СЫН ОРШМЫ
Сеска Сосла был подобен владыке. Его родственником был Оршма, сын Орзми. Он был вездесущ. Едет он как-то и встречает всадника величиной с локоть и бородой с копну. Оршма, сын Орзми, не посчитался с ним, считая его за ничтожество. Карлик величиной с локоть проведал об этом. Подскакал он к Оршме, выхватил его с крупа коня и приторочил к своему седлу. А затем на коне въехал в отверстие в земле. Развязал он Оршму, через некоторое время привел к нему девушку и сказал:
- Это моя сестра. Бери ее замуж за себя. Не лишай ее зрения, не калечь. Если же она в чем-либо провинится, то приведи ее к этому отверстию и отпусти.
Стал Оршма с ней жить. Дела его улучшились. Он во всем превосходил Сеска Солсу. Люди относились к нему с уважением. Сеска Солса всем этим был сильно обеспокоен. Призвал он женщину-гам и стал с ней советоваться. - Я знаю, что предпринять, – сказала гам. – Посади на четырех дорогах четырех одноглазых попрошаек. Пусть они подтвердят, что их владыкой является Оршма. Если же станут о нем расспрашивать, то пусть скажут, что он хороший человек, справедлив, добр, но жена все-таки ему изменяет. Если все четверо так скажут, то Оршма покинет эти края.
На четырех больших дорогах усадил Сеска Солса четырех одноглазых попрошаек. Они говорили всем, обращавшимся к ним, как им посоветовала гам.
Однажды пошел осматривать свои владения Оршма, сын Орзми. Ходил он, ходил и наткнулся на одну из попрошаек. - Кто ваш владыка? Что он за человек? – спросил Оршма.
- Он хороший человек, справедлив, добр, но жена изменяет ему, – ответила попрошайка.
Дал ей Оршма милостыню и отправился дальше. Одноглазые попрошайки не знали Оршму в лицо.
Встретил он вторую, третью, четвертую, и все они говорили ему одно и то же.
Тогда Оршма усомнился в верности жены и отвел ее к отверстию в земле. - Дай мне свой нож, – обратилась она к мужу.
Он дал ей нож. Этим ножом она вспорола себе живот, вытащила мальчика и передала его мужу со словами: - Корми его только курдюком без костей, хлебом без корки, маслом и молоком.
И она исчезла в отверстии.
Оршма, сын Орзми, положил мальчика в полу черкески, но она тут же сгорела. Положил он мальчика в полу бурки – и она сгорела. Тогда он взял его на руки, принес домой, передал своим отцу и матери и рассказал им, как за ним следует ухаживать.
После этого Оршма бросил свои владения и одичал. Он дал клятву: «Только пойманные моими руками зверь или птица будут принадлежать мне».
Владыкой края стал опять Сеска Солса.
А мальчик рос. Орзми и бабушка хорошо за ним смотрели, вовремя кормили.
Сеска Солса задумал лишить жизни и Орзми. Однажды устроил он пир и пригласил гостей. Позвал он и Орзми, желая напоить его ядом или расплавленной медью и убить.
Орзми догадался об этом, но гордость не позволила ему отказаться. И он отправился к Сеска Солсе. Обеспокоенная этим, бабушка довольно поздно накормила своего внука. - Почему ты не вовремя меня накормила, что случилось? – спросил внук.
- Твоего дедушку пригласил на пир Сеска Солса, хочет его напоить и убить, – сказала бабушка.
- Дай мне одеться, – сказал мальчик.
Оделся он, пришел на пир к Сеска Солсе и стал позади Орзми.
Сеска Солса прислал Орзми полную чашу расплавленной меди, чтобы он выпил ее. Стали подавать чашу. Мальчик первым протянул руку, взял ее и сказал: - Я хочу выпить эту чашу вместо своего деда.
Он выпил ее и обратился к Сеска Солсе: - Я выпил эту чашу. В следующее воскресенье приглашаю тебя на пир к нам.
Прибыл к ним Сеска Солса и не смог выпить предложенной чаши. Тогда владычество его в крае кончилось.
Мальчик расспросил у стариков про отца и отправился на его поиски. Ходил он, ходил и увидел длиннобородого человека, бежавшего за оленем. Когда длиннобородый бросался за оленем в гору, то борода цеплялась за его ноги, и он не мог настигнуть оленя. Когда же олень бросался с горы вниз, длиннобородый мог догнать оленя.
Мальчик из жалости к нему уложил бежавшего в гору оленя. - Почему ты убил оленя? Я же дал клятву питаться лишь тем, что добуду своими руками, – сказал длиннобородый.
- Ты мой отец, а я твой сын, – и мальчик обо всем рассказал ему.
Все они встретились: отец, мать, Орзми, бабушка – и стали счастливо жить.