СЯТАЛ И ЛЕСНОЙ ВЕПРЬ
Горько призадумавшись, сидел нарт Сятал. Мудрая старая Жер-баба спросила его:
- О чем задумался, Сятал? Расскажи, может, помогу чем.
- Молод я, а уже успел совершить немало подвигов. Но не знаю, как совершить такой, чтоб слава обо мне прозвенела по всей стране,
- пожаловался Сятал.
- Зря кручинишься. Твое имя стало знаменитым среди нартов, – стала утешать его мудрая женщина, не желая, чтобы он подвергал себя большой опасности.
- Все, что я сделал, может сделать любой нарт. Мне же хотелось бы совершить такой подвиг, о котором все и всегда говорили бы: «Это подвиг, который совершил прославленный нарт Сятал!» – ответил он.
Жер-баба знала, что нарты – люди беспокойные, и если что задумали, то уж не отступятся никогда. Стала она ему советовать: - Во-он за теми семью горами находится невиданно страшный вепрь. Никто до сих пор с ним не справился. Пойди и убей его, если сможешь.
- Да как ты можешь советовать мне такое! – возмутился Сятал.
- Что из того, что я убью какого-то вепря? Люди просто скажут: «Пошел Сятал на охоту и убил свинью». Ты предлагаешь мне подвиг, достойный простого охотника.
- Ни один охотник, ни один нарт до сего дня не смог справиться с тем вепрем. Это не просто вепрь. Это страшное чудовище, – стала рассказывать Жер-баба, – оно само величиною с гору. На голове у вепря десять клыков, а каждый из них величиною с чинару. Ноздри у него, что пивные котлы, вмещающие целого быка. Из ноздрей его пышет огнем и серою. Каждая щетинка на нем – что копье заостренное. Поддев рылом, он сбрасывает с гор целые аулы. Пожирает он все без разбора. В год он оголяет целую гору. Так, он уже пожрал все живое и растущее на шестидесяти трех горах, и через семь лет, сожрав семь гор, он доберется до нашей горы. Человек не должен ждать, пока беда придет в его дом, он заранее должен противостоять ей. Если убьешь это чудовище – это величайший подвиг, больше которого никогда не совершишь!
Загорелся нарт Сятал, поняв, с каким страшным противником он может сразиться. Узнав у Жер-бабы дорогу, он тут же собрался в путь. Его богатырского коня звали Дурс. Сятал был ростом с чинару, конь же его – в три чинары. Под Дурсом земля дрожала, из глаз его сыпались искры, из ноздрей – туман клубился.
Нарты долго размышлять не привыкли. Поскакали они в путь, и одолев несколько гор, наткнулись на большую дружину других молодых, сильных и красивых нартов. Они проводили время в веселых пирах. Лишь только доскакал до них Сятал, как они тут же окружили его, попросили спешиться и стать их сотрапезником. - Нет времени у меня: спешу я на большое дело. Если совершу его, тогда и повеселиться можно будет, – ответил Сятал.
- Возьми и нас с собою. Нет у нас семей, жить скучно, давно не участвовали в походах, – стали просить юноши.
- Или этот подвиг совершу я, или… придет время, встретимся на том свете! – крикнув, далее поскакал Сятал.
Еще через несколько гор увидел он собравшихся в круг девушек. Они были красивы, как райские фуралы. Ели они медовую пищу, пели чудные песни и благородно танцевали. Дружно окружили они подъехавшего Сятала и стали просить его: - Отдохни вместе с нами. Мы омоем тебя и коня твоего, угостим невиданно вкусной пищей, нальем чудные вина, споем райские песни. Может, какая-нибудь из нас тебе понравится, и ты женишься на ней.
Дрогнул было Сятал, и только высунул ногу из одного стремени, как грозно заржал богатырский Дурс. Всунул ногу в стремя нарт Сятал и сказал девицам: - Жив буду, вернусь и на всех вас женюсь!
Молнией понес его Дурс. Доскакали они до седьмой горы. Видят они, что на эту гору взбирается какая-то огромная черная гора, вся лесом обросшая. - Никогда не видел живых гор! – воскликнул Сятал.
- Это тебе не гора, то движется чудовищный вепрь, – сказал ему Дурс и стал учить, как надо сразить это чудовище. – Вепрь всегда лезет напролом. Самое опасное – это его смертоносные клыки. Поэтому вепря бить надо сбоку. Я наскоками буду копытами рассекать его бока, а ты тем временем секи его клыки.
Десять раз они наскакивали на бока вепря. Все десять раз, один за другим, Сятал отсекал его страшные клыки. Дурс своими коваными копытами рассек все его бока, теперь вепрь уже не воин. Тут в самое сердце поразил его могучий нарт, а вскоре и внутренности поползли из его боков. Дурс воскликнул: - Скорее хватай награбленные вепрем сокровища! Сейчас из вепря пойдет страшная и ядовитая вонь.
Схватил Сятал все десять котлов, полных золота, серебра и жемчуга, и они полетели назад.
Прискакали к тем девицам. Отдохнули и попировали. Отобрал Сятал из них себе в жены трех самых красивых девиц. Их и всех остальных девиц посадил он на коня спереди и сзади. Приехали они к тем прекрасным нартам. Вновь закатили пир. Выдал Сятал за юношей всех остальных красавиц. Подарил им всем три котла богатств.
Попировав на общей свадьбе три дня и три ночи, Сятал со своими женами и котлами драгоценностей вернулся домой. Закатил он пир на весь нартский народ. С тех пор Сятала стали называть «Страшного лесного вепря убивший нарт Сятал».
А мудрой Жер-бабе он дал в подарок целый котел золота.