КТО ПЕРВЫМ ПОСЕЛИЛСЯ В НЯСАР-КОРТЕ
Там, где ныне расположено селение Нясар-Корт, на одном из холмов с западной стороны первым поселился спустившийся с гор ингуш по имени Нясарг.
Он имел длинные усы. Если их связать узлом на затылке, то концы их спускались до самого пояса. Вместе с Нясаргом были его сподвижники.
Опасен и жесток был Ачамаз со своими сподвижниками, жившими вблизи кургана Ачамаза и на кургане Дочери.
Ачамаз чинил над людьми насилие, совершал разбойничьи набеги, угонял людей, многих убивал, принося всем большое горе.
Однажды он задумал сделать себе шубу из людских бород. У каждого встречного он сдирал бороду вместе с кожей. Однажды собрал он всех подвластных ему людей и спросил:
- Чего не хватает моей шубе?
Среди собравшихся были братья, сестры и отцы тех, у кого он вырывал бороды, чинил насилия и убивал. От страха никто из них не посмел сказать, чего не хватает его шубе. Второй раз спросил Ачамаз: - Чего недостает моей шубе? Если кто-нибудь отметит хотя бы один недостаток в ней, я не надену ее.
Там была женщина, у брата которой Ачамаз вырвал бороду, а затем убил. Она сказала: - Мне известно, чего недостает твоей шубе, но что значат слова одинокой женщины?
- Скажи, мне достаточно и слова одного человека, – сказал Ачамаз.
- Этой шубе недостает воротника из усов Нясарга, – сказала женщина.
- Кто пойдет оторвать усы у Нясарга? – спросил у собравшихся Ачамаз.
Толпа безмолвствовала. Ачамаз повторил вопрос, но никто не ответил. Спросил он в третий раз: - Кто пойдет за усами Нясарга?
Все боялись ответить. Тогда Ачамаз взял лук и сам направился во двор Нясарга. Вход в дом Нясарга в первой комнате в прихожей был завешен циновкой, которую приподнимали при входе, а войдя опускали. Вход во вторую комнату был свободен.
В этой комнате, где не было двери, в углу стояла шашка. Присев на кровати, Нясарг мыл руки, ему из кумгана поливала сестра, в другой руке она держала горящую свечу.
Услышав шум, сестра Нясарга обернулась и увидела, что Ачамаз натягивает лук, чтобы пустить стрелу в Нясарга.
Она растерялась. Сказать брату не решалась, зная, что они уничтожат друг друга. Внезапно ее осенила мысль – она задула свечу.
Нясарг сказал: - Зажги свечу.
Она зажгла свечу и вновь увидела Ачамаза с натянутым луком. И снова потушила свечу. Тогда Нясарг сказал сестре: - Если ты еще раз потушишь свечу, то я изрублю тебя шашкой.
Оказывается, Нясарг знал, что Ачамаз хочет пустить в него стрелу, но из гордости не хотел даже взглянуть в его сторону.
Когда в третий раз сестра зажгла свечу, пустил стрелу Ачамаз. Стрела попала в грудь Нясарга и пронзила его насквозь: железный наконечник вышел через спину, а деревянный конец его торчал спереди.
Пустив стрелу, Ачамаз бросился бежать. Нясарг быстро обломал спереди и сзади концы стрелы, схватил стоявшую в углу комнаты шашку и, догнав Ачамаза, изрубил его прямо во дворе.
Оправившись от раны, Нясарг отправился со своими сподвижниками в поход на Грузию. Они привели оттуда много пленников. Среди них был и сын грузинского князя. Сына грузинского князя Нясарг оставил себе, а других пленников отдал своим сподвижникам.
В течение трех лет он хорошо поил и кормил сына князя, не заставляя работать. - В течение трех лет ты без всякой пользы для себя поил меня и кормил. Отпустил бы ты меня домой. Я бы тебя отблагодарил в будущем, – стал просить сын грузинского князя.
Нясарг удовлетворил просьбу сына князя. Дал ему коня, оружие и отправил домой.
Через некоторое время Нясарг со своими сподвижниками направился в гости к сыну грузинского князя.
Сын князя с почестями принял Нясарга, устроил ему большой пир. В то время он княжил сам.
Три дня он веселил Нясарга, а затем сказал: - Я с твоими и своими сподвижниками поеду за добычей. До моего приезда ты побудь у меня дома. Вот тебе ключи. Можешь открыть замки всех дверей, но самую крайнюю не открывай. Если ты откроешь ее, то мы поссоримся.
Оставшись один, Нясарг открыл двери почти всех комнат. Наконец, он подошел к двери крайней комнаты и услышал оттуда стоны. Удивился Нясарг, не стерпел и открыл и эту дверь. Войдя в комнату, он увидел женщину, лежавшую на поднаре, с привязанным на ней мертвецом. - Лучше бы ты не входил в эту комнату, – стала говорить женщина, – если не хочешь испортить дружбу с сыном князя.
- Что это? Кто ты? Почему сын князя подвергает тебя таким пыткам? – удивился Нясарг.
- Я шла замуж за сына князя. Как только я стала его женой, его взял в плен человек по имени Нясарг. Три года Нясарг одевал и кормил моего мужа. Мой муж, находясь в плену, увидел, что жена храброго Нясарга изменяет ему с пастухом. Теперь он думает, что, если жена храброго Нясарга изменяет ему в его присутствии, то и я изменила ему в его отсутствие с пастухом. Он убил пастуха и привязал его ко мне. Чтобы я не умерла с голоду, мне дают кушать. Вот в каком положении я нахожусь, – рассказала женщина, находившаяся в комнате.
Вышел Нясарг из комнаты и закрыл дверь на замок.
Через три дня ночи вернулся сын князя и привез добычу для Ня- сарга.
Он поставил перед Нясаргом хороший стол. Тогда Нясарг сказал: - Если ты не удовлетворишь мою просьбу, я не начну трапезу.
- Кроме одной, я удовлетворю любую твою просьбу, – ответил сын князя, заподозрив Нясарга в том, что он побывал в запретной комнате.
- Если ты не удовлетворишь мою просьбу, я не начну трапезу, – настаивал Нясарг.
- Начинай трапезу, твоя просьба будет удовлетворена, – дал согласие сын князя.
- Свою жену ты должен любить как раньше и не подвергать ее таким жестоким пыткам, – сказал Нясарг.
Сын князя удовлетворил просьбу Нясарга.
Когда Нясарг собрался домой, сын князя дал ему такое напутствие: - В обратной дороге ты скажешь своим сподвижникам: «Я не могу ехать дальше, так как сильно занемог. Вы не задерживайтесь и продолжайте свой путь. В дороге может случиться нападение на нас». Они скажут тебе: «Мы не оставим тебя одного». Но ты их обязательно отправь. Тогда они скажут тебе: «Забрать твоего коня и оружие?» Ты им ответь: «Я дал зарок: живым не расставаться с конем и оружием».
Сподвижники отправились домой, и рассказали жене Нясарга о случившимся.
А Нясарг к полуночи прибыл домой, шашкой сдернул крючок с двери и заглянул в комнату. Увидя жену, лежащую с пастухом, он потихоньку вышел, закрыл дверь и крючок, а затем громко постучал.
Пастух и жена Нясарга быстро вскочили и встретили его так, будто между ними ничего и не было.
Через два-три дня Нясарг созвал людей и сказал: - Мы трое должны разделиться: жена будет с моим пастухом, а я – один. Наше хозяйство нужно разделить на три части.
- Что это значит? Не с ума ли ты сошел?! – стали возмущаться люди.
Тогда Нясарг сказал: - Поступайте по моему велению.
После такого раздела на седьмой день от разрыва сердца пастух умер, а на четырнадцатый от разрыва сердца умерла жена.