РЕФЛЕКСИЯ
№ 3 2020 г.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСТОРИИ
2020 г. © Тесаев З.А.
Академия наук Чеченской Республики, г. Грозный
УДК 94 (470.6)
К вопросу об этнической картине
Аксайско-Акташского междуречья в XVI-XVII вв.
Аннотация. В статье рассматривается история расселения чеченцев и кумыков и общая этническая картина в пределах Аксайско-Акташского междуречья в течение XVI-XVII веков. Указывается на обстоятельства изменения населения в крупном населенном пункте указанного региона – Аксае (Старый Аксай), а также приводятся краткие данные об истории ауховских сел Юрт- Аух и Акташ-Аух. Рассматриваются различные источники: от архивных документов до этнографических трудов исследователей времен царской России.
Ключевые слова: Акташ, Юрт-Аух, Аксай, Аух, Чечня, чеченцы, кумыки, Терско-Сулакское междуречье, Дагестан.
Рассматривая в одном из наших исследований [44] историю расселения и этническую картину Терско-Сулакского междуречья в XIV-XVIII вв., мы преследовали цель продемонстрировать, как легко субъективная позиция [22], мотивированная ненаучными целями, позволяет искажать факты, превращая историческую науку в политический инструмент. Мы рассмотрели на примере дагестанских источников и материалов царского периода, как на протяжении нескольких сотен лет менялось население Ауха и Салатавии и что способствовало этим переменам. В данной же статье мы рассматриваем те же процессы, однако в более узком пространстве и отрезке времени: в первую очередь, речь идет о трех центрах Аксайско-Акташского междуречья – Аксае (Билит), Акташе (Акташ-Аух, или Парчахой-аул) и Юрт-Аухе (Ширча-юрт, или Старый Окох).
Кумыкский исследователь Д.-М. Шихалиев пишет: «Есть в Андрееве, среди селения, возвышенное место, называемое Чопалау-тюбе, с некоторыми развалинами, где, говорят, основал свое жительство Чопалау, сын Айдемира (внук Султанмута Чопанова. – З. Т.); другой сын Айдемира, Алибек, взяв несколько семейств из числа вышедших с дедом и отцом его сала, гуенов (чеченцев [44, с. 81, 82]. – З. Т.), тюменов (ногайцев. – З. Т.) и других подвластных (т.е. кумыков. – З. Т.), отправился на запад, и на р. Аксае, близ нынешнего Герзель-аульского укрепления, основал селение Аксай, жители которого в 1825 году переведены генералом Ермоловым в новый Аксай, к укреплению Ташкечу (текст выделен мной. – З. Т.)» [1, с. 201]. Конечно же, «основание» Аксая состоялось так же, как «основание» Чир-юрта (с чеченского языка “чир-юрт” буквально переводится как «Граничное село»; Эндирей-1) и Гуной-гIала (она же Гуэн-кала; с чеч. яз. буквально переводится как «крепость [общины] Гуной»; Эндирей-2 [44, с. 81, 82]) [2, с. 31-38].
Водворение Алибека – в Аксае, и Чупана – в Эндирее состоялось после союзных договоренностей между Турловыми и Гази Алдамовым, пообещавшим защищать братьев Загашдука, Алихана и Алибека Турловых в случае, если мехельтинцы – их подчиненные – начнут враждовать с владетелями. В залог верности союза Турловы передавали две башни / замка Алдамовичам и самому Гази Алдамову, «великому князю» [3, с. 327, 328; 4, с. 69-71]. Именно тогда Чупан Айдамиров прибег к аналогичному покровительству Гази Алдамова, после чего и состоялись все перечисленные переселения Айдамировых и Турловых. Указанные личности в последующем будут составлять единую антииранскую коалицию в союзе с Россией. Отметим также, что Гази Алдамов был чеченцем из общины Макажой, а властью его наделил чеченский орган власти Мехк-Кхел [3, с. 322-323]. Следовательно, в его покровительстве Турловым и Айдамировым выражалось и покровительство чеченских властей вообще, что и стало следствием спокойного поселения последних в чеченской среде. Что же касается истории об основании села Чечен-аул Турловыми в 1651 году, известной из рассказа их потомков, живших в XVIII веке [5, с. 33], то она выглядит нелепо на фоне документального свидетельства о существовании Чечен-аула задолго до выселения Турловых на плоскость [6, с. 205], а значит, является выдумкой владетелей, пытавшихся легитимировать свои притязания на земли и власть в глазах русской администрации на Кавказе.
Алибек Айдамиров поселился в Аксае в качестве сельского старшины [7, с. 26]. А.П. Берже более подробно сообщает о факте переселения Алибека – в Аксай, и Чопалава – в Эндирей, при этом, ошибочно полагая, что Айдамировы, бывшие в конфликте с Казаналпом (их дядей) и шамхалом Сурхаем, водворились в Чечне при посредничестве последнего. Как сообщает исследователь, чеченцы пригласили кумыкского владетеля в Аксай, гарантировав ему неприкосновенность. «За неприкосновенность его, – пишет А. Берже, – ручались лучшие Чеченские фамилии (к примеру, Алдамовы. – З. Т.). В вознаграждение за труды этого доверенного лица, они обязывались платить ему по одной мере хлеба с каждого двора, по одному барану с каждого стада и т.д. Местопребыванием ему назначили Старый Аксай. Шеами-хан (имеется в виду шамхал. – З. Т.) согласился и отправил к Чеченцам Султа-Мотта, а по уверениям других Али-Бега» [8, с. 104]. И первый, и второй были в конфликте с шамхалами; таким образом, речь идет о приглашении Айдамировых сельскими общинами после сближения владетелей с Алдамовыми и чеченскими властями в их лице, как это следует из документов и других материалов. По некоторым данным, появление Алибека в Аксае состоялось в 1651 году [9, с. 36, 45, 50; 10]. Подобный рассказ имеется и у майора Властова [11, с. 16¬17].
В статье “Яхсай” (т.е. Аксай) “Кумыкского энциклопедического словаря” (со ссылкой на ряд источников) сообщается буквально следующее: «Основание села (Аксая. – З. Т.) связывают с именем одного из внуков Султан-Мута – Алибека. Он получил в начале XVII в. свой наследственный земельный надел в среднем течении реки Аксай (в нашем исследовании мы указываем на то, что в действительности речь шла о наследовании им территории по правому берегу Сулака [44, с. 80, 81]. – З. Т.) и поселился в урочище Герзель – в одном из уже не существующих поселений Билит, дав ему название Яхсай» (текст выделен мной. – З. Т.) [12, с. 29]. Таким образом, Алибек Айдамиров, приглашенный чеченцами в уже существавший аул «Билит», поселился в нем, а далее произошло то, что мы рассмотрели на примере Эндирея [44, с. 77-83]: переселение в «Билит» кумыкоговорящего населения, постепенное окумычивание аборигенов и превращение «Билита» в «Аксай» (а Гуной-галы – в Эндирей). Возникает вопрос, что означает «Билит» и к какой национальности оно относится?
Д.-М. Шихалиев упоминает в своем труде чеченские села, в том числе «…Баян (Бена. – З. Т.), Гендирген, Билитли и проч. …» [1, с. 196]. Горный аул Билитли упоминается в военной сводке XIX века [13, с. 21-22], послевоенных картах [14, с. 188-189]. Кроме того, «бильтоевцев, или билитлинцев» упоминает Е. Максимов [7, с. 41], а также другие документы [15, с. 1133]. Наконец, аул Билит упоминается в источниках и на картах XIX века на южной оконечности территории, где прежде располагался Старый Аксай [14, с. 188-189; 16, с. 44-45]. Один из вариантов названия села – Бильт-Аух (нынешний Тухчар) [17, л. 1-3]. Нет ни капли сомнения в том, что под «Билитом» скрывается поселение, основанное чеченской общиной (тайпом) Билтой, известной в Дагестане под названием Билит, Билитли, или «Билит тайпа» [18, с. 24]. Таким образом, Алибек был приглашен в чеченское поселение Билит, или Билта, которое впоследствии расширилось за счет увеличения населения и было переименовано в Аксай, или Яхсай. Даже в XIX веке это поселение, поглощенное «Аксаем» в процессе урбанизации, существовало в качестве квартала. В записке Комиссии о сословном строе в Кумыкском округе Терской области от 1869 года сообщается, что поземельная собственность в Старом Аксае «…находилась во владении: а) князей, чанков и сала-узденей (чеченцы. – З. Т.), б) во владении общественном и в) у некоторых догерек-узденей и даже у некоторых чагаров». Далее в тексте приведены данные об аборигенах Аксая: «Земли в общественном владении состояли только в древних кварталах Андреевской деревни и в ауле Старый Аксай; в первой владели землей: Гуэнь-квартал (чеченцы-Гуной [44, с. 81, 82]. – З. Т.), Тюмень-квартал и Бораган-квартал, а во втором имели общественные земли: Билит-квартал (чеченцы-Билтой, аборигены. – З. Т.), Сабанай-квартал, Тюмень-квартал и Тюбен-квартал (текст выделен мной. – З. Т.)» [19, с. 87-90]. Как видно, первым в числе аборигенов обозначен билтоевский квартал.
Интересно сообщение, приведенное А. Берже и показывающее положение, на котором состоял Алибек Айдамиров в Аксае во время своего пребывания в нем. Как было указано выше, чеченцы Билта (позднее, Аксая), пригласив кумыкского старшину, установили меру хлеба, которую обязались платить ему за оказываемые им услуги старшины и судьи. Как пишет А. Берже, чеченцы «…отрубили часть дупла и к одному из отверстий ее приставили дно. Это, говорят, – передает исследователь, – послужило первообразом меры, общеупотребительной почти у всех туземцев и известной под названием сабы. Кумыкский князь. (т.е. Алибек Айдамиров. – З. Т.) не довольствуясь получаемой им платою, заменил назначенную Чеченцами меру другою, несколько большею. Один Чеченец, заметив подлог и видя разницу в величине сабы, швырнул ее у него же на дворе и разбил в дребезги. Испугавшись такого явного негодования, Кумыкский князь бежал с своими приближенными, опасаясь народного волнения и новых оскорблений (разумеется, в памяти Алибека должны были всплыть события 1647 года на горе Элий байъина лам – убийство 7 кумыкских князей и 16 узденей в ходе чеченско-кумыкского конфликта, начавшегося после убийства Майда Янбекова [3, с. 261, 263]. – З. Т.). Но представители тех фамилий, которые должны были отвечать. за неприкосновенность особы присланного им князя, бросились за ним в погоню и настигли его в том месте, где теперь лежит Хасав-Юрт. Они уговорили его вернуться в Аксай и остаться у них.» [8, с. 104-105]. То же обнаруживаем и у майора Властова [11, с. 15].
Что касается причин, которые подвигли чеченцев прибегнуть к услугам иноземцев, то о них достаточно доходчиво пишет А. Берже. Мотивация у жителей городов-поселений многолюдных и населенных множеством различных родов, конечно же, была одинаковая: нежелание проявления клановости, зачастую допускавшейся тогда чеченцами в управлении делами народа (в силу объективных причин – по-прежнему сохранявшейся сильной родообщинной спайки и давления рода на личность). «В их необузданном характере, – пишет А. Берже, – лежали начала племенной разрозненности, при которой немыслима целостность и гражданственное единство какого бы то ни было народа. Между аулами начали возникать поземельные споры, оканчивавшиеся нередко кровопролитием. Это заставило Чеченцев искать над собою власти (т.е. назначения беспристрастной, в представлении чеченцев, сельской и районной исполнительной власти. – З. Т.). Некоторые знатнейшие фамилии вызвались было управлять ими, но Чеченцы отвергли их предложения, из опасения утратить под аристократической властью своих родичей и последнюю тень независимости и сделаться жертвою пристрастия и несправедливых действий. Они предпочли признать над собою власть чуждого, но единоверного им владетеля и с этой целью решились отправить депутацию… с просьбою прислать к ним доверенное лицо для разбирательства их споров и решения поземельных прав (текст выделен мной. – З. Т.)». «Таким образом, – заключает А. Берже, – Кумыки появились в первый раз во владениях Чеченцев. Им дозволено было пользоваться землями только по ту сторону Аксая (имеется в виду низовья Аксая от места впадения в нее реки Акташ. – З. Т.), и Чеченцы взяли с них обещание никогда не переправляться через эту реку, но впоследствии времени Кумыки постепенно и исподволь завладели Чеченскою плоскостью, отчего она и носит теперь название Кумыкской* [*сноска: «Кумыкскою плоскостью и до сих пор туземцы считают только пространство между левым берегом Сулака и правым Аксая. Начиная от левого берега Аксая, плоскость называется Качкалыковскою»] (текст выделен мной. – З. Т.)» [8, c. 104]. Как пишет Е. Максимов, с «…этого времени кумыки проникли ближе к чеченским землям и перешли даже на левый берег реки Аксая» [7, с. 26]. Это подтверждается и учебными изданиями. К примеру, А.Я. Федоров также пишет, что Кумыкская плоскость «…заселена кумыками сравнительно недавно – с XVII в.» [20, с. 114-115].
Наконец, ярким документом может выступить заключение Кумыкского комитета от 1861 года (Комитет Кумыкского округа Терской области) о том, «что потомки Султан-Мута никогда не пользовались правами независимых владетелей ни над Кумыками, ни над Ногайцами, и если пользовались влиянием или уважением в народе, то это можно отнести только к тому, что они, принимая живое участие в делах вновь сформировавшегося общества, по способностям своим, стали заметнее других; но никак не по родовому происхождению, или наследственному праву (текст выделен мной. – З. Т.)» [21, с. 1259]. Более того, согласно заключению того же комитета, «со времен Петра Великого, до 1818 года, владельцы Кумыкские управляли народом по определению правительства и согласно народного обычая, и в этом промежутке времени привели Ногайцев в зависимое положение и присвоили себе земли их, не имея на то никакого права (текст выделен мной. – З. Т.)». Князь Святополк-Мирский, командовавший войсками Терской области, защищая, по- видимому, интересы княжеского же сословия (т.е. потомков Султанмута), пытался опротестовать заключения Комитета. «Комитет, – писал князь, – называет Кумыкских владельцев пришельцами, и по этой причине не признает за ними никаких прав, не понимая, конечно, в своем неведении, что высшие сословия во всех обществах человеческих образовались из пришельцев, и что таким пришельцам принадлежит везде, если не вся земля, то большая часть оной» [21, с. 1260]. В заключение, князь, вмешиваясь в гражданское управление округа, рекомендовал «…предписать начальнику Кумыкского округа оставить все поземельные дела в том положении, в котором они были до открытия действия комитета.» [21, с. 1261].
Ш. Хапизов, необъективность заключений которого на примерах явного подлога была нами продемонстрирована в нашем исследовании [44], утверждает, что «…авторы XVII – первой половины XVIII в. не упоминают ни аккинских населенных пунктов, ни самого факта пребывания компактной массы чеченцев на территории Терско-Сулакского междуречья. По их данным, – пишет Ш. Хапизов, – целый ряд авторов, описывающих владения Эндирея и Аксая, “ни словом ни упоминают о чеченцах или аккинцах”, что говорит об их отсутствии, либо о крайне незначительном количестве представителей этих народов» [22, с. 392]. Именно так рассуждали бы подобные авторы, если бы после депортации чеченцев в феврале 1944 года в Среднюю Азию чеченцам более не суждено было бы вернуться обратно. Но даже сам факт подобного случая в XX веке говорит о том, что судьба этого народа сложилась не так просто, как хотелось бы представить автору. Депортация чеченцев Ауха происходила и при царской России. Важную роль в выдавливании чеченцев из Терско-Сулакского междуречья сыграл А.П. Ермолов. В своем повелении (от 5 сентября 1818 года) кумыкским владетелям, управлявшим в области от имени царской России, генерал писал: «Злодеев Чеченских, живущих между вами и делающих беспрерывные воровства и разбои в наших границах, по собственному вашему желанию, ген. Дельпоццо выгнал в прошедшем году (т.е. в 1817 г. – З. Т.) из владений ваших и которых некоторые из владельцев опять приняли к себе, нарушив изменнически свои обещания, немедленно и без всяких отговорок выгнать и препроводить в Чечню (имеется в виду т.н. «Большую Чечню» – одну из чеченских областей. – З. Т.), дабы они подобно живущим в Караагаче не могли остаться на землях ваших. Из сих людей отнюдь ни один не должен у вас оставаться… Ежели и за сим распоряжением князья по гнусной к обманам привычке осмелятся удержать их, скрывая Чеченских мошенников под именем других народов, то я Высочайшим именем великого Государя моего сниму достоинство князя или узденя. Владельцы должны разуметь, что разбор сей и поручительство должны быть произведены между теми Чеченцами, которые не были выгнаны в прошлом году; но к сему не принадлежат деревни Байрам-аул, Хасав-аул, Генже-аул, Бамат-бек-юрт и Казах-мурза-юрт. Сих приказываю выгнать тотчас и Боже избави того, кто посмеет ослушаться… Живущих на Кара-агаче Чеченцев выгнать общими силами с владельцами Андреевскими… Советую исполнить без потери времени, ибо когда придут войска в Андреевские владения, тогде уже будет поздно помышлять о том. Я не люблю слышать о беспорядках и не советую допустить меня видеть их собственными глазами (текст выделен мной. – З. Т.)» [23, с. 500].
Что говорят документы? Главными и самыми крупными населенными пунктами Ауха в XVI – начале XVII века были Юрт-Аух и Акташ-Аух. Первым из них был основан Юрт-Аух, а второй – выселок первого [3, с. 131, 133-137; 24, с. 269]. Юрт-Аух – название позднейшее. Ранее оно звучало как Ширча-юрт, что буквально переводится как Старый-юрт [3 с. 134; 24, с. 268; 25, с. 358; 26, с. 15, 31, 38]. Кроме того, хотя слово «юрт», используемое чеченцами при образовании названия сел, по- видимому, с XVI века, тюркское, однако употребление его чеченцами в качестве заимствования не может быть подвергнуто сомнению (горные чеченские села Денги-юрт, Ножай-юрт, Бойс-юрт, Даби- юрт, Маки-юрт и пр. – тому доказательство) [25, с. 341; 27, л. 7; 28, л. 108; 29, л. 32а]. В нашей монографии, проводя анализ имеющихся сведений, мы указываем на то, что группу чеченцев, поселившуюся в Аухе в середине XVI века (1546 г.), возглавлял Ушурма, известный как Ушурма Окоцкий (отец Шиха Окоцкого), принадлежавший, по всей видимости, к чеченскому тайпу-общине Iакко, что в русской транскрипции звучит как Акко, или (при округлении первого гласного под влиянием II-го вокала), Окко [3, с. 141-151]. Примечателен тот факт, что община 1акко единственная, представленная в топонимии села Юрт-Аух этническим кварталом /аккой-басе (склон [общины] Акко) [3, с. 143]. Что же касается старого названия села, то оно, как указываем мы в нашем анализе, звучало как Ширча-Iакка, или Ширча-Iакко, т.е. Старый-Акко. Несложно догадаться, что отождествление исследователями “Старого Окоха” русских документов XVI-XVII вв. с Юрт-Аухом закономерно. К примеру, в сообщении от 1617 года утверждалось, что кумыкский владетель Султанмут «…от Ондреевы деревни пошол в крепи в Старые Окохи» [30, с. 63, 70]. Более того, в форме “Око[х]” (ср. Око[цкий]), обнаруживающейся в русских документах позднесредневекового периода, несложно увидеть более близкое положение к названию общества Акко (чеч. Iакко), нежели Акки (чеч. Аьккхи), а переход из Акко в Окко (Око-) объясняется известным процессом округления переднего гласного вторичным (чеч. мукъа аз горгадаларан процесс). Из всего сказанного следует неизбежный вывод о том, что селение “Старый Око[х]”, этническое наименование “око[хи]”, “оку[ки]” [31, с. 203], а также фамилия “Око[цкий]” были связаны с названием чеченского общества Акко (не исключая того факта, что субэтнический термин “окохи” распространился на всех жителей Ауха). Добавим также, что из-за сомнений в связи этнонима “око[чане]”, или “око[хи]”, с аккинской общиной, рассматривалась также версия о вероятном цонтароевском происхождении “око[чан]” из-за одноименного рода (Оки-некъе) и селения (Оки-юрт; на карте – Аку-Юрт) у данной общины [3, с. 141-48; 27, л. 7; 31, с. 163]. Однако история основания села цонтароевцем Оку относится к более позднему периоду, поскольку Оку был лишь потомком Висы Тинаева (сер. XVII) [3, с. 144, 251-311; 32, с. 239, 240], тогда как возобновление Ширча-Акко и распространение этнонима «окох» имеет отношение, как мы выяснили, к середине – 2-й половине XVI века. В довершение вопроса приведем цитату Н.А. Тавакаляна: «Как подтверждает хороший знаток истории своего края А.А. Саламов, названный в документе Старый Окох – чеченское село Ширч-Юрт и находится оно в 20 километрах к югу от города Хасав-Юрта Дагестанской АССР» [33, с. 97]. Таким образом, рассуждения Ш. Хапизова относительно связи этнонима “окох” с селением Оку-юрт, возникшим значительно позже, ошибочны. Наконец, попытки увязать «окохов» с кабардинцами вызывают странное ощущение отрешенности автора от реальности: мало того, что принадлежность «окохов» к чеченскому этносу является энциклопедическим фактом [34, с. 68], но и документы сообщают о происхождении Окоцких из нынешней Хевсуретии, населенной вплоть до XVIII века этническими чеченцами [3, с. 149-150; 35, с. 151-152, 169, 172-173, 175]. В документе от 1589 года читаем: «И дороги проведати: куда лутчи итти? И они де дорогу проведали: итти послом безстрашно на Метцкие гребени (с. Муцо, Хевсуретия. – З. Т.) [3, с. 150], на Шихово племя (т.е. общину Шиха Окоцкого. – З. Т.), на Бурнашову да на Амалееву землю (с. Омало, Тушетия. – З. Т.), да на Батцкие гребени (Бацой, или Тушетия. – З. Т.) [3, с. 245-247]; а владеет тою Батцкою землею государь их Александр» [36, с. 128]. Следует ли напоминать, что кабардинцы – плоскостной народ, который, к тому же, презирал не только жизнь в горах, но поселение в башнях, пусть даже на плоскости [37, с. 29, 226]. О прежнем проживании чеченской общины Акко в горах Чечни и Грузии мы также пишем в нашей монографии [3, с. 148¬149]. Возможно, было бы достаточно ограничиться свидетельством самих акочан-ококов относительно места своего исхода. В челобитной царю чеченцы-ауховцы (ококи, акочане) писали следующее: «А Окочане Ахмат да Ачелей в роспросе сказали. грамота с ними к государю от Акочан (ср.: Акко > Окко, Око. – З. Т.) есть… И 123-го сентября в 6 де ис Казанского Дворца дияки Петр Микулин да Офонасей Овдокидов прислали с Терки от воеводы от Петра Головина отпуска о Окочанех да под отпискою от Окочан челобитную такову (Челобитная подана Головину 122 г. июня в 26 день): Царю… бьют челом холопи твои государевы Терского города Окоцкие люди Урак Итинов, Табурка Ураков, Адыга Бибердин, Урак молодой, Келя Илзияров, Дидей Мустапаров, Юзяшар Янбеков (вероятно, сын Янбека. – З. Т.), Батыр Акин, Охмат Иналов, Одя Ятеков, Кентя Кербеков, Чюрюбаш Алебеков, Табура Ураков (возможно, ошибочный повтор имени. – З. Т.), Урак Янмеков (вероятно, второй сын Янбека – отца Майда Янбекова. – З. Т.), Тербулат Бибердин, Арахча Мачюкин, Смаилко Ичин, Псенчей Чоробашов с товарыщи 160 человек (т.е. более ста семей-домов. – З. Т.). Вышли, государь, мы, холопи твои государевы, из Акоз и из Мичкиз (т.е. из области Акко – здесь имеется в виду Аух, названный по главному и, вероятно, тогда еще единственному крупному селению Акко, или Юрт-Аух, – и Нохчмохк, или Ичкерия. – З. Т.) в твою государеву отчину в Терской город на твое… имя на житье и з женами и з детьми и з братьями своими при прежних твоих государевых воеводех и при нынешнем твоем государеве воеводе. (текст выделен мной. – З. Т.)» [3, с. 146-147; 36, с. 554]. На этом, пожалуй, можно закрыть тему происхождения ококов. Итак, первое документальное упоминание Юрт-Ауха обнаруживается не позднее, чем во 2-й половине XVI века.
Акташ, или Акташ-Аух (ныне – Ленинаул), чеченцы называют Пхьарчахошка, однако первое название употреблялось в качестве интернационального, международного. Составитель хроники «Дербент-наме», Мухаммед Аваби Акташи, личность малоизвестная. Хотя дагестанские исследователи признают факт происхождения «Акташи» с побережья р. Акташ, однако всячески игнорируют факт существования одноименного села, Акташ-Ауха, или Акташа (аул фигурирует как «Акташ» в документе от 1857 года [21, с. 1060]), пытаясь увязать личность Мухаммеда Аваби с «Новым Эндиреем», тогда как эпитет в подобных именах собственных всегда указывает на населенный пункт, а не гидронимию; имена: Мухаммад ал-Бухари (IX в.) [38, с. 6], Йунус-шейх ал- Ансалти и Мухаммед ал-Мачади (упоминаемые тем же Ш. Хапизовым; XVI в.) [3, с. 165; 39, 77-78], Ташу-Хаджи ал-Индири (XIX в.) [40, с. 87-88] и т.д. – тому доказательство. Согласно источникам, образование Акташ-Ауха следовало после возобновления Юрт-Ауха в середине XVI века и до образования Ярык-су-Ауха, или Гачалыка (в середине XVII века) [3, с. 133-137, 141-148; 9, с. 43-44; 24, с. 268-269; 30, с. 70; 31, с. 163-164]. Учитывая тот факт, что «Чобан-бек, сын Шамхала», заказавший составление «Дербент-наме» Мухаммеду Акташи, согласно В.В. Бартольду, жил в XVII веке [41, с. 8-9], а также ранее приведенное утверждение Д.-М. Шихалиева о том, что Чупан, поселившийся в Эндирее после соглашения с Гази Алдамовым (середина XVII в.), был сыном шамхала Айдамира [2, с. 47-48; 3, с. 326-330; 4, с. 69-71; 42, с. 66-67], то и искомым «Чобан-беком» является Чупан, или Чопалау, Айдамиров. Из этого следует, что в рассматриваемый период чеченский аул Акташ-Аух уже существовал, и Мухаммед Аваби Акташи был выходцем из Акташ-Ауха. Следовательно, и упоминание села нужно отнести к этому времени.
Мы можем также разобрать и прочие компиляции Ш. Хапизова, связанные с раннесредневековым периодом. Однако, приведенных данных, как мы считаем, достаточно, чтобы убедиться в самом факте ошибочности утверждений автора. Главное, чего мы желали достичь данной и предыдущей статьями [44], это показать очевидный факт: публикация Ш. Хапизова – это тенденциозный политический памфлет, что само по себе обуславливает угол восприятия информации, подаваемой автором.
Что же касается пасквиля относительно освобождения чеченцев Шамилем от обязанности уплаты дани князьям [22, с. 406], то здесь не требуются доказательства и ссылки на источники, для опровержения данного утверждения: его можно рассматривать в том же ключе, как и все остальные утверждения автора. За чеченцев говорит история их борьбы с намного более серьезными противниками, чем местечковые удельные владетели. Вместе с тем, пожалуй, ответить на это можно цитатой Яна Потоцкого (1797 г.): «Вопрос о независимости чеченцев не следует вообще поднимать, ибо покорить их невозможно, так как они покидают деревню, в которую вторгся враг и уходят жить в леса и горы» [37, с. 295]; а также цитатой Василия Потто: «Ни один из князей кумыкских, по словам Ермолова, не смел выезжать, не будучи сопровождаем чеченцем» [43, с. 176].
ЛИТЕРАТУРА
- Этнокультура народов Северо-Восточного Кавказа середины XIX века: к 200-летию со дня рождения ученого-этнографа Девлет-мирзы Шихалиева (Шейх-Али) / Отв. ред. Г.М.-Р. Оразаев. – Махачкала «Абусупиян», 2015. – 268 с.
- Тесаев, З.А. Чеченская “География” XV века, составленная по данным ученого-богослова и путешественника Аздина Вазара / З.А. Тесаев. – Грозный: АО «ИПК «Грозненский рабочий», 2018. – 256 с.
- Тесаев, З.А. Институт “Мехк-Дай” в истории Чечни (XVI – 1-я треть XIX в.) / З.А. Тесаев. – Грозный: АО «ИПК «Грозненский рабочий», 2019. – 688 с.: ил., карт.
- Айтберов, Т.М. Аваро-чеченские правители из династии Турловых и их правовые памятники XVII в. (гумбетовцы в средневековой и новой истории Северо-Восточного Кавказа) / Т.М. Айтберов. – Махачкала, 2006. – 94 с.
- Оразаев, Г.М.-Р. К истории политических связей Чеченского феодального владения с Россией в XVII-XVIII вв. / Г.М.-Р. Оразаев, Я.З. Ахмадов // Роль России в исторических судьбах народов Чечено-Ингушетии (XIII – начало XX в.). – Грозный: ЧИИИСФ, 1983. – С. 30-41.
- Русско-дагестанские отношения XVII – первой четверти XVIII вв.: Документы и материалы / Сост.: Р.Г. Маршаев. – Махачкала, 1958. – 336 с.
- Максимов, Е. Чеченцы. Историко-географический и статистико-экономический очерк / Е. Максимов // Терский сборник. Приложение к Терскому календарю на 1894 год. — Владикавказ, 1893. – Вып. 3. Кн. 2. – С. 3-100.
- Берже, А.П. Чечня и чеченцы / Подг. текст. и предисл. Я.З. Ахмадова, И.Б. Мунаева. – Грозный: «Книга», 1991. – 112 с.
- Тесаев, З.А. К истории образования современных гаров тайпа Билтой / З.А. Тесаев // Таллам. 2017. – № 1 (12). – С. 29-53. – (на чеч. яз.).
- Атаев, Б. Край равнинный – Кумыкия [Электронный ресурс]. – Хасавюртовской городской библиотекой им. Расула Гамзатова. Ссылка: https://ru.calameo.com/read/000463903459c32ae7f36 (дата прохождения: 24.11.19).
- Майор Властов. Война в Большой Чечне. – СПб.: Военная Типография, 1856. – 60 с.
- Кумыкский энциклопедический словарь. – Махачкала: «Издательство “Дельта-пресс”», 2012. Издание 2-е, дополненное. – 400 с.
- Хронологический Указатель военных действий русской армии и флота: Т. IV. 1855-1894 гг. – СПб., 1911. – 198 с.
- Марков, М.И. История конницы. Часть 4-я. От Фридриха Великого до введения нарезного оружия. Отдел III. Русская конница во времена Николая I. Персидская, турецкая, польская, венгерская и кавказская войны. Французы в Алжире / М.И. Марков. – Тверь: Типо¬Литография Ф.С. Муравьева, 1894. – Вып. 7. – 240 с.
- Акты, собранные Кавказской археографической комиссией: в 13 т. Т. XII. – Тифлис: Тип. Канцелярии Главнокомандующего гражданской частью на Кавказе, 1904. – 1552 с.
- Гаврилов, П.А. Устройство поземельного быта горских племен Северного Кавказа / П.А. Гаврилов // Сборник сведений о кавказских горцах. – Тифлис: Издание Кавказского Горского Управления, 1869. – Вып. II. – С. 3-78 (322-397).
- РГВИА. Ф. 15261. Оп. 1. Д. 144.
- Дадаев, М.А. Краткий краеведческий справочник по Салатавии / М.А. Дадаев. – Махачкала: Исламская типография «Ихлас», 2007. – 198 с., илл.
- Феодальные отношения в Дагестане XIX – начало XX в. Архивные материалы. – М.: Главная редакция восточной литературы, 1969. – 396 с.
- Федоров, Я.А. Историческая этнография Северного Кавказа: [Учеб. пособие для вузов по спец. «История»] / Я.А. Федоров; [Предисл. Г.Г. Громова]. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 125 с.
- Акты, собранные Кавказской археографической комиссией: в 13 т. Т. XII. – Тифлис: Тип. Канцелярии Главнокомандующего гражданской частью на Кавказе, 1904. – 1552 с.
- Хапизов, Ш.М. К изучению этнокультурной ситуации в среднем течении междуречья Аксая и Акташа (Северный Дагестан) в I-II тыс. н.э. / Хапизов, Ш.М. // История, археология и этнография Кавказа. — 2019. — Т. 15. – №3. — С. 390-411. DOI: https://doi.org/10.32653/CH153390-411.
- Акты, собранные Кавказской археографической комиссией: в 13 т. Т. VI. Ч. II. – Тифлис: Тип. Главного Управления Наместника Кавказского, 1875. – 950 с.
- Попов, Ив. (П.) Землевладение у чеченцев / Ив. Попов // Сборник сведений о Терской области. – Владикавказ, 1878. – Вып. I. – С. 267-270.
- Сулейманов, А.С. Топонимия Чечни. Научно-популярное издание / А.С. Сулейманов. – Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2012. – 726 с.
- Адилсултанов, А.А. Акки и аккинцы в XVI-XVIII веках / А.А. Адилсултанов. – Грозный, 1992. – 128 с.
- РГВИА. Ф. 416. Оп. 1. Д. 636.
- РГВИА. Ф. 244. Оп. 2. Д. 65.
- РГВИА. Ф. 244. Оп. 2. Д. 25.
- Кушева, Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина XVI – 30-е годы XVII в. / Е.Н. Кушева. – М.: Изд. АН СССР, 1963. – 370 с.
- Волкова, Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа / Н.Г. Волкова. – М.: «Наука», 1973. – 208 с.
- Умаров, С.Ц. Новые археологические памятники эпохи позднего средневековья в нагорной Чечено-Ингушетии / С.Ц. Умаров // Археолого-этнографический сборник (ЧИНИИИЯЛ). – Грозный, 1968. – Вып. II. – С. 223-260.
- Тавакалян, Н.А. Агрессивные происки ирано-турецких завоевателей на Кавказе / Н.А. Тавакалян // Ученые записки (Чечено-Ингушский государственный педагогический институт). – 1968. – № 26. – С. 32-45.
- Славянская энциклопедия. XVII век: в 2 т. Т 2. Н-Я / Автор-составитель В.В. Богуславский. М.: Олма-Пресс; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004. 784 с.: ил.
- Волкова, Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – начале XIX века / Н.Г. Волкова. – М.: Наука, 1974. – 276 с.
- Белокуров, С.А. Сношения России с Кавказом. Вып. I. 1578-1613 гг. / С.А. Белокуров. – М.: Университетская типография, 1889. – CXXX, 585 с.
- Кавказ: европейские дневники XIII-XVIII веков / Сост. В. Аталиков. – Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. – Вып. III. – 304 с.
- Сахих аль-Бухари / Пер.: В.А. Нирша. – 1-е изд. – М.: Благотворительный Фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим», 2002. – Т. I. – 472 с.
- Хапизов, Ш.М., Шехмагомедов, М.Г. Суфийский орден Халватийа в горной Аварии: новые страницы истории суфизма в средневековом Дагестане (XVI-XVII вв.) / Ш.М. Хапизов, М.Г. Шехмагомедов // Исламоведение. – 2017. – Т. 8. – № 1. – С. 70-81.
- Мухаммед Тахир ал-Карахи. Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» / Пер. A.M. Барабанова; под ред. И.Ю. Крачковского. – М. -Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1941. – 335 с.
- Шихсаидов, А.Р. Дагестанские исторические сочинения / Сост.: А.Р. Шихсаидов, Т.М. Айтберов, Г.М.-Р. Оразаев. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – 302 с.
- Айтберов, Т.М. Известия арабоязычных документов XV – XVII вв. об общественных отношениях у вайнахов / Т.М. Айтберов, Я.З. Ахмадов // Общественные отношения у чеченцев и ингушей в дореволюционном прошлом (XIII – нач. XX в.). Тематический сборник статей. – Грозный, 1982. – С. 62-68.
- Потто, В.А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Том 2. Ермоловское время / В.А. Потто. – СПб.: Тип. Е. Евдокимова, 1887. – 821 с.
- Тесаев, З.А. К вопросу об этнической картине в Терско-Сулакском междуречье в XIV-XVIII вв. / Тесаев, З.А. // Вестник Академии наук Чеченской Республики. – 2020. – №1 (48). – С. 72¬86.