КАК РОДИЛСЯ СЫН НАРТА АШХА
Старики рассказывают, что в очень древнее время на свете у ингушей были нарты – Солса сын Сессек или Сеска и двоюродный брат его Ашха. Отец Ашхи был Оразби.
Солса был старший среди нартов, князь чистой крови и по своим делам считался святым. Ашха же был такой человек, что всю свою жизнь ежегодно и ровно на три месяца находился в отсутствии по разным местам земли. Обыкновенно он посещал те места, где на одной стороне земли бывает ночь, а на другой – день. Другие говорят еще про него, что он опускается под землю и посещает там царство мертвых.
Как-то раз Ашха, будучи охваченный страстью к своим похождениям, отправился в путь. Долго он бродил из стороны в сторону, и только хотел направиться к подножью невысокого хребта (арга), чтобы с его высоты осмотреть окрестность, как на склоне гор заприметил вдали какое-то черное пятно. Крикнул он, но голос его не был услышан. Приблизившись, он с удивлением увидел, что это был человек с локоть величиной и скакал он на лошади, ростом с однолетнюю козу.
Ашха поравнялся с этим встречным и сказал:
– Вот хорошая диковинка для погляденья в моей земле нартов.
Услышав такую насмешку, маленький человек вдруг рассердился, мигом схватил нарта Ашха и привязал его в задние торока своего седла. Так вез долго маленький человек своего пленника и вдруг увидел спускающееся с горы большое войско.
Шли люди большой толпой, а за ними тянулся большой обоз. Подъезжая к этому войску, маленький человек остановился, развязал от седла своего пленника и сказал:
- Я мог бы лишить тебя жизни, но прощаю тебя. Я царь. Ты видишь это войско – это мое войско.
После этого маленький человек – царь встретил свое войско, потребовал свой экипаж, посадил с собою Ашха и поехали они во дворец к этому царю. Подъезжая туда, Ашха вдруг заметил у окна стоявшую необыкновенной красоты девушку, воспылал к ней любовью и желанием обладать ею.
Царь-карлик предложил хорошее угощение нарту Ашха, но он не стал кушать. Царь заметил это, и спросил его, почему от отказывается кушать. Ашха сказал, что дома всегда пищу предлагает ему жена, и тогда он кушает.
Царь позвал свою сестру – ту красавицу, что стояла у окна, и она подавала ему пищу. После этого Ашха посватался за эту девушку. На это ему сказали, что отдать за него сестру царя-карлика согласны, но, однако с тем условием, чтобы на нее никто не должен сердиться и обижать ее. В случае же если она будет чем обижена, то Ашха должен доставить ее на границу этого царства. Придя на границу, нельзя ни шагу переступить ее, а следует оставить ее прямо на границе и самому удалиться. «Ты не беспокойся, – сказал царь, – ей тогда и лютые звери и все силы придут на помощь». После этого снарядили богатый экипаж и со множеством конвоя. Ашха с женой, богато одаренный, поехал в свою землю нартов.
Там Ашха поместил ее в своей башне и стал веселиться. Весть о женитьбе Ашха на царской сестре быстро распространилась в его земле. Все удивлялись такому случаю и стали оказывать Ашха особое внимание.
Это не понравилось старшему из нартов – Сеска Солсе, который был князем в земле нартов. Про Солса скоро стали все забывать, а все говорили про Ашха. Сеска Солсе это не понравилось, и он стал придумывать как бы избавиться от такого соперника. Однажды он собрал почетных людей. Солса сказал им: - Я собрал вас на Совет. Ашха стал у вас уважаемым человеком. Я же князь и меня народ перестал признавать, оказывать послушание и почести. Посоветуйте, как поступить мне, и как избавиться от Ашха.
Нарт Ширтако вызвался помочь его горю и сказал, чтобы ему разыскали двух человек – глухого и немого, а что и как он будет делать, то увидите. Солса принял предложение и нашел необходимых людей.
Пришло время, когда Ашха, оставив дома свою жену, по своему обыкновению отправился в трехмесячное путешествие. Ширтако дождался тоже этого времени и в разных местах земли на пути следования Ашха расставил своих подученных людей – глухого и немого.
Вот идет Ашха и встречается ему на пути человек. Это был сам Ширтако, переодевшийся нищим и притворившийся калекой.
Поздоровавшись с ним, Ашха спросил его: - Откуда ты идешь?
- Я иду из земли Ашха.
- А что, в твоей земле все благополучно и князь у вас хороший?
- Да, князь наш Сеска Солса – хороший князь. А есть еще у нас знатный человек другой – Ашха. Только дома у него происходит неладное, а сам он в отсутствии.
- Что же такое происходит? – спросил Ашха.
- Да жена его в отсутствии мужа принимает чужих мужчин.
Услышав это, Ашха пришел в негодование и за такое сообщение даже хотел убить этого калеку, но удержался, рассудив, что может быть это неправда. Поехал он дальше и на дороге встретил еще одного человека. Поздоровавшись с этим человеком, Ашха заметил, что встречный человек был глухой. - Ты откуда идешь? – спросил Ашха.
- Я иду из земли Ашха, – ответил тот.
- Ну что, князь у вас хороший и все благополучно в вашей земле? – спросил Ашха.
- Да, князь наш Сеска Солса – хороший князь. А есть еще у знатный человек, другой князь – Ашха. Только дома у него происходит неладное, а сам он в отсутствии.
- Что же такое происходит? – спросил Ашха.
- Да жена его в отсутствии мужа принимает чужих мужчин.
Услышав такое же сообщение от глухого человека, Ашха еще более ожесточился.
На дороге ему встретился еще один человек. Поздоровавшись с ним, Ашха заметил, что этот встречный – немой. Знаками Ашха спросил его, откуда он идет, и понял, что человек этот идет с его стороны. Далее он допытался у немого: все ли благополучно или неблагополучно в его стороне. Немой, показывая знаками на голову, изображал руками заплетание косы, далее пояснил, что жена Ашха имеет нечто с мужчинами. Поняв сообщение немого, Ашха вполне убедился, что такое троекратное сообщение от посторонних лиц, слово в слово, действительно верно, и жена его так открыто поступает в своих нехороших делах, что известно это всем людям.
Затем он подумал, что калека мог его обмануть, сказать неправду. Но это же подтвердил глухой и, затем, немой. Люди эти встретились в разных и отдаленных местах его пути и они, конечно, узнали это от других. О поступках его жены значит известно всем. Рассвирепев после такого раздумья, Ашха стал особенно торопиться, чтобы скорее дойти до дома.
Когда Ашха приближался к своей башне, то его еще издали заметила из окна башни его жена. Она много ночей не спала и скучала, ожидая возвращения мужа. Как только Ашха появился около дома, то жена встретила его и ласково приветствовала. Но Ашха ни слова ей не ответил, а напротив поступил с ней сердито и презрительно. Увидев такое обращение мужа, жена сказала ему:
– Если ты сердишься на меня за что-то, то отвези меня к моему брату и сделай, как говорил тебе брат.
Ашха снарядил экипаж и повез свою жену обратно к ее брату – царю-карлику. Подъехав к границе его царства, он оставил жену на границе и стал сам удаляться. Все-таки жаль было ему расстаться со своей женой, и он оглянулся назад. Тут он увидел, что жена его распорола себе живот, выбросила на землю зачатый плод свой и повязала рану кусками дорогой своей одежды. Вслед же Ашхе крикнула, что не желает на свою родину нести плод от замужества с Ашхой. Он быстро приблизился к лежащему на земле, и рассмотрел в нем рожденного мальчика. Хотел было взять его, но обжег себе руки; старался положить его на траву – трава горела огнем; клал на землю – земля горела.
Страшно удивившись такому делу, Ашха сказал сам себе, что если это его сын, то может быть его тело примет его к себе.
Взял он мальчика, приложил к своей груди, завернул в свои одежды. Все обошлось хорошо. Понял тогда Ашха, что это его собственный сын и стал искать свою бывшую жену, но ее и след простыл – она невидимо скрылась. Так, прижимая к груди своего сына, Ашха возвратился к себе домой. Там он строго приказал своей старухе матери, чтобы она кормила мальчика, но только не давала ему хлеба с коркой и мяса с костями. Старуха-мать так и исполняла. Ашха же сам себе дал клятву, что он лично будет доставлять мясо для мальчика.
Так долго шло своим чередом. Ашха постоянно отсутствовал, добывая мясо, старуха кормила мальчика, а он рос не по дням, а по часам.
Но Сеска Солса снова задумал недоброе дело. Захотелось ему окончательно свести с лица земли род Ашха. Вон он наварил пива, жена его испекла пышек и захотел устроить у себя пир. Особо он приготовил чашку с пивом и влил туда тройную порцию яда. Тоже такую же испек с отравой пышку. На это пир позвал Сеска Солса отца Ашха Орозби, своего родного дядю, и предложил ему выпить пива и закусить особо для него приготовленным угощением. Старик Орозби заметил, что в особом угощении кроется что-то неладное, недаром Сеска Солса упрашивал его не отказываться от угощения.
В это время старуха – мать Ашха бросила мальчика и побежала посмотреть и послушать, что делается в доме Солса. Так она несколько раз торопливо перебегала то к дому Солса, то к мальчику. При такой суете, старуха, не заметив, дала мальчику пищу – хлеб с коркой и мясо с костями. Мальчик это заметил, удивился, и когда прибежала его бабушка, спросил ее, что за причина, что она ему дала хлеба с коркой и мяса с костями, когда как никогда раньше этого не было; не случилось ли чего у них в доме, и старуха второпях, может быть, не рассмотрела, что делает.
Старуха вспомнила о своей оплошности и попыталась успокоить мальчика, сказав, что все у них благополучно. Но, после настоятельных просьб мальчику, она сказала ему, что Сеска Солса хочет отравить его деда и уговаривает отведать приготовленного для него угощения с отравой. Мальчик тогда сильно встревожился, расправил свои кости в теле так, что все суставы захрустели, и вмиг вырос таким богатырем, что едва мог пройти через двери своей башни. Быстро прибежал он в дом Солса и сказал ему: - Ты хочешь отравить моего дедушку, но этого не будет.
Взял приготовленную для деда чашку пива и выпил его сам. Взял пышки, съел их и остался невредим. Затем сказал Солсе, что задуманное им дело не удастся и теперь он сам должен понести наказание. Поэтому в следующую пятницу он приготовит такой же пир у себя. Солса должен быть у него и тогда видно будет, останется ли он жив. Так и случилось.
После этого молодой богатырь еще больше стал крепчать. Он осведомился у старухи о том, кто его отец, и где он. Она сказала, что отца звать Ашха и он пребывает на охоте.
Мальчик потребовал от старухи, своей бабки, отцовского коня. Она, жалея внука, говорила ему, что конь очень свиреп, стоит в медной конюшне, не видя дневного света, грызя кремень; он еще молод ездить на отцовском коне – конь может убить его. - Где оружие моего отца? – спросил мальчик.
- Оружие отца не под силу тебе, – сказала бабка.
Толкнув ногой большую каменную плиту, прикрывавшую дверь в конюшню, мальчик схватил коня за заднее колено и вывел его из конюшни. Обуздав коня, мальчик поскакал на розыски отца своего Ашха. Долго он скакал по полям, по глухим лесам. Видит он, что один человек, без оружия, бежит в глухом лесу за стадом оленей. Много раз он догонял их, но как только выбирал момент схватить оленя, тот вырывался из его рук и бежал дальше. Это дело удивило молодого человека, и он захотел помочь этому человеку. Ударил он своего коня, и, пущенной стрелой, свалил оленя на землю. Тогда этот, гнавшийся за оленями, человек, увидев всадника, стал упрекать его, говоря, зачем он убил оленя и помешал его охоте. Мальчик же ответил, что он видел мучительные старания его и хотел помочь ему.
Услышав голос Ашха, конь, долго стоявший в конюшне, узнал своего старого хозяина и громко заржал. А Ашха по лошади узнал своего сына. Так молодой богатырь нашел своего отца и возвратился домой.
Ему захотелось теперь узнать и свою мать. Старуха опять рассказала, где находится его мать. Молодой человек поскакал на ее розыски, чтобы привезти ее домой. Долго он ехал, но, наконец, приехал к царю-карлику. Тут он объяснил ему, что он есть его племянник, но царь не поверил и сказал: - Если ты говоришь правду, то, чтобы доказать это, схвати одной рукой верхушку железного столба, который стоит во дворе, и пригни его к земле.
Молодому богатырю не трудно было это сделать. Он согнул железный столб одной рукой в дугу и тогда царь радостно обнял его и признал своим племянником. Мать признала своего сына. Они вместе уехали в дом нарта Ашха и стали потом благополучно жить вместе. Ашхе уже больше не надо было кормить мальчика, но все же он не оставлял своей охоты в дремучем лесу и в широких степях пока у него были силы.