СЕСТРА СЕМЕРЫХ БРАТЬЕВ
В большой крепкой башне жили семь братьев и сестра. Нарты уходили за добычей или ходили на охоту, а сестра присматривала по дому. В одно время с ними жили сильные и жестокие ногайские князья. Немного прошло времени, как они перебили по одному всех семерых братьев. Не осталось мужчины, кто бы мог отомстить за их кровь. Ни одной слезинки не проронила сестра. Взяв одежду одного из любимых братьев, надев ее на себя, свернула она свои длинные волосы под папахой, села на коня и отправилась в страну черкесов. Она была похожа на отрока, у которого на лице еще не появились борода и усы. Приехав к черкесам, девушка спросила:

  • Кто в вашей стране может ежедневно давать мне на ужин по одному барану?
  • В том селе живет человек по имени Ахло. Он может ежедневно закалывать по одному барану.
    Девушка поехала к нему, сказала «ассалам-алейкум», тот ответил «ва алейкум-салам», и, забив одного барана, встретил гостя. Так прошло несколько дней. Ахло не спрашивал, кто она и откуда, и как ее зовут.
    Однажды, сев на коней, девушка и Ахло вместе выехали в поле. На краю села пасся сельский табун. Они увидели, что одна невзрачная худая лошаденка, отделившись от табуна, паслась на том месте, куда все село сбрасывало навоз. В том месте трава была выше и сочнее. Девушка сказала:
  • Посмотри, Ахло! Это не обычная лошадь, это турпалов [богатырский] конь. Если ты отдашь своего коня за эту клячу, даст ли ее нам хозяин?
  • Как же нет! Конечно, отдаст, – сказал Ахло.
    Девушка погнала эту лошаденку, та забежала во двор своего хозяина. Прискакав вслед за ней, всадники остановились у дома, и, когда вышел хозяин, Ахло спросил:
  • Отдашь ли ты за моего коня свою лошадь? Если согласен, мы поменяемся.
    Хозяин был весьма доволен. Ахло отдал ему своего коня, а сам сел на лошаденку и вместе с девушкой поехал домой. И тогда девушка сказала:
  • Три года держи этого коня на привязи в конюшне, куда не проникает ни один солнечный луч.
    Она научила Ахло, как нужно ухаживать за ним, какой корм задавать, из какого родника поить. Сказав все, что нужно, и пообещав через три года приехать, девушка уехала восвояси.
    Три года ухаживал Ахло за богатырским конем так, как советовал гость, но сквозь соломенную кровлю конюшни, через отверстие величиной с иголку, которое Ахло не заметил, в полдень проникал солнечный луч. Он постоянно падал на широкий круп лошади. Через три года, надев на себя одежду брата и скрыв волосы под папахой, девушка вновь поехала к Ахло. После приветствий и расспросов Ахло сказал, что, соблюдая совет, три года ухаживал за конем. Пошли они в конюшню. Только вошли, девушка подошла к коню и поставила палец на то место крупа, куда падал солнечный луч. Затем сказала:
  • На это место падал солнечный луч. Надо еще три года содержать этого коня.
    Когда Ахло внимательно осмотрел кровлю, он обнаружил щель величиной с иголку. Он утроил кровлю, и девушка уехала. Через три года она вернулась. Посмотрев на коня, она признала, что теперь он в полной силе. Затем она сказала Ахло, что пора собираться в путь. Девушка не сказала куда, а Ахло не стал спрашивать. Перейдя через Терек, проехав через песчаные и каменистые земли, доехали они до одной реки. С другого берега начиналась ногайская земля.
  • Вот что. Ты останешься на этом берегу, а я, побывав на том берегу, вернусь обратно. Через два дня и две ночи ты посмотри на реку. Если по ней будут течь кровь и пена, ты во всю мочь, без оглядки уходи отсюда, – сказала девушка.
  • Хорошо, – сказал Ахло и остался, а девушка перешла реку.
    Из табунов, которые блуждали по ногайским степям, она согнала три табуна в один и погнала его. Одному человеку не под силу управлять даже одним табуном, его должны гнать трое-двое по бокам и один посередине. Но богатырский конь позволял ей скакать от одной стороны табуна к другой. Таким способом она одна справилась с табуном и гнала его быстрее ветра. За ней в погоню ринулись ногайцы. Сидя по трое на одном коне, они уже почти догоняли ее. Согнав весь табун, она поскакала им навстречу. От одной ее стрелы падало трое, от одного удара меча – шестеро. Разбив слуг ногайского князя, она погнала табун далее в свою сторону.
    В это время Ахло с берега посмотрел на реку. Вода несла и кровь, и пену. Когда же он посмотрел вдаль, то увидел, что движется пылевая буря. По мере ее приближения он стал различать, что это мчится табун лошадей и что гонит табун его друг и гость. Сердце не позволило ему уйти. Когда табун приблизился к реке, вдали показалась вторая погоня. Желая помочь своему гостю, Ахло только собрался перейти реку, как девушка сказала:
  • Ни с места! Иначе я пущу в тебя свои стрелы.
    Ахло остался на месте. Полтабуна перешло реку, а другая половина только еще переходила. Оставив табун, девушка опять поскакала навстречу погоне. Стрелами и мечом она уничтожила всех врагов. Не вытерпев более, Ахло пошел в реку и перегнал оставшихся коней угнанного табуна. Так, за кровь каждого брата девушка уложила по шестьдесят врагов и перешла на этот берег реки. Погоняя табун с двух сторон, привели они коней во двор Ахло.
  • Весь этот табун остается тебе за твое товарищество. Эти кони имеют такие-то, такие-то качества, – сказала девушка и поведала ему обо всех их достоинствах. – А теперь я ухожу. Прощай и будь здоров.
    Оставив богатырского коня и сев на свою лошадь, она поехала домой. Радостный Ахло остался с табунами. Но вдруг он вспомнил: «Ведь я так и не спросил, что он за человек, откуда он и как его зовут. Не успокоюсь, пока не догоню и не расспрошу».
    Сев на богатырского коня, Ахло поехал по следу, оставленному лошадью девушки. На второй день после полудня увидел он вдали своего гостя. Не успел Ахло догнать его, как девушка въехала во двор. Ахло видел, как молодой человек вошел в дом. Девушка сняла одежду брата и оделась в женское платье. Взойдя на самый верхний этаж, она распустила по ветру свои спутавшиеся волосы и стала расчесывать их латунным гребнем. Ветер далеко относил длинные пряди ее волос. Когда Ахло подъехал к башне, он увидел наверху девушку. «Какая же ты красавица!» – сказал он про себя. Затем крикнул ей:
  • Позови мне того молодца, который въехал в этот двор.
  • Ахло, то был не молодец, это была я. У тебя не достало сообразительности спросить меня, кто я, откуда и как меня зовут. Твое благородство покинуло тебя, когда ты увидел пригнанных коней. Не случись этого, я могла бы стать твоей женой. А теперь езжай обратно.
  • Нет, как же! – стал говорить Ахло.
  • Ничего не выйдет, уезжай, – твердо сказала девушка.
    Скрепя сердце поехал Ахло обратно, но, немного проехав, он вернулся обратно и сказал:
  • Выходи за меня – прошу тебя!
  • Ахло, уезжай! Лучше будет, иначе я могу применить силу. Зная, что силой ему девушку не одолеть, он уехал к себе.
    Девушка осталась жить в своей башне, которая находится в Ассинском ущелье и называется Девичьей башней. Такими гордыми были нарты.