КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН И РЕГИОНОВ

2019 г. © Тесаев З.А.

Академия наук Чеченской Республики

УДК 398

СООБЩЕНИЕ О ТУШЕ КАК
НОВЫЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
ПО ИСТОРИИ ЧЕЧЕНЦЕВ
(перевод предания и комментарии)

Аннотация. В статье рассматривается оригинальный текст и русский перевод с комментариями предания, записанного Р.У. Берсановым в ходе экспедиции АН ЧР в 1996 году по сбору полевых материалов. Выявляется вероятная историческая ценность текста, отражающего некоторые исторические факты в виде свойственного для устной традиции повествования. Рассматриваются гидронимы, ойконимы, проводится краткий экскурс, позволяющий сопоставить приводимые в предании данные с реальной исторической картиной. Делается вывод о том, что текст предания имеет определенную достоверность и в известной мере отражает в себе реальные исторические события и процессы, сжатые в рамки короткого предания.
Ключевые слова: чеченцы, Тушетия, мосхи, скифы, сарматы, Чечня, аланы, албаны.

ТIуш[ах] нохчий схьабовлар

Нохьин тIаьхьенах нах хилла Шемахь бехаш. Царах ТIуш бохуш [цхьа] тхьамда ваьлла. Нохьин тIаьхьенах болу нах ТIушна дуьхьалбевлла. Царах леташ, шен цIийнах болчу нахана баккхий эшамаш хилча, шаьш кхачадалале керла мохк лаха беза, аьлла, къайлаха бевдда боьвлла уьш. Царна нах бехаш боцуш, къуьйсуш а боцуш мохк карийна Кавказан лаьмнашкахь. Цига охьахевшина уьш баха.
ТIушан тIаьхьенах болучу наха цу махках ТIуш-мохк аьлла, уьш цу ломахь дукха дебба. ТIуш-махкахь меттиг кIезиг хила йоьлча, уьш ломал дехьа-сехьа баржа боьлла.
Тушин уьтталгIа кIант ТушалгIа хилла. ТушалгIин шийтта кIант хилла: 1. Оргий , 2. Iассий , 3. ТIергий , 4. Соьржий , 5. ГIанссий , 6. Гумссий , 7. Яссий , 8. Куррий , 9. Каррий, 10. Хуллий , 11. ТIаркъий , 12. МартIий .
И кIентий бахийтина ТушалгIас керла меттигаш караерзо хин тулгIенашца. Хин тулгIенашца бахана, цара меттигаш схьалаьцна хIурда тIекхаччалц. Кавказан ломал дехьа агIор баьржина ТушалгIин вешин Кебалхин кIентий: (… …). Дуккха заманахь яьхна ТушалгIин тIаьхьенаш ломара шина хIордана тIакхаччалц, амма, цхьана заманахь баьхкина цу махка цIаьрмат-нах .
[1 об.] ЦIаьрмат-нах, даккхий догIмаш долуш, берзан кортош коьрта тIехь долуш (возможно, в шкурах волков [ – прим. Б.Р.]) герзах боьттина [хилла]. Церан тхьамданаш маIаш йолу берзан куйнаш долуш цIаьрмата адамаш хилла. Цара бохийна ТIушан тIаьхьенах болу нохчийн нах хIурда тIера лома [хьала]лаьхкина. Амма ломара бIаьвнашка левчкъина, Нашхара ломан кIажашка левчкъина, бевлла уьш лечура. Нашхахь бехаш [болу уьш] юх-юха тIелеташ хилла нохчий цIаьрмат- нахана. Цхьанан берзан корта беъча (баьккхича), нашхоша совгIат деш хилла шайн кIантана, ловзар хIоттош хилла. Иштта дуккха заманахь цIаьрматойн карахь лаьттина вайн мохк.

О происхождении чеченцев от Туша

В Шаме жили люди [из числа] потомков Ноя. Из них вышел предводитель по имени Туш. Люди из потомков Ноя воспротивились Тушу. [Дом Туша начал] бороться с ними; когда людям его дома стали наносить большой урон, они спаслись бегством пока их [всех] не перебили, [и ушли] в поисках новой земли. В горах Кавказа они нашли безлюдную и никем не оспариваемую страну. Там они поселились и [стали] жить.
Люди [из числа] потомков Туша назвали эту землю Туш-страна; они премного умножились в тех горах. Когда в Туш-стране земли стало недостаточно, они начали селиться по обе стороны горы.
Десятого сына Туша звали Тушалх. У Тушалха было двенадцать сыновей: 1. Орг, 2. Асс, 3. Терг, 4. Сорж, 5. Ганс, 6. Гумс, 7. Ясс, 8. Кур, 9. Кар, 10. Хул, 11. Тарк, 12. Март.
Тушалх отправил этих молодцев по волнам вод (очевидно, по направлению русел рек. – З. Т.) [для] завладения новыми областями. Отправившись по волнам вод, они присоединили земли до [самого] моря. За горой Кавказа расселились сыновья брата Тушалхи, Кебалха: (… …). Долгие лета жили потомки Тушалха [в землях] между горой и двумя морями, но однажды в ту страну явились цармат-люди .
[1 об.] Цармат-люди были крупны телами, с волчьими головами на [своих] головах (возможно, в шкурах волков [– прим. Б.Р.]) [и] вооруженные [до зубов]. Их предводители были безобразными (букв.: «цIаьрмата») людьми с волчьими шапками и рогами. Они разбили и погнали чеченцев [из числа] потомков Туша от моря в горы, но [те] спрятались в горных башнях и спаслись от погибели, укрывшись у подножий горы Нашха. Живя в Нашхе, чеченцы постоянно нападали на цармат-людей. [Если] кто-то приносил волчью голову (отрубив [ее]), нашхинцы делали подарок своему молодцу и устраивали празднество. Так долгие годы наша страна была во власти царматов (букв.: «цIарматойн карахь»).

Краткий анализ

Предание записано Р.У. Берсановым со слов Абуезеда Элиханова, 1925 года рождения, в селении Ца-Ведено Чеченской Республики в 1996 году в ходе сбора полевого материала в рамках исследовательской программы Академии наук ЧР (материалы экспедиции).
Текст предания записан на фабричной бумаге, приближенной к А4-формату, кириллицей (чеченский язык) на двух листах (л. 1–1 об.). Имеются комментарии автора (в последнем абзаце).
Упоминание в тексте Ноя и Леванта (букв.: «Шема») указывает на увязку происхождения героя предания с Передней Азией. Очевидно, с этнархом Тушем связывается название области Туш, или Тушетии, расположенной в границах современной Грузии по ущелью реки Пирикительская Алазань (чеч. Алаз).
Область также известна под названиями Моссок, Мосох, Мешег и пр. Аздин Вазар (1395–¬1460) – чеченский ученый-богослов и путешественник, выходец из аланского квартала золотоордынского Сарая, указывает на свое происхождение из области Туш. Им же «Кахетия вместе с рекой Алазань», в том числе Тушетия, включается в состав или сферу чеченского государства (Симсим, Чачан). Согласно нашему исследованию, население Тушетии в XV веке именуется Аздином Вазаром «мази-гутой», они же «тисса-» и «тусса-геты» античных авторов, дислоцировавших их на Восточном Кавказе (Плиний Секунд Старший, Валерий Флакк, Аммиан Марцеллин, Евсевий Иероним). И.Ф. Шопен отождествлял мас-кутов с аланами и гуннами, прямо связывая их с чеченцами. Имеются и другие письменные источники, указывающие на прямую связь чеченцев с маскутами, массагетами. Очевидно, что приставки «тусса», «масса» – указание на географическое расположение, а «гут», «гет» – этноним [8, с. 12-14, 88-89].
Данные племена также связываются с Кавказской Албанией. Римские источники указывают на преемственность албанов-алан. Согласно Аммиану Марцеллину, аланы – переселившиеся с восточного Закавказья албаны и маскуты-массагеты. Различные авторы указывают на крепость, располагавшуюся в верховьях Алазани и именовавшуюся равнозначно Баб Алан, или Баб Албан, – Аланские, или Албанские ворота, они же Алванис-Кхари в землях «Tousci», или Туши (Птолемей). Здесь же неподалеку располагался древний город Олан, или Алан (груз. Алвани) [8, с. 102-104].
Дальнейшее расселение потомков Туша связывается с кавказским треугольником (Каспий, Черное море и Кавказский хребет). Имена сыновей Тушалха – сына Туша, по-видимому, являются гидронимами (ареал изначального распространения) и указывают на ущелья и долины рек, вдоль которых изначально расселились люди из дома Туша.
Упоминание Кебалха, очевидно, связанного с городом Кабала, или Габала, вновь подчеркивает связь между обеими частями дома Туша и подтверждается данными письменных источников о едином происхождении, государственности и связях жителей обеих покатостей Кавказского хребта. Как видно из текста, на месте имен сыновей Кебалха стоит прочерк: их не удалось зафиксировать.
Аланы впервые упоминаются в письменных источниках с I века н.э. Считается, что аланы, чья культура, по-видимому, представляла синтез местных и привнесенных элементов, поглотили остатки сарматских племен. Также принято считать, что из сарматского союза ко II веку н.э. выделились языги, роксоланы (возможно, «царственные аланы») и собственно аланы [8, с. 199; 10, с. 45, 47, 49-51, 57; 11, с. 179; 12, с. 45; 13, с. 59]. Закат аланской культуры, очевидно, относится ко времени монголо-татарского завоевания в 20-30-е гг. XIII века.
Албаны впервые упоминаются в IV веке до н.э. у Арриана. Это был восточно-кавказский племенной союз, составлявший 26 племен, со столицей в Кабале [5, с. 321]. Закат албанской культуры, по-видимому, следует относить ко времени мусульманского завоевания в VII веке. Учитывая же тот факт, что именно античные (древнеримские и древнегреческие) авторы впервые упоминают алан и албан, и именно они отождествляют их, преемственность албаны > аланы последовательна.
Закрепление термина «цIаьрмата» (по-видимому, сармат) в значении «уродливый, безобразный», вероятно, обусловлено традицией деформации черепов, характерной для позднесарматской культуры или так называемой «второй аланской волны» II-III вв. н.э. [8, с. 200]. Что же касается миграции «дома Туша» из Передней Азии в Тушетию, то речь может идти о движении фригийских племен (в том числе, мосхов) на Кавказ [16, с. 188-208].
Также примечательно, что употребление термина -нах (цIаьрмат-нах) в качестве привязки при обозначении этнических единиц обнаруживается и в других примерах: бай-нах, март-нах, нарт-нах, тха-нах (XV в.) и др. [8, с. 10].
В предании также обнаруживается отражение культа волка скифо-сарматов (воины-псы), который прочно укрепился в чеченской традиции. Прокопий Кесарийский переводит термин «балан» как «боевой конь» (чеч. бал – войско). А.И. Иванчик сообщает о том, что корень «бал» означает у скифов «передовой отряд без обоза и женщин», или «подвижный отряд». Члены таких отрядов представляли собой «мужские союзы» (ср. с чеч. пхьоьгIа – место собрания мужчин; от слова пхьу – пес) , считали себя волками-псами (ср. с чеч. пхьу-борз, берзалой) и именовались «mairyō» (ср. с чеч. майра – мужчина, муж; мужественный, отважный). Уместно упомянуть и чеченское племя Балой (считающееся военной кастой), и гору Балой-лам на территории Галанчожского района ЧР и реку Бал-сур-хи, имеющую второе название – Марта [3, с. 45; 8, с. 189; 9; 14, с. 41, 43, 44; 15, с. 176-179, 190].
В конце текста предания автором записи указан источник, место и год записи: «Абу-Езед [Элиханов], Ца-Ведено, 1996». У того же информатора в 1994 году Р.У. Берсановым записано предание «Берса-шайх Нашха вахар», выдержки из которого нами опубликованы в нашей монографии [2, с. 205, 206, 221, 222].
Итак, анализ содержания предания позволяет считать, что оно имеет историческую ценность. В качестве общего вывода можно заключить, что данное предание – это один из ярких примеров устной летописи, в определенной мере отражающий исторические процессы, протекавшие в обозримом прошлом чеченского народа.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Волкова, Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – начале XIX века / Н.Г. Волкова. – М.: Наука, 1974. – 276 с.
  2. Тесаев, З.А. Институт «Мехк-Дай» в истории Чечни (XVI – 1-я треть XIX в.) / З.А. Тесаев. – Грозный АО «ИПК «Грозненский рабочий», 2019. – 688 с.: ил., карт.
  3. Сулейманов, А.С. Топонимия Чечни. Научно-популярное издание / А.С. Сулейманов. – Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2012. – 726 с.
  4. Сулейманов, А.С. Топонимия Чечено-Ингушетии / А.С. Сулейманов. – Грозный: Чечено¬Ингушское книжное издательство, 1978. – Ч. II. – 289 с.
  5. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов / Сост.: В.Ф. Патракова, В.В. Черноус. – Ростов н/Д: Изд. «Русская энциклопедия». Ростовский-на-Дону филиал, 1990. – 400 с.
  6. Claudii Ptolemaei. Geographia. – Lipsiae, Sumptibus et typis Caroli Tauchnitii, 1843. – T. II. – 288 P.
  7. Тарас, А.Е. Энциклопедический справочник. Боевые искусства. 200 школ боевых искусств Востока и Запада. Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада / А.Е. Тарас. – Минск: Харвест, 1996. – 640 с.
  8. Тесаев, З.А. Чеченская «География» XV века, составленная по данным ученого-богослова и путешественника Аздина Вазара / З.А. Тесаев. – Грозный: АО «ИПК «Грозненский рабочий», 2018. – 256 с.
  9. Иванчик, А.И. Об этнониме «киммерийцы» / А.И. Иванчик // Acta Associationis Internationalis. «Terra Antigua Balcanica». – Sofia, 1991. – Vol. VI. – P. 61-73.
  10. Гаглойти, Ю.С. К вопросу о первом упоминании алан на Северном Кавказе (часть II) / Ю.С. Гаглойти // Аланы: история и культура. III. – Владикавказ: СОИГИ, 1995. – С. 44-58.
  11. Абрамова, М.П. Подкумский могильник. – М.: Наука, 1987. – 179, [3]: ил.
  12. Тесаев, З.А. К вопросу о нахско-аланских контактах по данным археологических материалов / З.А. Тесаев // Таллам. – 2017. – № 2 (13). – С. 44-55.
  13. Савенко, С.Н. О раннем этапе аланской культуры Северного Кавказа (первая половина I тысячелетия н.э.) / С.Н. Савенко // Археология и вопросы этнической истории Северного Кавказа. Сборник научных трудов. – Грозный: ЧИГУ, 1979. – С. 58-63.
  14. Иванчик, А.И. Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию / А.И. Иванчик // Советская этнография. – 1988. – № 5. – С. 38-48.
  15. Хасиев, С.-М. О чеченских обычаях / С.-М. Хасиев. – Грозный: АО «Издательско- полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2016. – 192 с. – (на чеч. яз.).
  16. Гумба, Г.Д. Нахи: вопросы этнокультурной истории (I тысячелетие до н.э.) / Г.Д. Гумба. – 2-е изд., дополн. – М.: Литера, 2017. – 552 с.