Абсолютное большинство вынужденных переселенцев не может быть виновно в совершении преступлений в ходе конфликта, наоборот – эти люди сами стали жертвами преступлений.
Создание властями препятствий ингушскому населению в возвращении к местам постоянного проживания является формой ущемления прав по национальному признаку, что прямо запрещено статьей 19 Конституции Российской Федерации и статьей 26 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного СССР 18 сентября 1973 г. и вступившего в силу для СССР в 1976 г. (Россия, объявив себя преемником СССР, связана заключенными СССР международными договорами).
Кроме того, грубо нарушаются статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 27 Конституции Российской Федерации, предоставляющие всем людям, законно находящимся на территории государства, право свободно передвигаться и выбирать место жительства.
Налицо также нарушение статьи 40 Конституции Российской Федерации, в которой провозглашено, что «никто не может быть произвольно лишен жилища».
Совершенно недопустимы любые попытки возложения коллективной ответственности за совершенные преступления на группы людей по признаку их национальной принадлежности, места проживания и т.д. Государство, претендующее называться правовым, обязано предоставить своим гражданам – вынужденным переселенцам возможность беспрепятственно вернуться в места их постоянного проживания с предоставлением необходимой помощи, достаточной по крайней мере для восстановления жилья.
КРАТКИЙ ОЧЕРК О НАСЕЛЕНИИ,
ТЕРРИТОРИИ КОНФЛИКТА, ИСТОРИИ
Обе республики входят в состав Российской Федерации. Расположены на Северном Кавказе, занимая как высокогорные области Кавказа, так и предгорную равнину.
Площадь Республики Северная Осетия (РСО) составляет 8 000 кв. км. Пахотные земли – около 2 000 кв. км. Население – 632 428 чел. (результаты переписи 1989 года), в том числе осетины – 334 876. Столица – город Владикавказ. Горожане составляют 71% от всего населения (данные 1985 г.).
Республика обладает значительным промышленным потенциалом. С юга Республика Северная Осетия граничит с Республикой Грузия, в состав которой входит территория Южной Осетии, где, начиная с 1989 г., шла гражданская война.
Территория Ингушской Республики (ИР) точно не определена, так как после распада Чечено-Ингушской АССР в 1991 г. и создания ИР в 1992 г. ее границы не были точно определены. По данным, представленным нам в Представительстве Президента России в ИР, всего в составе ИР было 2 682 кв. км, в том числе пашни – 550 кв. км.
Население Ингушской Республики составляет 180-190 тыс. человек (точных данных нет; в 1979 г. в ЧИАССР проживало 134.7 тыс. ингушей). Большинство населения составляют ингуши.
Столица – город Назрань.
Промышленных предприятий на территории республики мало, инфраструктура не развита.
Территория конфликта
Конфликтом затронута часть равнины и предгорий Республики Северная Осетия (РСО) и Ингушской Республики (ИР). В меньшей степени конфликтом затронута горная часть этих республик.
Основная территория конфликта – это часть нынешнего Пригородного района РСО и ряд населенных пунктов, административно входящих в черту г. Владикавказа. Здесь в 1992 г. происходили вооруженные действия, отсюда были вынуждены бежать десятки тысяч людей, здесь же в настоящий момент продолжают совершаться диверсионные и террористические акты.
Площадь этой территории – 742 кв. км, в том числе пашни 569 кв. км.
На территории ИР расположена основная масса лагерей вынужденных переселенцев; в районах, прилегающих к территории РСО, также совершаются террористические и диверсионные акты.
В результате политики правительства Российской Империи на Северном Кавказе, направленной на депортацию горцев из части равнинных и предгорных поселений и создание на их месте казачьих станиц, ингуши в середине XIX в. были выселены из ряда сел, расположенных на территории нынешнего Пригородного района, после чего на месте села Ангушт была построена казачья станица Тарская, на месте села Акхи-Юрт – станица Сунженская, на месте аула Алхасты – станица Фельдмаршальская, на месте аула Таузен-Юрт – станица Воронцовско-Дашковская, на месте аула Шолхи – хутор Тарский.
Гражданская война, в которой большинство ингушей выступило на стороне большевиков, привела к тому, что казачье население из вышеперечисленных станиц было депортировано, и они были заселены ингушами.
В 1921 г. декретом ВЦИК РСФСР была создана автономная Горская Социалистическая Республика со столицей во Владикавказе, делящаяся на шесть административных округов, в том числе Ингушский и Осетинский. Территория правобережья Терека, ныне составляющая основу Пригородного района РСО, относилась к Ингушскому округу.
В 1924 г. были образованы Ингушская и Северо-Осетинская автономные области, причем административные центры обеих этих областей располагались в г. Владикавказе.
Постановлением ВЦИК РСФСР в 1933 г. Орджоникидзе (Владикавказ) был передан Северной Осетии, а в 1934 г. была образована объединенная Чечено-Ингушская автономная область (затем Чечено-Ингушская АССР) со столицей в г. Грозном.
В феврале 1944 г. все чеченцы и ингуши, проживающие в ЧИАССР и прилегающих к ней территориях, были насильственно выселены в Казахстан и Среднюю Азию. Поводом для этого стало обвинение этих народов в борьбе против советской власти и сотрудничестве с немецко-фашистскими агрессорами. Последствия этой преступной акции сталинского режима стали одним из основных источников нынешнего конфликта. Указом Президиума ВС СССР ЧИАССР была ликвидирована, а на ее территориях создана Грозненская область, часть же районов отошла к Дагестану, Грузии и Северной Осетии. На освободившиеся земли завозились переселенцы из близлежащих регионов, нередко против их воли.
Указами Президиума ВС СССР и Президиума ВС РСФСР в 1957 г. ЧИАССР была восстановлена, однако Пригородный район и часть Малгобекского района остались в составе Северной Осетии. В состав ЧИАССР были включены 3 новых района, ранее принадлежавшие Ставропольскому краю. Депортированные жители возвращались в места своего прежнего проживания. В Пригородном районе дома и имущество им возвращены не были, секретные нормативные акты, запрещающие продажу домов или сдачу жилплощади ингушам, остались в силе.
В 70-80-х годах во Владикавказе и Пригородном районе имели место межнациональные столкновения, наиболее острыми из которых были события во Владикавказе в 1981 г. После этого в 1982 г. Советом Министров СССР было принято постановление об ограничении прописки и купли-продажи домов в Пригородном районе. Аналогичное постановление в 1990 г. принял ВС Северной Осетии. При том, что в этих постановлениях не шла речь об ограничении по национальному признаку, реально они были направлены на уменьшение притока ингушей. Несмотря на это, возвращение ингушского населения в Пригородный район Северной Осетии продолжалось вплоть до осени 1992 г. Многие ингуши селились или покупали дома, не прописываясь при этом.
До 1944 г. численность населения Пригородного района составляла более 34 тыс. человек, из них 31 тыс. ингушей; в 1990 г. на данной территории было прописано около 40 тыс. человек, из них 17,5 тыс. ингушей.
В 1963 г. руководство Северной Осетии отчасти изменило границы Пригородного района, убрав из его пределов некоторые населенные пункты с ингушским населением и присоединив к нему территории по левому берегу Терека.
Часть ингушского населения остро ставила вопрос о возвращении территории Пригородного района в его прежних границах в состав Чечено-Ингушетии. На волне осуждения преступлений тоталитарного режима во второй половине 80-х годов этот лозунг получил широкое распространение, его использовали политики, под этим лозунгом создавались общественные организации…, что вызывало дальнейший рост напряженности в осетино-ингушских отношениях.
20 апреля 1991 г. ВС Северо-Осетинской АССР ввел в Пригородном районе и Владикавказе чрезвычайное положение, которое затем вплоть до осени 1992 г. регулярно продлевалось Верховным Советом России.
26 апреля 1991 г. ВС РСФСР принял Закон «О реабилитации репрессированных народов», в статьях 3 и 6 которого говорится о территориальной реабилитации. При этом конкретных механизмов, позволяющих осуществить процесс изменения нынешних границ между субъектами федерации, предложено не было. В процессе обсуждения этого законопроекта раздавались голоса (отнюдь не только депутатов от Северной Осетии) о том, что принятие данного закона в таком виде неизбежно приведет к территориальным спорам, а значит – к кровопролитию. Принятие закона дало новый толчок эскалации напряженности в регионе.
Осенью этого же года в Чечено-Ингушетии произошли события, приведшие к самопровозглашению независимого Чеченского государства. На территории же Ингушетии вплоть до декабря 1992 г. практически отсутствовала единая государственная власть.
В ноябре 1991 г. решением Верховного Совета Северной Осетии были созданы незаконные вооруженные формирования – республиканская гвардия и народное ополчение.
В течение 1991 г. и вплоть до конца октября 1992 г. на территории конфликта совершались многочисленные, явно провокационного характера акты насилия: убийства осетин и ингушей, взрывы ингушских домов. Обеими сторонами в регионе накапливалось оружие.
4 июня 1992 г. ВС России принял Закон об образовании Ингушской Республики без определения границ этой республики, что привело к обострению территориальных споров в регионе: между Чечней и Ингушетией по поводу Сунженского района и между Ингушетией и Северной Осетией по поводу Пригородного района.
По данным Прокуратуры РФ в период вооруженного конфликта с 31 октября по 5 ноября 1992 г. в результате конфликта погибло 583 человека, в том числе 350 ингушей и 192 осетина, было ранено 939 человек, в том числе 457 ингушей и 379 осетин, пропал без вести 261 человек, в том числе 208 ингушей и 37 осетин, подверглись незаконному лишению свободы в качестве заложников 1093 человека, в том числе 708 ингушей и 289 осетин.
Местные жители называют эти трагические события войной.
2 ноября 1992 г. в ряде районов РСО и ИР Указом Президента РФ было объявлено чрезвычайное положение (ЧП), которое с тех пор периодически продлевается. Руководство по осуществлению режима ЧП было возложено на Временную администрацию, глава которой назначается из Москвы (о Временной администрации см. в соответствующем разделе).
Тогда из своих домов в Пригородном районе бежали 9 045 осетин, к концу июля 1994 г. 6 463 из них вернулись в места своего проживания. Вопрос возвращения остальных (2582 человека) упирается в отсутствие средств
на восстановление разрушенного жилья.
Как нам сообщило должностное лицо РСО, зарегистрировано лишь несколько десятков осетин – вынужденных переселенцев из Ингушетии (там проживало чрезвычайно мало осетинских семей).
Ингушское население Владикавказа и Пригородного района почти целиком (за исключением части жителей трех населенных пунктов – Карца, Майское и Эзми) бежало из Северной Осетии в Ингушетию. Уже после бегства этих людей их дома целенаправленно разрушались. В настоящий момент по разным оценкам от 46 до 64 тысяч человек зарегистрированы в качестве вынужденных переселенцев из Северной Осетии. Кроме того, в территориальной миграционной службе называют разные цифры (от 3 до 5 тыс. человек) поселившихся у родственников в Грозном (Чечня), которых Федеральная служба не регистрирует в качестве вынужденных переселенцев.
В результате конфликта в целом было разрушено 2 728 ингушских домов.
В черту Владикавказа входят также населенные пункты Чми (15 ингушских домов, разрушены), Попов Хутор (10 ингушских домов, разрушены) и поселок Спутник (в 40 квартирах многоэтажных домов ведомственного подчинения в основном без прописки проживали ингуши), а также высокогорное село Эзми, в котором продолжает проживать около 300 ингушей.
В Пригородном районе находится село Майское, которое не было затронуто в ходе боевых действий осенью 1992 г. Ингушское население не покидало его. 18 осетинских семей, проживающих в нем, были вынуждены бежать из села. Их дома не разрушены и незаконно заняты ингушскими вынужденными переселенцами из сел Пригородного района.
Часть жилых домов была разрушена в результате боевых действий конца октября – начала ноября 1992 г. (в наибольшей степени это относится к селам Карца и Дачное). Однако абсолютное большинство домов уничтожалось уже после того, как вооруженные формирования устанавливали контроль над данной территорией.
Наибольшая часть разрушений ингушских домов была произведена в ноябрьские дни сразу после установления контроля над территорией осетинскими вооруженными формированиями. По сообщению очевидцев, часто практиковался способ стрельбы трассирующими пулями по дому, в котором предварительно открыли газовые краны у плиты или газового баллона, после чего дом взрывался.
В распоряжении ПЦ «Мемориал» имеется видеозапись рассказа русской жительницы села Дачное, свидетельствующей, что непосредственные разрушения домов в селе осуществляли члены отряда, прибывшего из Южной Осетии.
Следует сказать, что вина за эти разрушения в значительной степени ложится на российское руководство и должностных лиц, осуществлявших режим чрезвычайного положения осенью 1992 г., которые были обязаны защитить мирное население от насилия и необходимости искать спасения в бегстве.
В ответ на подписание Президентом России Указа о возвращении беженцев и вынужденных переселенцев в декабре 1993 – начале 1994 г. количество разрушений ингушских домов увеличилось. Весной и летом 1994 г. такие диверсии продолжались. Например, в поселке Карца в январе, феврале и марте 1994 г. взрывались пустующие жилые дома, в мае этого года был взорван клуб и предпринята попытка поджога дома, в котором живет ингушская семья; в июле был взорван полуразрушенный дом.
Даже уже разрушенные жилища продолжают растаскиваться. Представители ПЦ «Мемориал» были свидетелями того, как кирпич и другие строительные материалы увозились частными лицами с развалин ингушских домов в селах Тарское и Дачное.
Во Владикавказе же около 800 квартир, покинутых хозяевами-ингушами, заняты работниками МВД. Естественно, этому факту власти РСО никакого разумного объяснения дать не могут.
Проблемы вынужденных переселенцев
в зоне осетино-ингушского конфликта. Москва. 1994. С. 6-7, 10-21.