Дорогие соотечественники! Сегодня мы обращаемся к вам с просьбой принять братское участие в судьбе ингушского народа. Мы жили и живем с вами на этой земле с древнейших времен. Мы пили с вами из чаши радости и из чаши горя. Последние два века оказались для нас, ингушей, особенно трагическими, хотя для многих кавказских народов наступил относительный мир. В прошлом веке наших отцов – кого силой, а кого и обманом – прогнали с родных земель. Десятки тысяч ингушей вынуждены были искать пристанище в восточных странах: в Турции, Иране, Иордании, Сирии. Люди уходили целыми селами, обществами.
Там, на чужбине, гибли поколения, потеряв Родину, веру и надежду. Но и жизнь тех, кто оставался на родных землях, складывалась не лучшим образом. Царская администрация жестоко притесняла ингушей, загоняла их в горы, лишая всех человеческих и гражданских прав. Революцию ингушский народ встретил как спасение. В борьбе за советскую власть участвовали практически все ингуши. В те годы родилась песня:
Однажды правда победит В подлунном этом мире.
Революция нам светила факелом надежды. При жизни В. И. Ленина ингуши пользовались одинаковыми правами со всеми народами Союза ССР. У нас была своя автономия со столицей в г. Орджоникидзе. В 1934 году Сталин и его окружение отняли у ингушей и столицу, и автономию, а в 1944 году он решил отнять у них и родину, и жизнь. 23 февраля 1944 года ингушей насильственно выселили в холодные казахстанские степи, где почти половина нашего населения вымерла от холода, голода и болезней.
Оставшимся в живых разрешили вернуться на родину после XX съезда КПСС – через тринадцать лет. Была восстановлена Чечено-Ингушская АССР; но от Ингушетии, вопреки воле и желанию народа, отрезали 46 процентов территории в пользу Северной Осетии. Этим несправедливым актом административно-бюрократический аппарат того времени стравил два братских народа, нанес серьезный удар нашей дружбе.
Из 240-тысячного ингушского населения почти половина не может вернуться на родину, к своим очагам. События в новом Узене показали, сколь неуютно жить не у себя дома. На родине не принимают, с чужбины гонят. Что им делать? Куда идти?
Ингушский народ разделен и разобщен. Невосполнимый урон нанесен языку. Неотвратимо надвигается национальная катастрофа: быть или не быть ингушам как нации? Перестройка подала нам надежду. Народ наш ходатайствует перед Правительством страны о восстановлении ингушской автономии в пределах исторических границ. Мы просим все народы Союза ССР поддержать наше справедливое требование.
Мы, ингуши, хотим решить свой вопрос мирно и взываем о помощи ко всем народам нашего Отечества!
Гор. Грозный, 10 сентября 1989 года.