В этот период начались новые формирования правительств: одни имели целью свержение максималистов и объединение всей России, другие, напротив – полного отделения от России. Таким образом, на юге России казаки и партия кадетов сформировали Юго-Восточный Союз, во главе которого стояли испытанные патриоты – Милюков, Гучков, Карламанов, генералы Алексеев, Каледин. Этот союз можно отнести к первой из вышеназванных категорий правительства. Тогда как Горский союз – ко второй категории. Это была эпоха противостояний и противоречий.
На приглашение в Юго-Восточоный Союз, ЦК горских народов делегировал четырех человек. Этим началом они решили положить конец влиянию центра и в то же время изолировать от России казаков с целью более или менее усилить на тот период свои позиции и противостоять в дальнейшем захватническим притязаниям как России, так и ее авангарда — казаков.
Вхождение горцев в Юго-Восточный Союз был для них важен и в другом аспекте, а именно: значительно уменьшило бы вооруженное противостояние с терскими казаками. Юго-Восточный союз, идеология которого была русско-центристской, представленной партией русских кадетов, продолжал отдельно от питерского правительства политику Российского правительства: объединить вокруг себя весь юг России, Сибирь и путем переворота занять место революционного правительства, которое прельстило бы сначала правительство Керенского, затем Ленина. Такими целями и задачами Юго-Восточный союз излагал свои тактические соображения. Конфликтовавшие горцы и казаки могли преградить путь Союзу на юг и в Закавказье. Юго-Восточный союз оказывал давление на терских казаков, обязуясь прекратить операции и пойти на территориальные уступки в пользу горцев. Они уступили Карабулак, Сунжу и Вознесенское, раннее отвоеванные горцами силою оружия. Подобное мероприятие было проведено и на Кубани, где под влиянием Юго-Восточного союза заставляли казаков смягчать характер взаимоотношений с черкесами. Но терские казаки быстро сообразили, что им невыгодно вхождение горцев в Юго-Восточный союз, и в октябре 1917 г. представители 8 населенных пунктов Сунженской линии выразили протест на съезде рабочих и солдатских депутатов во Владикавказе, заявив, что ингуши, чеченцы и другие горцы являются для них губительными элементами и не должны входить в Юго-Восточный союз. В дальнейшем казаки, поняв тщетность попыток защитить свои локальные интересы, развязали крупномасштабную кампанию против горцев. Совершено убийство Караулова, самого влиятельного члена Союза, бывшего депутата Государственной Думы.
Таковы наиболее положительные достижения горцев от их непродолжительной связи с Юго-Восточным союзом. Однако следует отметить, что эта связь была просто номинальной т.к. горцы из четырех им предложенных мест в правительстве получили три – Чермоев, Бамматов и Коцев (Бамматов же не вошел в правительство) и никак не смогли развить организационную работу.
С одной стороны, уход армии с Кавказского фронта, с другой продвижение максималистов к Дону сводили на нет связь горцев с Юго-Восточным союзом, и представители были отозваны.
Ситуация, создавшаяся революционным течением и существованием ЦК горских народов, была отражена в законодательном акте от 2 декабря, провозгласившем автономию Союза горских народов Кавказа и сразу же объявившем ЦК Временным правительством горских народов до созыва Учредительного Съезда.
Дикая дивизия, вернувшаяся с фронта, была преобразована в армейский корпус. На всей территории горского Союза утвердились власть комиссаров горского правительства и национальные советы. Эта власть решала вопросы лишь локального характера: экономики и культуры. На другие же вопросы, отраженные в декларации, не было предоставлено полномочий. Правительство вынуждено было вести безнадежную борьбу с казаками и главным образом, с русским населением, примкнувшим к максималистам и выступавшим против горцев. Этот радикализм, под флаг которого встали русские, населявшие Кавказ, явился в действительности национальным движением, а не общественной организацией.
Как и в центре России, казаки и другие русские не желали расставаться с Кавказом и своим привилегированным положением, которому горцы хотели положить конец. Ситуация оказалась таковой, что казаки, заявлявшие до сего времени о своем неподчинении центру, вдруг вновь стали центристами и даже радикалами. Радикалы, разгромив значительные силы донских казаков, прошли через Кубань с ожесточенными боями, уничтожая цветущие черкесские города, убивая детей, женщин и мужчин: пришли, чтобы объединиться с кубанскими и терскими казаками и совместно выступить против горцев. Последние защищались и даже переходили в контрнаступления, часто отбрасывая противника с большими потерями. Боевые операции носили характер позиционной войны с редкими, но ожесточенными атаками. Требовалось большое количество боеприпасов.
Но, к сожалению, их (сост. горцев) героические усилия не смогли предотвратить угрожающую опасность. Вскоре боеприпасы закончились полностью.
Горцы, наступая, заняли с боями железнодорожную линию Беслан – Минводы.
Горское правительство учитывало, что Владикавказ находится под перекрестным огнем казаков и горцев и может оказаться ареной боевых действий, что привело бы к полному разрушению города, в котором находились учреждения и имущество. Было решено оставить город и перевести резиденцию в Назрань. Враждебность народных масс была столь велика, а власть максималистов не прочна, что если бы у горцев был хоть небольшой запас снарядов и патронов, они смогли бы очистить от них свои города. Оценив создавшуюся обстановку, Горское правительство решило оставить в центре (Назрань) 3 членов правительства — главу кабинета министров Чермоева, министра иностранных дел Бамматова и министра финансов Джабагиева.
Другие члены правительства были направлены руководить деятельностью национальных советов, полномочия которых временно расширились в виду чрезвычайных обстоятельств.
Главным стремлением горцев было создание единого и независимого Кавказа на основе конфедерации, полагая, что подобное объединение позволит защитить интересы каждого члена конфедерации. Единый Кавказ таит в себе силы, позволяющие самообеспечение экономическое, политическое, военное и т.д. С такими идеями представители Горской республики отправились в Тифлис к представителям других партий национальных Советов и к самым значимым депутатам закавказского собрания (сейма), но их миссия не принесла результатов…
Ввиду полной анархии в России и пользуясь признанным самим Петроградским правительством правом, за всеми народами бывшей царской России свободно создавать свою политическую будущность, правительство Объединенного Союза Горцев Кавказа приняло следующую резолюцию:

  1. Союз Горцев Кавказа решает отделиться от России и образовать независимое государство.
  2. Территория нового государства будет иметь своими границами: на севере – те же самые границы, какие имели области и провинции Дагестана, Терека, Ставрополя, Кубани и Черного моря в бывшей Российской империи; на Западе – Черное море, Востоке – Каспийское море, на юге – границу, подробности которой будут определены по соглашению с Закавказским правительством. Нижеподписавшиеся полномочные делегаты вправе довести до сведения всех государств о создании независимого государства Союза Объединенных Горских Народов Кавказа.
    В связи с изложенным нижеподписавшиеся заявляют, что с сего дня провозглашается независимое государство Союза Объединенных Горских Народов. Подпись: Абдул Меджид Чермоев, Хайдар Бамматов.
    Данная резолюция от 11.05.1918 г.

Материалы Съездов Горских Народов Северного Кавказа и Дагестана 1917 года. Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2014. С. 36-43.