко побеждали. Сообщается о таких соревнованиях в 1аьндой (Анди).
Хотя очень строго соблюдались границы между Дагестаном и Вайнахской Землей, по-видимому, Северо-Восточный Кавказ, во всяком случае Дагестан и Вайнахская Земля, мыслились как единое целое. Эти народы не только по торговле, но и по духу и культуре были ближе друг другу, нежели другим народам Северо-Восточного Кавказа.
- История Дагестана, Т.1, с.202
- История Дагестана, Т.1, С.204
- История Дагестана, Т.1, С.207
- История Дагестана, Т.1, С.198
- Из личного архива Исмаилова Исамуди.
- Из личного архива Исмаилова Исамуди «Основа происхождение аккинцев.
- Рашид-аддин, «Сборник летописей», М-Л, 1952 Т.1, С.5-6
- СМОМПК, Тифлис, 1908 г., Т.38 С.42,44 и далее.
- СМОМПК. Т.38 С.44
- Тарыхи Дербент-наме. С.108
- Тизенгаузен. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, М-Л., 1941. Т.2 С.119
- Там же С.119
- Там же С.185
- Там же С.124
- Там же С.186
- Там же С.123
- Там же С.125