Его Сиятельству
Главнокомандующему Отдельным Кавказским корпусом
и наместнику Кавказскому, господину генерал-адъютанту,
генералу от инфантерии и кавалерии графу Воронцову
от Ингуш-Кистинскаго общества

ПРОШЕНИЕ

Весть о Высочайшем соизволении на присылку от нашего общества депутата в С.-Петербург принята была с величайшею радостью в нашем народе, обитающем на пространстве между Джераховцами и дально Галгаевца- ми, и мы очень благодарны нашему начальству за таковое к нам внимание, ибо будучи совершенно отдалены от владений Русских в неприступных горах и соединясь почти с непокорными племенами, мы надеемся этим посольством упрочить народ наш в верноподанничестве Российскому Правительству, почему и представляем при сем к Вашему Сиятельству выбранного из среди нас достойнаго этой чести депутата Мусу Мурзабекова, всепокорнейше просим об отправлении Его к Государю Императору для принесения Его Величеству всеподданейшей благодарности нашего общества за милостивое к нам расположение Русского Правительства.
Народ Кистинский, имеющий населения до 350 дворов, предан Правительству с 1832 года и живет под защитою оного совершенно спокойно, все требования Начальства исполняет безусловно и границы свои от вторжения неприятеля защищает со всем усердием, несмотря на постоянные старания неприятеля завлечь нас во вражду с подданными России, а потому мы не желаем никакими просьбами утруждать Государя Императора, а предоставляем некоторые общественные дела ближайшему рассмотрению Вашего Сиятельства с полною надеждою, что Вы по предоставленной Вам власти решите оные нам сами; просьбы наши следующие:
1). Просим брать от нашего общества для образования в С.-Петербургские военно-учебные заведения и Лейб-Гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон старшинских детей наравне с прочими горскими племенами Владикавказского округа, ибо этой милостью народ наш и до сего времени не пользуется.
2). Сосланных за маловажные проступки в Россию из нашего общества жителей, бывших в аманатах в 1830 году, Гато Иегова, Дол Долгинова и Дугу Набиева, просим возвратить как терпящих ссылку уже 15 лет, а также просим возвратить разновременно сосланных тоже за небольшие проступки наших единоплеменников в том же году — Айзек Андиева и Исмаил Ашева, в 1836 году Батика Зайкова, и в 1841 году Оракул Женбердова.
1) . Когда проходят чрез наши земли Русские войска, то травят у нас кавалерией покосы, в которых мы по причине гористых мест имеем большой недостаток, то просим вознаграждать нас за подобные потравы.
2) . По теперешним смутным обстоятельствам и по близости к нам враждебных горцев, мы не можем ручаться за жизнь присылаемых в наше общество христианского исповедания священников, а потому просим вывести их от нас по примеру тому как они взяты от Назрановцев и Галгаевцев.
3) . Не делать на наше общество никаких налогов за воровство и другие преступления, сделанные на Военно-Грузинской дороге без ясных доказательств по одному лишь подозрению.
К сему прошению почтеннейшие старшины Кистинскаго общества за неумением грамоты приложили свои перстные знаки:

  1. Темирхан Бобербиев
  2. Ольмоз Хошиев
  3. Тебсоруко Ожиев
  4. Хоти Бекботов
  5. Фок Зоуров
  6. Актола Борзов
  7. Гага Батоев
  8. Айтек Чичемиров
  9. Кроко Ахиев
  10. Наира Устиев

Апреля 27 дня 1845 года

Опубл: Сборник документальных материалов. В 2-х томах. Народы
Центрального Кавказа в 40-х — начале 60-х годов XIX века.
М.: Изд. Поматур, 2005. С. 74 — 75.
ЦГА РСО-Алания. Ф. 233. Оп. 1. Д. 3. Л. 24-25 об.