Мы, делегаты Второго съезда ингушского народа, считаем, что Проект платформы КПСС по национальной политике является в целом одним из конкретных свидетельств трезвого подхода партии к национальным интересам народов. Но вместе с тем он не полностью отвечает нормальному развитию межнациональных отношений в стране.
Выражая волю ингушского народа и сознавая правомерность своих требований, мы заявляем о необходимости воссоздания национальной государственности Ингушетии и обращаемся к участникам Пленума ЦК КПСС с призывом оказать в решении этой проблемы всемерную поддержку.
Мы рассматриваем восстановление автономии как неотъемлемое право нации, а возможность постановки самого вопроса как возвращение в условиях перестройки, демократии и гласности к подлинно ленинской национальной политике.
На протяжении десятилетий в стране коверкались судьбы многих народов. Никогда в их памяти не исчезнут воспоминания о насильственном выселении из родных мест, о политическом и социальном гнете, о всевозможных преградах в развитии языка и культуры. В печальном ряду этих народов стоит и ингушский народ.
Ликвидация ингушской автономии в 1934 году, ссылка в 1944 году, только частичное восстановление государственности ингушей в рамках Чечено-Ингушской АССР после исторического XX съезда КПСС в 1957 году, непомерное отставание во всех сферах жизни на протяжении последних десятилетий – все это неполный перечень лишений, постигших ингушский народ.
Сегодня сложилась ситуация, при которой почти половина исконно ингушских земель отдана в состав Северо-Осетинской АССР. Город Оржоникидзе (бывшая столица Ингушской автономной республики), основанный на территории, исторически принадлежавшей ингушам, также необоснованно включен в состав Северной Осетии. В настоящее время в бывшем ингушском Пригородном районе и в г. Орджоникидзе проживают десятки тысяч лиц ингушской национальности, которые ущемлены в своих правах.
Мы, делегаты Второго съезда ингушского народа, констатируем еще и тот факт, что представительство ингушей в управленческом аппарате Чечено-Ингушской АССР исчисляется единицами, многие из партийных, советских органов, министерств, республиканских комитетов и вовсе не представлены кадрами из числа ингушей. В плачевном состоянии находится рост собственного рабочего класса – из общего числа рабочих ведущих отраслей народного хозяйства республики рабочие – ингуши составляют мизерный процент.
Во многих ингушских селах, где проживают до десяти и более тысяч человек, нет культпросветительских учреждений, в школах проводят занятия в две и даже три смены, изучение родного языка в них поставлено исключительно плохо. Весьма слабо развиваются ингушская национальная литература и искусство.
Все это наглядно показывает, что нынешнее трагическое положение ингушского народа и связанные с ним проблемы имеют конкретно-историческое содержание. Необходимо развязать этот узел проблем, обид, несправедливостей, который создала сталинская машина репрессий, и продолжило время застоя. Мы считаем, что первым шагом в деле решения насущных политических, экономических и культурных проблем ингушского народа, развития национального самосознания и нового качества интернационального единства может стать только восстановление нашей автономии в форме Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики в составе правобережной части г. Орджоникидзе.
Гор. Грозный, 10 сентября 1989 года