Крепость Владикавказ 31 января 1821 г.

№ 213

Выполняя предписания, данные мне от корпусного командира, относительно склонения ингушевского народа к восприятию святого крещения, сколько я ни старался убедить оный, но никак не мог к тому согласить, и хотя ингуши решительно не объявили, что креститься не будут, однако же под разными предлогами, делая проволочку времени, под сим скрывали настоящее свое намерение, состоящее в том, что они креститься никогда не желали и ныне не желают, о чем при проезде в последний раз в Россию было доведено от меня корпусному командиру, и е. выс-о поручить мне изволил объявить именем его ингушевскому народу, что весьма желательно было бы ему, чтобы оный народ воспринял святое крещение; а в противном случае, буде не согласится на сие, то оставить их по-прежнему, с тем только, чтобы впоследствии времени принявших из числа их мухаммеданский закон непременно всех таковых из Назрана выгнать. Во исполнение чего, отправясь сам в Назран и по собрании почетных старшин и прочих жителей, объявил им непременную волю е. выс-а, на что они ответствовали мне, что весь ингу- шевский народ креститься не согласен и не желает, а просит остаться в таком положении как доныне находится.
Вследствие чего, по содержанию приказания е. выс-а я, соглашаясь с их просьбою, только настоятельно потребовал, чтобы они всех исповедующих из среды их мухаммеданскую веру из жилищ их, теперь занимаемых, от себя изгнали в особые места; в противном случае я приступлю к исполнению сего силою оружия. На таковое требование они и объяснились, что мухаммедан- ской веры не принимали, и что у них ни мулл, ни мечетей не имеется, а хотя в некоторых семействах по человеку и по два только производят богомоле- ния по обряду мухаммеданскому, но не есть совершенные мусульмане, и если изгнать оных, то каждое семейство лишится отца, брата или сына, да и прочие, будучи связаны родством, будут принуждены последовать за ними или принять общюю участь вместе с помянутыми мухаммеданами. По каковым затруднительным обстоятельствам я, предостановясь исполнением вышеизложенного настаивал только строгими мерами извлечение от них требуемого; почему они и просили у меня позволения отправить к в. пр. своих депутатов для личного объяснения, которых при сем из каждой фамилии по одному с проповедником отцом Николаем и двумя переводчиками отправил.
При сем имею честь объяснить; если угодно будет требовать от них депутатов настоятельно, чтобы ингушевский народ непременно воспринял крещение, то, быть может, что они, видя на сие волю в. пр. и не имея надежды иметь других изворотов, по необходимости уже решатся принять оное; буде же угодно оставить в настоящем их положении и изгнать исповедующих мухаммеданскую веру, то по существующей между ними родственной связи и удалением некоторых из недр семейства, по легкомыслию их, которые не так еще хорошо привыкли к повиновению, нельзя не поколебать весь народ в спокойствии, и от чего могут произойти не выгодные для нас последствия.
Резолюция Вельяминова: Пол. Скворцову отвечать, что, хотя весьма бы желательно было, чтобы ингуши приняли христианскую религию; но если сего невозможно сделать без вожбуждения всеобщего бунта, то истощив все меры кротости в приведении их к христианской религии, в случаи неудачи оставить их в покое. Между тем стараться описать все фамилии, принявшие мухаммеданскую веру и всех тех, кои отклоняют народ к принятию христианства, сих последних – не теперь, но при благоприятнейшем случае можно будет схватить. О всех таковых прислать ко мне список с означением влияния их на народ, по знатности ли своего происхождения или по другим каким-либо причинам. Старшинам, сюда приехавшим, выдать завтра билет для обратного пути в Назран.

Опубл: Сборник докум. Акты, собранные Кавказскою археографическою комиссией об Ингушетии и Ингушах. Назрань,1995. С. 97-98.
АКАК. Т. VI. Ч. 1. Д. 537. С. 405-406.