Его Сиятельству
Главнокомандующему Отдельным кавказским Корпусом
и наместнику Кавказскому, господину генерал-адъютанту, генералу от инфантерии и кавалерии графу Воронцову
от Ингуш-Джераховскаго общества

ПРОШЕНИЕ

Джераховский народ имеет счастие представить при сем к Вашему Сиятельству депутата прапорщика Темурко Ахриева, выбранного обществом для принесения Государю Императору всеподданейшей народной благодарности за оказанные Его Величеством милости, за принятие нас в свое подданство и за охранение границ наших Русскими войсками от неприязненных горцев, всепокорнейше просим распоряжения Вашего об отправлении его с сим нашим поручением в С.-Петербург согласно Высочайшаго соизволения.
Общество Джераховское имеет поселения по Северной покатности среди самых Кавказских гор, по левую сторону Военно-Грузинской дороги, оно простирается до 100 дворов, предано российскому правительству с 1812 года и в случае требования начальства может выставлять до 180 человек вооруженных милиционеров противу неприятеля, за всем тем, постоянно охраняет часть Военно-Грузинской дороги от вторжения неприятеля, несмотря на то, что поблизости враждебных горцев, они всячески убеждают и даже часто силою оружия употребляют все средства отклонять нас от службы и преданности Российскому правительству.
Народ наш, будучи углублен жительством в самых горах, вовсе не постигает еще могущества Российского правительства и не знает благосостояния подданных сего Великого Государства, а потому теперь почитает себя очень счастливым, что предоставляется Высочайшею Милостию случай, узнать все это чрез депутата своего, который бы от лица Государя Императора как очевидец убедил народ в могуществе сей великой Империи и упрочил бы народную преданность к Русскому Правительству.
Джераховское общество кроме сего всепокорнейшее просит Ваше Сиятельство рассмотреть и по предоставленной Вам Государем власти разрешить нам некоторые общественные просьбы, что для нас будет особенною милостью Вашего Сиятельства, и мы, надеясь на милостивое воззрение Ваше на эти наши просьбы, не желаем доводить оные до сведения Государя Императора, просьбы наши заключаются в следующем:
1) . Назначать от нашего общества, по примеру прочих Осетинских и Ингушских обществ, детей для просвещения и образования в С.-Петербургские военно-учебные заведения и Лейб-Гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон, ибо сею милостью наше общество до сего времени не пользуется.
2) . Утвердить за обществом нашим законным актом занимаемое ныне нами пространство земли потомственно нам принадлежащей.
3) . До 1830 года некоторые старшины нашего общества пользовались наравне с Тагаурцами пошлинными деньгами, собираемыми за проезд разного звания лиц по Военно-Грузинской дороге, но когда за сделанное в том году Тагаурцами возмущение они были лишены этого преимущества, то и мы, не принимавшие в их измене участия, безвинно потеряли на это право, почему и просим, если этого сбора возвратить нам нельзя, вознаградить по усмотрению ближайшего начальства достойных из нашего общества офицеров и несколько почетных старшин денежным содержанием, в том внимании, что Тагаурские офицеры почти все находятся на жаловании, а в нашем обществе никто оного не получает.
4) . Возвратить нам сосланного в Россию в 1830 году в числе Тагаурских аманатов из общества нашего старшину Кореко Ахреева, ибо как выше сказано, общество наше в возмущении с Тагаурцами не участвовало, и он сослан безвинно, к тому же мы имеем в виду, что главные виновники, сосланные с ним из Тагаурцев, ныне уже возвращены на родину; кроме сего просим возвратить сосланных в разное время за маловажные проступки наших единоплеменников: в 1834 году Доихо Льянова, в 1839 году Аса Дзесова и в 1843 году Исмаила Ахреева и Дуда Цурова, которые за свои проступки ссылкою сею понесли достаточные наказания, и для нас была бы величайшим поощрением сия милость.
5) . Покорнейше просим семейства наших единоплеменников, остающиеся после убитых и изувеченных в сражениях с неприятелем жителей нашего общества, не оставлять без вознаграждения достаточными к пропитанию пенсионами; это будет самым лучшим поощрением для народа к службе на пользу правительства.
6) . Сравнивать во всех преимуществах и наградах за службу наше общество с прочими горскими племенами Владикавказского округа.
К сему прошению почтеннейшие старшины Джераховскаго общества за неумением грамоты приложили свои перстные знаки:

  1. Паши Хаматанов
  2. Парагул Цуров
  3. Бозор Льянов
  4. Гуцур Цуров
  5. Доякольк Мамильягов
  6. Эльзаруко Цуров
  7. Арсамак Дигов
  8. Мага Ахреев
  9. Магомет Цуров
  10. Дудар Габилов
  11. Бане Боров
  12. Нал Льянов
  13. Бачо Льянов
  14. Долот Мурза Анаков
  15. Попа Чуров
  16. Зуга Ахриев

Апреля 27 дня 1845 года

Опубл: Сборник документальных материалов. В 2-х томах. Народы
Центрального Кавказа в 40-х — начале 60-х годов XIX века.
М.: Изд. Поматур, 2005. С. 71 — 73.
ЦГА РСО-Алания. Ф. 233. Оп. 1. Д. 3. Л. 20-23 об.