ХАМЧИ ПАТАРАЗ И ХРОМОЙ ТИМУР
Считая себя виновным в том, что в мире появились кровопролитные войны и люди стали убивать друг друга, Хамчи Патараз ушел высоко в горы. Там на вершине Цели-лоама он заперся в пещере Говза. У Хамчи Патараза был ручной огромный черный ворон. Он был вещим. Хотя пещера и была заперта, все же перед нею нес охрану этот ворон. Нарты же привольно жили себе в прекрасной долине Галгай Коашке. Хамчи Патараз, добровольно заточившись в пещере, замаливал свой грех.
В это время, копая рвы по всему Кавказу, падчах Тимур со своим войском подошел к нашему Ассинскому ущелью, там, где сейчас находится село Алкун. Удивился он:

  • Это что за страна такая? Течет стремительная река, а вместо берегов у нее горы, по которым никак не прорыть канавы?
    Среди воинов Тимура был один столь старый воин, что его возили, привязав к седлу. Тимур водил его всегда с собою, потому что многоопытный старик знал все местности и все народы.
    Когда Тимур задал ему этот вопрос, старик ответил, что в это ущелье лучше не соваться, так как там живут галгаевские нарты, которые поражений не знают.
  • Я слышал, – сказал Тимур, – что нарты – это обыкновенные разбойники, любящие угонять чужие стада и табуны.
  • Это особые нарты, – ответил старик, – тела у них стальные и им покровительствуют небесные боги. Не ходи к ним, лучше проедем мимо них далее.
  • Как это так, я, Тимур, завоевавший полмира, уйду, испугавшись каких-то нартов! Раз нет места, где можно прорыть канаву, начинайте рыть дыру сквозь горы, чтобы я смог добраться до них, – приказал он воинам.
    Все военачальники бросились в ноги Тимуру, прося оставить в покое этих нартов, в бою с которыми никто и никогда живым не уходил. Но Тимур был непреклонен.
    А тем временем наших нартов долго не было дома. Уехали они за добычей куда-то к морю. Вещий ворон закаркал, стал стучаться в пещеру, вызывая Хамчи Патараза.
  • Чего, старый, покоя не даешь? – недовольно сказал Хамчи Патараз.
  • В «звездной книге» записано, – сказал ворон, – что над Галгай Коашке наступит день, когда некому будет ее защитить, и в этот день ее заступником должен выступить ты. Тогда-то тебе окончательно простятся все твои грехи.
  • Что ж, давно я не воевал. Кто эти враги? Где они?
    Ворон рассказал все о Тимуре и о том, что он роет гору, чтобы добраться сюда. Тогда Хамчи Патараз наказал ворону:
  • Лети к этому Тимуру и скажи ему, что у нас, нартов, есть обычай: сперва в поединке сражаются военачальники, и если он не боится встретиться со мною в единоборстве, пусть завтра к этому времени ждет меня, и мы сразимся в справедливом поединке.
    Ворон улетел. Зная, что отказа от поединка не будет, Хамчи Патараз с корнями надергал штук десять чинар и разжег из них огромный костер. Затем прыгнул в него и лег. Хамчи Патараз настолько раскалился, что его трудно было отличить от горящих углей. Тогда он прыгнул в реку Ассу. Поднялся невиданный до тех пор туман, покрывший все горы.
    Хамчи Патараз и так был рожден стальным и закаленным, и все же он иногда перед важным боем вновь подкреплял себя закалкой.
    Рано на рассвете сел Хамчи Патараз на своего ворона и полетел сквозь туман. Когда он предстал перед Тимуром, то завоевателю почудилось, словно Хамчи Патараз умеет летать и появляться там, где захочет. Поздоровались они и сговорились: тот, кто из них станет победителем в единоборстве, тот и станет владельцем Галгай Коашке, а побежденный обязан будет немедленно уйти в другие дальние страны.
    Начался бой. У Тимура был коварный прием: сходу ударяя щитом, он приводил врага в замешательство и тут же наносил ему смертельный удар. Ударил он Хамчи Патараза щитом. От стального тела нарта щит разлетелся на мелкие куски. Ни один удар Тимура и на волосок не поражал Хамчи Патараза. Он же бил Тимура саблей плашмя, как бы в насмешку, потому что не хотел он убивать столь прославленного воина.
    Но победу все равно необходимо было одержать. Тогда Хамчи Патараз решил его ранить так, чтобы Тимур не смог бы далее продолжать бой. Схватил он Тимура за бедро и переломил его своими стальными руками. Теперь уже Тимур сидел на земле и далее не мог воевать.
    Тимур признал себя побежденным и со своим войском ушел далеко.
    А то, что некоторые говорят будто Тимуру в детстве бедро умышленно повредил его отец, так это неправда. Какое должно быть сердце у отца, который станет калечить своего сына? Именно после поединка с Хамчи Патаразом Тимур и стал хромым.
    Прибыл Хамчи Патараз в Галгай Коашке. В это же время вернулись из похода и нарты. Узнав про героический подвиг Хамчи Патараза в бою с самим Тимуром, нарты дружно сказали:
  • Ты своим подвигом защитил родину. Все грехи твои с тебя сняты. Бросай затворничество и возвращайся в нашу нартскую дружину.
    Так он и поступил.