28 мая Армянский национальный совет Тифлиса во главе с Арамом Манукяном принял декларацию, в которой говорится: «В новой обстановке, возникшей с распадом политической целостности Закавказья и провозглашением независимости Грузии и Азербайджана, Армянский национальный совет объявляет себя верховной и единственной властью армянских уездов».
Здесь же, в Тифлисе, состоялись переговоры между основными армянскими политическими партиями, в результате которых было решено образовать высший законодательный орган Республики Армения — Совет Армении (в дальнейшем — парламент) посредством включения в него членов Тифлисского и Ереванского национальных советов. Затем было образовано правительство республики; на посту премьер министра — Ованес Качазнуни, министра внутренних дел — Арам Манукян, главы МИД — Александр Хатисян. Столицей республики был определен город Ереван, власть в котором, как и во всей Армении до прибытия в Ереван членов Совета Армении и правительства осуществлял Ереванский национальный совет во главе с Арамом Манукяном.
https://www.tert.am/ru/news/2013/05/28/first-republic/781730
«Кровавый вихрь анархии, социального насилия и демагогического радикализма, захлестнувший страну, не обошел и Кавказ. В пламени гражданских и межнациональных конфликтов сгорел и Союз объединенных горцев, пытавшийся спасти край от братоубийственной бойни.
От весны 1917-го до весны 1918-го — таков оказался срок, отпущенный историей горскому союзу. Равно один год. Недолгий век, если считать арифметическое число дней и недель. Но и целая эпоха — учитывая насыщенность этого времени захватывающими событиями, процессами столь важными и масштабными, что они еще долго отражались на истории всего региона.
Конечно, с бесславным бегством последних министров Горского правительства из Владикавказа в марте 1918 года не закончилась история Горской идеи, колыбелью и носителем которой являлся Союз объединенных горцев. Идеалы общегорского единства и национальной демократии, стремление к духовному и культурному возрождению, надежда на свободное, мирное развитие всех народов Северо-Кавказского края — все это не кануло бесследно. Идея была подхвачена и стала флагом лидеров Горской республики, пытавшихся в суровых, порой нечеловечески жестоких условиях гражданской войны отстоять свободу и права кавказских горцев как от большевиков, железной рукой загонявших Россию в рабско-скотское «счастливое завтра» (оказавшееся пострашнее любого ада), так и от деникинцев, желавших голым насилием и оторванной от реальности державно-романтической болтовней реанимировать уже распавшуюся «Единую-Неделимую» империю.
Несмотря ни на что, лидеры горского движения продолжали верить в Россию. Как ни парадоксально, в душе они не были сепаратистами, чтобы там не говорили о них глупцы и недоброжелатели — как прошлые, так и нынешние. Да, волею обстоятельств (о которых мы надеемся сказать в наших других работах) горские лидеры были вынуждены провозглашать суверенитеты и даже выступать с весьма резкими заявлениями против поработителей Кавказа — как белых, так и красных. Но все-таки они надеялись на будущую Великую и Свободную Россию и открыто говорили, что только в свободном, демократическом, федеративном Российском государстве горские народы Кавказа смогут обрести настоящую свободу и прийти к своему национальному возрождению.
На чужбине, в годы эмиграции деятели-горцы продолжали хранить горскую идею, пропагандировать и развивать ее — в своих журналах, книгах, исследованиях, в общественной и публицистической деятельности. Этот ценный пласт исторического, идейного и духовного наследия, теперь уже открытый для изучения, должен, наконец, вернуться в культурную жизнь Северного Кавказа.
Может быть, именно в том и заключался исторический смысл той отчаянной и самоотверженной борьбы, которую почти век назад вели лидеры Союза горцев».

Музаев Тимур. Союз Горцев. Русская революция и народы Северного Кавказа. 1917 — март 1918 года. Нальчик: Печатный двор, 2012. С.400-401.

«Из вышеизложенного материала с большой очевидностью можно заключить, что горцам Кавказа был чужд любой гнет, от кого бы он ни исходил, поэтому они относились к призывам, пока еще не окрепших на Кавказе к 1918 году большевиков, да и других партии без особого энтузиазма.
С захватом Белой армией столицы горцев Северного Кавказа города Владикавказа, дальнейшая участь Горской республики и в целом Закавказья была решена. Слишком неравные силы были задействованы в этом сражении за главное стратегическое направление, открывавшее ворота в Закавказье и освобождавшее стратегический простор до самого Каспийского моря. На этом направлении против армии генерала Деникина восстало ингушское население. «Антиденикинская оборона Ингушетии стала проявлением массового героизма ее жителей, для которых она превратилась в священную войну за свою землю, войну за Родину».1 Оставленные одни против регулярной Белой армии, ингуши, несмотря на весь свой героизм, не имели шансов на победу и тем более в одиночку не могли отстоять идеалы свободы и независимости горцев. Поведение деникинцев подталкивало ингушей к сопротивлению, так как фактически заявленную позицию Добрармии невозможно было оценить иначе, как неоколониалистскую. Армия Деникина не столько боролась с большевизмом, сколько завоевывала заново эти территории. Раскол между белыми и ингушами окончательно оформился в первых масштабных сражениях на ингушской земле, разгоревшихся в первой декаде февраля 1919 г. Бой за ингушское селение Долаково, близ Владикавказа, начался 8 февраля. Сюда большевики в помощь ингушам «перебросили незначительные подкрепления, в которые входили кавалерийская сотня сунженских казаков, отряды осетин-керменистов, грозненских рабочих, китайцев, кабардино-балкарского отряда Б. Калмыкова и, пожалуй, наиболее боеспособной в этом пестром ряду, команды курсантов Владикавказской инструкторской школы красных командиров». Основная же тяжесть боев легла на ингушское ополчение из различных селений.
Оставленным на расправы всем своим врагам и в первую очередь врагам самоопределения горцев Кавказа, у ингушей не было другого выбора кроме как войти в союз с большевиками, готовыми помочь, стоящему на пороге истребления населению Ингушетии огнестрельным оружием и другими резервами.
Несомненно одно, что Белая армия, объявившая войну Республике Горцев и приложившая много сил для нового покорения Кавказа, помогла Красной армии победить в гражданской войне на Юге России, а советской власти надолго закрепить там свое торжество».

Приложение к Главе 2
1.
КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ ГЕНЕРАЛА ТОМСОНА
PEACE CONGRESS POLITICAL. RUSSIA. 386
(Docket.)
Relations of N.M.G. with N. Caucasian Government.
Refers to previous meme. On conversation with Mr. Tchermoeff and Bammate and attaches, copy of letter addressed by Gen. Thomson on Nov. 27 th. 1918 to North Caucasian Govt outlining certain indispensable conditions to be executed by them. M. Bammate declares that conditions were carried out and furnished certain documents in support of his statement, copies of which are enclosed, viz: — (1) copy of agreement between North Caucasian Govt. And Cossacks of Terek dated Dec. 10 th. (2) Letter from Gen. Thomson to representative of the Ingushi thanking them for their service, (3) extract from «L’ Azerbaidjan» regarding meeting between General Thomson and N. Caucasian Ministers of Commerce and Ingustry showing circumstances in which request was made to N. Caucasian Republic to act defensive only. Hi has also supplied copies of protests against Gen. Denekin’s activities made by
N. Caucasian Government.
1.
2.
3.
(How disposed of.) Б F O № 1235. 8. 1323.

  1. № 14080. Ist July 1919. Writer. Simpson. Undated. Russia. (Print.)

МИР КОНГРЕССА
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОССИЯ
(Ярлык)
Отношения Н.М.Г. с правительством Северного Кавказа
Относится к предыдущему мему.
Письмо генерала Томсона 27 ноября 1918 г. с приложениями о его переговорах с Т. Чермоевым и Г. Бамматом.
На Северокавказское правительство возложили некоторые условия, которые должны были быть ими выполненны.
Г. Баммат заявляет, что условия были выполнены, и представил некоторые документы в подтверждение своего заявления, копии которых прилагаются, а именно:

  1. Копия соглашения между Северо-Кавказским правительством и Терскими казаками, датируемое 10 декабря;
  2. Письмо генерала Томсона представителю ингушей с благодарностью за их службу;
  3. Выписка о встрече генерала Томсона с министрами торговли и промышленности Северного Кавказа с указанием обстоятельств, при которых был сделан запрос в северокавказскую республику действовать только в обороне. Он также предоставил копии протестов против действий генерала Деникина, проведенных правительством Северного Кавказа.
    Подписи:
    1.
    2.
    3.

The National Archives U.K. — Kew-London. Р. 386
Перевод с английского Бориса Харсиева

ПИСЬМО ГЕНЕРАЛА ТОМСОНА
Северо-Кавказскому Правительству
27 ноября 1918 г.

Настоящее письмо является письменным подтверждением деклараций, которые сделал я, представитель Антанты, вам, представителю Северного Кавказа, во время нашей вчерашней встречи.

  1. Я не хочу повторяться о том, каковы цели Союзников со времени их нахождения на Кавказе. Вам, безусловно, известны опубликованные мной воззвания; и по тому, что вы наблюдали сами в Баку, вы можете судить о нашем отношении к Азербайджану.
  2. Вас более всего интересует, как стать независимой республикой. Я могу вам только сказать, что все такие вопросы будут решаться на Конференции по Миру Антанты.
  3. До этого у вас есть все возможности (полномочия) наглядно показать ваши способности на Самоуправление. Как только вы создадите Коалиционное Правительство из представителей всех партий, я готов относиться к вам с той же позиции, с какой я обещал относиться к Правительству Азербайджана; и все принципы, изложенные в опубликованных мной воззваниях, будут применены к Северному Кавказу.
  4. Я считаю, что было бы целесообразным выполнить следующие положения, и чтобы вы:
    (а) сформировали Коалиционное Правительство с представителями всех партий;
    (б) оставили в стороне все мелкие разногласия и сформировали единый Союз против большевиков;
    (в) управляли страной (областью) со всей справедливостью и беспристрастием;
    (г) восстановили средства морского и железнодорожного транспорта; помогли в материальных нуждах населению Кавказа и побережья Каспийского моря, причиненных продовольственным кризисом;
    (д) изгнали турок и покончили со всей турецкой и немецкой пропагандой, ибо они пришли на Кавказ не для вашего, а для своего интереса, и не принесли вам ничего, кроме несчастий;
    (е) помогали Союзникам, поддерживали связи с Армией Генерала Деникина и убедили ингушей постараться освободить британских миссионеров, захваченных большевиками во Владикавказе.
    Что касается меня, то как Командующий Британскими Армиями и как представитель Антанты, я явился сюда с тем, чтобы помочь всеми возможными средствами народам Кавказа преодолеть препятствия, стоящие у них на пути.

Баку, 27 ноября 1918 года.
Командующий британскими силами в Баку Генерал-Майор Томсон.
Документ предоставил Джем Кумык.
Черкесский исследователь и Кавказский эксперт. Стамбул.
The National Archives U.K. — Kew-London. Р. 389-390. Перевод с французского М. Цароевой.

ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ИНГУШЕЙ АБУ БЕКИРУ ПЛИЕВУ

Я рад, что у меня есть возможность горячо поздравить вас с успехом, достигнутым бравыми ингушами, достойным представителем которых вы являетесь, в борьбе против большевиков.
Ингуши всегда были настоящими друзьями Антанты, и я рад, что могу выразить вам нашу глубокую признательность за незабываемые услуги, которые вы оказали Нашей Делегации, а также за то, что вы спасли жизнь Мадам (Госпоже) Дюри и Полковнику Роландсону.
Антанта продолжает поддерживать Корпус Волонтеров в борьбе с большевиками. И я уверен, что ингуши сделают все возможное, чтобы ей помочь. Я твердо верю (также), что не будет трудностей предусмотреть (все) совместно с Генералом Деникиным.
В настоящее время, когда наш враг, большевизм, уничтожен, и благородные ингуши могут вернуться к своим очагам, я хочу верить в их счастье и в процветание их страны в будущем.
Генерал Томсон
Документ предоставил Джем Кумык. Черкесский исследователь и Кавказский эксперт. Стамбул.
The National Archives U.K. — Kew-London. p. 394. File №. 602 /1/ 3. Last Paper. 13213. Index. 05. Next Paper 16346.
Перевод с французского М. Цароевой

2.
Przeglad Islamski Kwartalnik. Zeszyt. 1. 1930.
ПОЛЬСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ

Как известно, правительство Польши и польское общество с искренней симпатией относятся к исламу и мусульманским странам. Эта дружба стала традиционной начиная со второй половины 18 века, когда Турция не признала первого раздела Польши. Обращает на себя внимание, что в целом мире только два правителя — римский Папа и исламский Халиф — не признали этого преступления, совершенного против Польши христианскими государствами: Россией, Германией и Австрией. Как видим, польская дружба и симпатия к исламу являются обоснованным и очень важным историческим фактом, который дал начало великому потрясению народа и огромному количеству жертв, которые он принес на протяжении веков на алтаре борьбы за восстановление утраченной самостоятельности.
Однако у истоков симпатии Польши к мусульманам лежит также длительное проживание с согражданами мусульманского вероисповедания, так называемыми «мусьлимами» или «литовскими татарами», в течение более 500 лет. На протяжении этого долгого времени польские мусульмане несмотря на их небольшое количество, проявили любовь к своей новой родине и вместе с поляками проливали кровь на фронтах борьбы — защиты Польской Речи Посполитой. Мусульмане боролись в отрядах польской армии даже против Турции и татар кыпчакской и крымской орд. Сотни семей польских мусульман связаны кровными узами с польскими семьями, и это является примером настоящего родства.
Хотя количество мусульман, которые живут на территории современной Польши, небольшое и составляет только 7 — 8 тысяч, даже сегодня эти мусульмане являются связующим звеном между Польшей и мусульманским миром, символом польско-мусульманской дружбы.
К сожалению, Польша не в достаточной мере оценивает пользу от присутствия граждан-мусульман, которые являются истинными и равноправными поляками исламского вероисповедания. Ведь на основе этого единства возможно было бы в дальнейшем развивать и укреплять отношения с пробуждающимся мусульманским миром.
Первые татарские посёлки в Литве датируются концом XVI-го века. Однако более масштабная колонизация литовской земли татарами началась во время господства великого литовского князя Витольда, который охотно заселял свое государство татарскими воинами. В Грюнвальдской битве 1410 года в составе польско-литовской армии участвовало несколько полков татарской кавалерии, доблесть которых значительно способствовала победе над Тевтонским орденом. В XV веке татарское население Литвы составляло 40 000 человек, в XVII веке 100-150 000 человек. Главная часть татар заселяла пространство между городами Миньск и Ковно.
По происхождению польские татары являются пришельцами из Золотой Орды, которая раньше находилась на территории степей Поволжья, переднего Кавказа, Украины и Крыма. Предками татарских семей были не только семьи чисто татарского происхождения, но также ногайского и черкесского. Поэтому это совершенно справедливо, что раньше называли польских татар «мусьлимами», имея в виду их религию, но не племенное происхождение.
Принимая во внимание важные услуги, которые оказали татары, служившие в польско-литовской армии, великие литовские князья и польские короли наделяли их землей и различными привилегиями. В прошлые времена положение мусульман было привилегированным, потому что они имели почти равные права с правительственным классом, значит с дворянством и боярами.
Будучи обладателями земельных участков и привилегий, татары были обязаны постоянно служить в польской армии в отрядах лёгкой кавалерии. Даже название «улан» восходит к татарскому слову: oghlan «юноша».
В конце XVII века многие польские татары эмигрировали в Крым и Турцию, где поселились у реки Дунай и в Малой Азии. По этому поводу их количество в Польше значительно уменьшилось и перед мировой войной татарское население в Польше не превышало 15 000 человек. Сейчас это число еще более уменьшилось и составляет порядка 8000 человек. Многие татарские посёлки остались за пределами современной Польши в районах Ковна и Миньска. Сегодня главными точками татарского населения являются области: Виленьская, Биалостоцкая и Новогродзкая.
Впервые татары доказали свою преданность Польше, когда участвовали в Грюнвальдской битве. С течением времени эта преданность постоянно увеличивалась. Совместное проживание мусульман литвин и поляков способствовало укреплению кровных уз между ними. Об этом свидетельствует и торжественное обращение, которое татарские колонисты представили Зыгмунту Первому, которую приводит Чацкий в литовской метрике:
«Мы клялись нашими саблями, что любим литвинов, и когда во время войны мы были у них военнопленными и пришедшим на эту территорию сказали, что эта вода, этот песок и эти деревья они все наши, общие. Наши дети это знают, и у соленых озер знают, что мы не иностранцы в вашей стране». Напоминают также, что «Витольд не заставлял их забывать Пророка и часто направлять взор на свои святые места, а также порекомендовал мусульманам повторять его имя наряду с именами своих халифов». В 1508 г., когда татарские орды опустошали Литву, прежде чем победы Глинского их приостановили, захватчики призывали своих единомышленников присоединиться к ним. «Ни Бог, ни Пророк, — ответили им польские мусульмане, — не призывают вас грабить, ни нас быть неблагодарными. Побеждая вас, убиваем грабителей, но не наших братьев».
На протяжении целой истории Польши татары делят с поляками их счастливую и лихую судьбу, как об этом свидетельствует массовое участие татар в Восстании Тадеуша Костюшко, в отрядах Домбровского и в армии Варшавского княжества.
Во время марша Наполеона на Москву в 1812 г. татарские начальники обратились к татарскому народу, подчеркивая все связи, которые соединяют татар и поляков. Это обращение звучало так: «Татарский народ! Ты в течение многих веков отличаешься мужеством и любовью к родине, которая тебе приняла как сына. Твоей чертой всегда была самоотверженность в труде на благо твоей родины, и эта родина не сомневается, что вы пойдете в бой, так же как это делали ваши славные предки. Так быстрее идите бороться под знаменем польского орла, чтобы татарские отряды могли доказать, что вы являетесь настоящими сынами великих отцов, которые оружием сеяли страх среди неприятелей Польши. Родина зовет вас, веря, что вы исполните святой долг». Вследствие вышеуказанного обращения более 1000 мусульман вступило в армию, которая пошла на Москву. Кроме того, тоже во время Ноябрьского восстания немало татар участвовало в битвах за города Грохов и Остроленка.
После восстановления Польши в начале 1919 года татары опять создают в польской армии отряд татарских добровольцев. Вот с каким обращением выступила тогда группа выдающихся представителей мусульман: «Обращаемся ко всем верующим последователям Корана! Прошли многие века с того времени, когда самая светлая Польская Речь Посполитая стала вашей второй родиной, приняла вас под свою крышу, наделила вас землей, возвела в дворянство, гарантировала свободу вероисповедания и полноту гражданских прав. Вы ее благодарили вашей любовью и преданной службой. Ваши татарские отряды всегда были первыми в борьбе и последними во время отступления, боролись и с россиянами, и со шведами, сопровождали Собеского в его битвах, следуя за наполеоновской армией шли на Москву. Такие фамилии как Азиулевич, Барановски, Белак, Корицки и многие другие отличились мужеством в истории Польши. Сегодня, когда родина снова находится в опасности, обращаемся к вам и верим в ваше мужество. Дух ваших славных героев от 1812 года: Ахматовича, Корицкого и Улана призывают вас, из могилы обращаются к вам этими же словами, как более 100 лет назад. Враг уже близко, опасность угрожает, не теряйте времени. Все последователи ислама, идите в бой. Наш древний полк татарской кавалерии в Речи Посполитой возрождается, призывает всех мусульман, живущих в Польше и Литве, в свои отряды под зеленом знаменем Пророка. Пусть Бог благословит ваши боевые подвиги!»
В ответ на это обращение татары создали целый полк лёгкой кавалерии, который в 1920 г. активно участвовал в увенчавшейся победой войне с большевиками.
Сейчас в возрожденной Польше с конца 1925 г. мусульмане имеют автокефалию. Недавно на общим съезде делегатов мусульманского населения доктор Якуб Шынкевич был избран на должность муфтия. Его задачей является как усовершенствование религиозной и культурной жизни, так и надзор в области религиозного образования и просвещения. Назначение Якуба Шынкевича на должность муфтия было утверждено польским правительством. В конце прошлого года муфтий предложил проект статуса религиозного общества мусульман, на основании которого правительство в соответствии с Конституцией определит взаимоотношения между государством и обществом. Пока что все внутренние дела общества рассматриваются муфтиятом с соблюдением религиозных традиций.
Сейчас польское правительство ежегодно выделяет из государственного бюджета более 70 000 злотых для удовлетворения религиозных потребностей своих мусульманских граждан.
Признание польским государством автокефалии мусульман в Польше и избрание первого муфтия было принято с удовлетворением и благодарностью в мусульманском мире.
Об интересе мусульман зарубежья к делам польских мусульман может свидетельствовать письмо, которое получил генеральный консул Польши в Иерусалиме от великого муфтия Палестины Эмина Эффенди аль Хуссейни. Он написал, между прочим, Главе Польше: «Я рад и благодарю ваше превосходительство за свободу, которой пользуются мусульмане в Польше. Рекомендую моим братьям, новому муфтию и всем польским мусульманам, чтобы доказали, что они заслуживают своей высокой общественной позиции и уважения со стороны польского правительства».
Сейчас польские мусульмане сосредотачиваются в 19 приходах, из которых 7 находятся на территории Виленьской области, 9 — Новогродской области, 2 — Белостоцкой области, 1 — в Варшаве. Каждый приход, за исключением столичного города Варшавы, имеет собственную мечеть. Мусульманское общество очень ощущает отсутствие мечети в столице Польши, и чтобы это преодолеть, в мае 1928 г. был создан «Комитет для постройки мечети в Варшаве», которому власти обещали передать площадку в центре города для строительства мечети.
Кроме того, существует сейчас на территории Польши Культурно-просветительское общество польских татар, имеющее 20 областных отделов. Главное управление общества находится в Вильне. Это общество, которое было создано только 2 года назад, организовало уже два ежегодных пленарных заседания делегатов отделов. На последнем заседании, которое состоялось в конце декабря прошлого года, было принято решение укрепить издательскую деятельность и обратиться с просьбой к муфтию, чтобы в ближайшее время организовать Общепольский мусульманский конгресс и избрать Верховную мусульманскую коллегию в качестве временного органа управления, пока Сейм не утвердит закон о взаимоотношении между государством и мусульманским сообществом Польши.

Вассан-Гирей Джабаги. Польские мусульмане // Исламский обзор.
Ежеквартальный журнал. 1930 год январь — февраль — март, выпуск 1. С. 3-7.
Перевод с Польского РаДека Канарковского — Краковский университет. Польша.