Его Сиятельству
Главнокомандующему Отдельным Кавказским корпусом
и наместнику Кавказскому, господину генерал-адъютанту,
генералу от инфантерии и кавалерии графу Воронцову
от Ингуш-Кистинскаго общества
ПРОШЕНИЕ
Весть о Высочайшем соизволении на присылку от нашего общества депутата в С.-Петербург принята была с величайшею радостью в нашем народе, обитающем на пространстве между Джераховцами и дально Галгаевца- ми, и мы очень благодарны нашему начальству за таковое к нам внимание, ибо будучи совершенно отдалены от владений Русских в неприступных горах и соединясь почти с непокорными племенами, мы надеемся этим посольством упрочить народ наш в верноподанничестве Российскому Правительству, почему и представляем при сем к Вашему Сиятельству выбранного из среди нас достойнаго этой чести депутата Мусу Мурзабекова, всепокорнейше просим об отправлении Его к Государю Императору для принесения Его Величеству всеподданейшей благодарности нашего общества за милостивое к нам расположение Русского Правительства.
Народ Кистинский, имеющий населения до 350 дворов, предан Правительству с 1832 года и живет под защитою оного совершенно спокойно, все требования Начальства исполняет безусловно и границы свои от вторжения неприятеля защищает со всем усердием, несмотря на постоянные старания неприятеля завлечь нас во вражду с подданными России, а потому мы не желаем никакими просьбами утруждать Государя Императора, а предоставляем некоторые общественные дела ближайшему рассмотрению Вашего Сиятельства с полною надеждою, что Вы по предоставленной Вам власти решите оные нам сами; просьбы наши следующие:
1). Просим брать от нашего общества для образования в С.-Петербургские военно-учебные заведения и Лейб-Гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон старшинских детей наравне с прочими горскими племенами Владикавказского округа, ибо этой милостью народ наш и до сего времени не пользуется.
2). Сосланных за маловажные проступки в Россию из нашего общества жителей, бывших в аманатах в 1830 году, Гато Иегова, Дол Долгинова и Дугу Набиева, просим возвратить как терпящих ссылку уже 15 лет, а также просим возвратить разновременно сосланных тоже за небольшие проступки наших единоплеменников в том же году — Айзек Андиева и Исмаил Ашева, в 1836 году Батика Зайкова, и в 1841 году Оракул Женбердова.
1) . Когда проходят чрез наши земли Русские войска, то травят у нас кавалерией покосы, в которых мы по причине гористых мест имеем большой недостаток, то просим вознаграждать нас за подобные потравы.
2) . По теперешним смутным обстоятельствам и по близости к нам враждебных горцев, мы не можем ручаться за жизнь присылаемых в наше общество христианского исповедания священников, а потому просим вывести их от нас по примеру тому как они взяты от Назрановцев и Галгаевцев.
3) . Не делать на наше общество никаких налогов за воровство и другие преступления, сделанные на Военно-Грузинской дороге без ясных доказательств по одному лишь подозрению.
К сему прошению почтеннейшие старшины Кистинскаго общества за неумением грамоты приложили свои перстные знаки:
- Темирхан Бобербиев
- Ольмоз Хошиев
- Тебсоруко Ожиев
- Хоти Бекботов
- Фок Зоуров
- Актола Борзов
- Гага Батоев
- Айтек Чичемиров
- Кроко Ахиев
- Наира Устиев
Апреля 27 дня 1845 года
Опубл: Сборник документальных материалов. В 2-х томах. Народы
Центрального Кавказа в 40-х — начале 60-х годов XIX века.
М.: Изд. Поматур, 2005. С. 74 — 75.
ЦГА РСО-Алания. Ф. 233. Оп. 1. Д. 3. Л. 24-25 об.