14 апреля 1836 года

Сего апреля, 3-го числа, по прибытии из крепости Грозной в Назран отряда войск, состоящего в ведении майора Бирзуля, я того же числа от- правясь туда из Владикавказа, сделал немедленно распоряжение об арестовании из числа назрановцев наиболее виновных в беспокойствах, обнаружившихся между ингушевскими жителями. Мера сия, и в особенности прибытие войск из Грозной и Владикавказа, произвели большое влияние на умы ингуш, и следствием сего было то, что новокрещеные ингуши, видя принимаемые решительные меры, поспешили изъявить безусловное согласие оставаться в принятой ими православной вере и исповедовать оную всегда и во всякое время, где бы они не находились, прося только повременить некоторое время присылкою к ним священников, пока жители одумаются и успокоятся. О числе их, равно и мухаммедан, представляю при сем список, а другой о тех из мухаммедан, их родственников и других единоплеменников, добровольно вызвавшихся для общей тишины и спокойствия поручиться за новокрещеных в том, что они будут, так сказать, караулить их и не допустят к побегу, в чем и дали подписку, которую при сем представляю. Касательно же обоюдных споров и претензии о землях, мельницах и о жительстве, то все сие остается как прежде было, по собственному их между собою соглашению и во избежание дальнейших по сему делу затруднений и могущих вновь обнаружиться споров. После сего, и по получении от начальника Сунженской линии полковника Пулло отношения о надобности ему возвращения войск, отряд из кр. Грозной я отпустил обратно 12-го числа апреля, а майора Сулимовского с небольшим отрядом, высланным из Владикавказа, оставил на время в Назране. Но вчерашнего числа назрановские жители, почетные люди, как из новокрещеных, так и мухаммедан, прибыли ко мне во Владикавказ, с с просьбою о взятии из Назрана и последних войск, заверив меня, что между ними впредь будет по-прежнему спокойно, и что они на сих днях все выедут и займутся уже полевыми работами. При сем случае просили они и об освобождении арестованных людей, на что я им объявил, что отряд на днях возвратится во Владикавказ; но арестованные жители иначе не могут быть освобождены, как по благорассмотрении в. выс-а поступков их и по получении мною о сем разрешения.
Таким образом, вообще между ингушами и соседями их карабулаками ныне восстановлено спокойствие, и более не должно ожидать нарушения оного.

Опубл: Сборник докум. Акты, собранные Кавказскою археографическою комиссией об Ингушетии и Ингушах. Назрань,1995. С.117-119.
АКАК. Т. VIII. Д. 602. С. 708.