КОЛОЙ-КАНТ
Колой-Кант пас своих овец на вершине горы. Это было время, когда всюду шныряли разбойники, отнимая у мирных людей их имущество и нередко уводя самих людей в рабство.
Но Колой-Кант был настолько силен, что не боялся никого и в одиночестве пас свою огромную отару в девятьсот голов.
У него было пещера, в которую он на ночь запирал своих овец. Вход в пещеру он закрывал огромной каменной плитой, поднять которую не смогли бы и шестьдесят человек. Каждый вечер Колой-Кант играл на свирели; прекрасные звуки доходили до далеких аулов и люди собирались, чтобы послушать их.
За один присест Колой-Кант съедал целого барана.
Кабардинские князья узнали, что Колой-Кант в одиночестве, в горах пасет огромную отару. Тайком посмотрели они, сколько у него овец, и какой силой он обладает. Поняли они, что силой с ним не сладить и решили прибегнуть к хитрости.
Спустя некоторое время, они вернулись и привезли с собой красивую девушку, которую послали навстречу возвращающемуся в пещеру Колой-Канту, научив ее, что ей нужно делать, а сами спрятались.
Когда Колой-Кант увидел незнакомую девушку в местах, где вообще не было людей, он очень удивился и спросил ее:
- Кто ты и что здесь делаешь?
- Я убежала, когда разбойники увозили меня в рабство, а теперь заблудилась, проголодалась и не знаю, куда мне идти.
- Если так, то ты моя гостья, пойдем со мной, – сказал Колой- Кант и, придя в пещеру зарезал лучшего барана, на славу угостил гостью и, сделав мягкую постель из прошлогодней травы, уложил ее спать, а через некоторое время лег и сам.
Взволнованный приходом девушки, впервые не очень аккуратно поставил он камень, закрывающий вход в пещеру.
Когда он крепко уснул, девушка отыскала щель между стеной пещеры и каменной плитой и впустила врагов Колой-Канта.
Не успел он проснуться, как был крепко связан сыромятными ремнями по рукам и ногам.
Забрав девушку и всех его овец, князья тронулись в путь.
Долго бился Колой-Кант, пытаясь освободиться, но высыхающие ремни все туже и туже стягивали его.
Тогда, пальцами взял он лежащую рядом кость от ноги съеденного козла, мизинцем сделал в ней дырочки и заиграл жалобную мелодию.
Когда, утром жена его старшего брата вышла, чтобы подоить коров и услышала эту мелодию, от волнения подоила корову мимо кувшина на землю. После этого она забежала в дом и начала будить мужа и деверей: - Вставайте, с нашим мальчиком что-то случилось! Очень уж жалобную мелодию он играет.
- Кто посмеет причинить ему зло? Ничего с ним не случилось, – ответили братья.
Снова пошла она доить коров, снова звучала мелодия и снова подоила она корову на землю. Побежала она в дом и крикнула: - Вставайте, на самом деле что-то случилось! Свирель его плачет, как живая.
Послушались братья и, поднявшись к пещере, увидели крепко связанного Колой-Канта, который кончиками пальцев держал свирель и играл невыразимо грустную мелодию.
Только разрезали братья ремни на его руках и ногах, как Колой- Кант сразу же бросился в погоню за врагами и догнал их там, где земли галгаев и кабардинцев разделяла большая река. Когда он их настиг, половина отары и девушка были на этой стороне, а князья с войском и половина отары – на той. Поняли князья, что тяжело им придется в открытом бою и предложили ему: - Не поднимай оружия, пусть девушка и половина отары остается у тебя, а половину оставь нам в качестве калыма.
Колой-Кант поднял огромный кусок скалы и перебросил через реку. - Вот, что бы я мог сделать с вами! – крикнул он.
Потом, взяв с собой девушку и половину овец, вернулся домой.