не ранее 19 января 1838 года

Ген. Ермолов, во всеподданнейшем рапорте от 17-го сентября 1821 года, донес е.и.в., что для предупреждения на будущее время беспокойств, с 1801 года в Большой и Малой Кабарде продолжавшихся, и для ограждения границ наших от хищничеств, признал он необходимым затруднить, сколько возможно более, сношения Кабардинцев с непокорными еще России хищническими народами, а на сей конец привлечь рассеявшихся после заразы жителей Малой Кабарды на прежние жилища, почему пригласил л. гв. казачьего полка полк. / Впоследствии ген.-м./ кн. Бековича-Черкасского поселить в означенной Кабарде, по правому берегу р. Терека, близ Александровского редута, деревни, могущие служить надежною хищникам преградою; что князья Бековичи, по матери их, урожденной Кончокиной, имеют наследственное право на земли, на коих предполагает он сделать водворение, ибо земли сии принадлежали кабардинской фамилии Мударовых, к коей принадлежит княжна Кончокина, оставшаяся единственною наследницею; что водворение сие может быть весьма полезным и для образования кабардинцев; что на означенные земли водворены уже, как кабардинцы, принадлежавшие к фамилии Мударовых, так и собственные их, Бековичей, уздени и подвластные, переселенные из Кизляра и что по просьбе князя Бековича о сделании известным наследственных прав матери его, Кончокиной, самого его и брата его на всегдашнее и неотъемлемое владение означенными, по наследству от фамилии Мударовых, принадлежащими землями и на управление на оных поселенными узденями и черным народом, выдан им от него, Ермолова, акт, которым удостоверяется именем е.и.в. неприкосновенность прав князей Бековичей.
Всеподданнейший рапорт сей по высочайшему повелению вынесен был на рассмотрение Комитета Министров, который журналом, высочайше утвержденным 19-го мая того года, положил: как означенный акт выдан уже князьям Бековичам, то распоряжение сие утвердить; но ответствовать ген. Ермолову, что он должен был бы представить о настоящая случае на высочайшее разрешение, не приводя распоряжения своего в исполнение. Отзыв о сем министерства внутренних дел, от 26-го июня 1825 года главнокомандовавший ген.-фельдм. граф Паскевич сообщил ген.-м. Бековичу-Черкасскому в предписании от 25-го января 1830 года. Распоряжения же ни о вводе Бековичей во владение, ни об определении пространства и границ имения никакого сделано не было.
В январе месяце прошлого 1835 года, в проезд барона Розена чрез Владикавказ, назрановские ингуши жаловались на брата покойного ген.-м. кн. Бековича-Черкесского майора кн. Черкасского, что он, присвоивши себе урочище, именуемое Ачалук, не допускает назрановцев пользоваться землями, кои издавна им принадлежали. А в апреле месяце того же года командующий войсками на Кавказской линии и в Черномории ген.-л. Вельяминов представил на рассмотрение просьбу майора кн. Бековича-Черкасского в которой он, именуя себя владельцем Малой Кабарды, просил определить чрез обмежевание границ все принадлежащее ему в Малой Кабарде владение и выдать на оное межевые книги и планы.
По просьбе сей кн. Бековича-Черкасского поручено ген.-л. Вельяминову 5-го декабря 1835 года истребовать от владельца и собрать по управлению сведения: на какие именно земли простирается право князей Бековичей, в каких местах они находятся, как велико пространство, какие имеются на них угодья, и чем именно они ограничиваются?
Между тем, неопределенность права князей Бековичей-Черкасских произвела взаимные неудовольствия майора кн. Бековича с подвластными и другими жителями Малой Кабарды, которые, как из жалоб их видно, пользуются землею не одних князей Бековичей, но и других владельцев. С другой стороны, кн. Бекович, пользуясь послаблением местного начальства, приняв ненадлежаще звание владельца Малой Кабарды и будучи притом приставом оной, вероятно, позволял себе лишние права, требуя повинностей, быть может, и от таких кабардинцев, которые ему неподвластны и занимают земли, ему не принадлежащие. Примером этому служат жалобы назрановцев вообще на препятствование владеть Ачалукскою землею, на которой в 1829 г., с дозволения начальства, поселилось несколько домов назрановцев с старшиною Амирхановым, и майор кн. Бекович, по званию пристава, управляя сим поселением, подстрекал жителей к разным неудовольствиям и жалобам на ингушевского пристава сотника Гайтова. Вследствие чего, ачалукские жители, для беспристрастного разбора в делах их, по претензиям и суду подчинены владикавказскому коменданту.
Начальник штаба войск на Кавказской линии ген.-м. Петров при рапорте, от 14-го мая 1837 года, N 538, с донесением об исполнении этого предписания, представил просьбу майора кн. Бековича-Черкасского о составлении комиссии для приведения в известность всех земель и угодий с поселенными на оных узденями и черным народом, которыми владела фамилия Мударовых и которые, по праву наследства, предоставлены им высочайше утвержденным актом для обмежевания всего того, командировать землемера собственно на его счет. Причем предоставил в копиях помянутый акт и предписание ген.-фельдмаршала, от 23-го января 1830 года.
Между тем, по поводу возникших было в Малой Кабарде беспорядков от неудовольствия на майора кн. Бековича-Черкасского жителей, имевших якобы намерение бежать к непокорным народам, ген.л. Вельяминов предполагал послать в Малую Кабарду отряд войск. Майор кн. Бекович удален от звания пристава и спокойствие между жителями восстановлено мерами убеждения. На донесение же ген.-л. Вельяминова о происшедших в Кабарде беспорядках, главноуправлявший в предписании, от 24-го марта 1837 года, поставя на вид причины, от коих оные происходят, подтвердил скорее исполнить прежнее предложение свое, от 5-го декабря 1835 года, а кн. Беко- вичу объявить, что звание владельца Малой Кабарды ему и никому другому никогда не принадлежало и не принадлежит, ибо в Малой Кабарде есть и другие владельцы, имеющие одинаковые с ним поместные права.
Ген.-м. Петров, во исполнение означенного предписания, от 5-го декабря 1835 года, 24-го мая 1837 года, N 594, донес, что о принадлежности земель в Малой Кабарде кн. Бековичу-Черкасскому и поступивших по наследству от фамилии Мударовых, никаких сведений по управлении области не оказалось.
По словам же объяснения, истребованного от майора кн. Бековича-Чер- касского, предки владельцев Малой Кабарды, фамилии Мударовых, до 1800 года владели землями по следующим урочища: начиная от впадения речки Курпа в Терек, до вершины р. Паги; по речке Кациль до р. Архона, по р. Мар- модин; от сей до кр. Ларса; оттоль, переправясь чрез Терек, до вершины речки Камбилеевки, до реки Осия, а от сей да таковой же Мартана, где добывалось в небольшая количестве железо; от Мартана, по правому берегу Терека до р. Ачкиш, ниже Наура. Документов же кн. Бекович-Черкасский в доказательство этого права никаких не представил, ссылаясь на свидетельство старожилов и прося вновь сделать генеральную съемку владений Мударовых до 1800 года, которым и желает ныне владеть.
На предписание же об истребовании от назрановских жителей ингу- шев доказательств на принадлежность им оспариваемых земель, владикавказский комендант, чрез ген.-л. Вельяминова донес рапортом, от 15-го июня, N 1597, о показаниях жителей и представил копию с акта, данного им в 1810 году бывшим владикавказским комендантом ген.-м. Дельпоццо. Из акта видно, что по принятии ингушевским народом присяги на подданстве, между прочим, предоставлено им пользоваться землями по правую сторону течения р. Терека и хребте Кабардинских гор. по показанию жителей, спорный Ачалук находится по сию сторону гор, почему они и пользовались оным, всегда охраняя своим караулом от непокорных чеченских народов; но, когда по приглашению ген.-м, кн. Бековича-Черкасского, поселились на Ачалуке 60 дымов назрановцев, он, вопреки ожидания, стал требовать повинности за землю, называя оную своей собственностью. Но если князья Бековичи считают эту землю своею потому, что им пожалованы земли, состоящие во владении Мударовых, в таком разе самый Назран, Владикавказ, все по большой дороге укрепления и разный осетинские деревни, без сомнения, поселены на землях, присвоенных ныне князьями Бековичами.
Обстоятельства эти понудили владикавказского коменданта приказать назрановским жителям приостановиться платежом кн. Бековичу поземельных повинностей, и распоряжение сие предписанием главноуправляющего, от 19-го января сего года, N 628, утверждено.

Опубл: Сборник докум. Акты, собранные Кавказскою археографическою комиссией об Ингушетии и Ингушах. Назрань,1995. С.45-49.
АКАК. Т. VIII. Д. 567. С. 667-669.