СКАЗАНИЕ О КУЗНЕЦЕ
Когда-то в местечке Овларте в районе Кякале жил человек по имени Кинда. Там до сих пор стоят башни Кинда. Он был нартом. Это был одаренный Богом мастер, обладавший многими ремеслами, в том числе и кузнечным. Его жена была великаншей, обладала грубой силой и большими руками. Все ингуши произошли от них. У Кинды был сын Шоа, рожденный матерью-великаншей. Это был нарт, прославленный в двенадцати шахарах. Он вырос, поедая лед. После смерти отца он жил с матерью в башнях Кинда. Он женился на дочери Сеска Солсы, заплатив в качестве калыма много синих коров с белыми мордами.
Как-то Сеска Солса шел в гости к Кинда Шоа. Он ехал на смелом скакуне по имени Гольг. Испытывая жажду, он оказался у села Някист, но жители села не пригласили его в гости и не дали воды. Тогда Гольг ударил копытом о землю, отчего появился родник. Напившись из этого родник, Сеска Солса поехал дальше. Он был очень голоден, когда доехал до села Тумах. Жители села оказали ему хороший прием.
Когда он доехал до села Галашпе, оказалось, что после сильного удара о землю (чтобы появился родник) у его скакуна отлетела подкова. Кузнец из Галашпе подковал копыта Гольга серебряными подковами. Оттуда Сеска Солса поехал в сторону Маготе. Его конь очень сильно ударил по каменной плите, оставив на ней след. Эта плита до сих пор лежит на дороге на Салги.
Попрощавшись с жителями Галашпе, Сеска Солса поднялся на Тавите и, повернувшись в сторону Салги, сказал: «Пусть в Галашпе всегда будут умелые кузнецы, пусть в Тумахе не иссякнет благодать, а жители Някиста пусть всегда враждуют между собой».
После этого пошла молва, что в Галашпе всегда были умелые кузнецы. Здесь жили знаменитые кузнецы, которые могли изготовить оружие различного рода. Раньше в Галашпе производили кремневые ружья и пистолеты. Особенно прославился среди кузнецов Чопа, самый известный в Ингушетии железных дел мастер. В то время не было человека, который мог бы тягаться с ним в умении обрабатывать железо. Горцы говорили, что мастерство Чопы равно умению Железного Маго, сжигавщего синий порох.
Раньше старики рассказывали, что до появления в наших краях русского царя здесь было много умелых мастеров. Советом страны (Мехка кхел) было принято решение собрать всех кузнецов (мастеров) в Овларте, как в стародавние времена, и создать центр кузнечного дела, восстановить то, что было во времена Кинды. Но осуществить это они не смогли.
Когда я был маленьким, вокруг Галашпе было много отходов кузнечного производства – шлаков. Местом кузницы называли место рядом с башней Чопы. На краю села было место, которое называлось склоном шлаков. Недалеко от Галашпе было место под названием участок горькой земли. До выселения мой дядя по отцу приносил оттуда черную землю, варил ее и получал из нее порох.