СОСКА СОЛСА И ГОРЖАЙ
Давно это было. Сидели орхустойцы; между ними находился Соска Солса. Они рассуждали: «Есть ли такой край, где бы не были и не грабили?»
В то время, когда они вели этот разговор, возвращалась с реки одна вдова с водой. Она невольно подслушала разговор орхустойцев. Ее заметили и орхустойцы.
- Она, вероятно, смеется над нашей самоуверенностью! Пойди узнай, Батоко Шертуко: может быть, она знает страну, в которой мы не были и не грабили?
Батоко Шертуко отправился к вдове спросить ее об этом. - Я вдова-сирота. Если ответ мой не понравится, орхустойцы могут оскорбить меня. Кто заступится за меня?
- Не бойся, скажи! – говорят орхустойцы.
- За семью горами пасется стадо Горжая, и на это стадо орхустойцы не нападали!
- Надо отправиться! – сказали они все вместе.
Орхустойцы отправились в путь. Вот перешли они седьмую гору и увидели громадное стадо Горжая. - Стыдно и недостойно поступать тайным образом! – говорит Соска Солса, – надо дать знать Горжаю, что орхустойцы собираются напасть на его стадо. Пусть приготовится!
Они послали к Горжаю. - Как они могут напасть на стадо, из которого посвящают богу жертвы? Это будет с их стороны святотатством! Я тебе не верю. Вероятно, между ними что-нибудь произошло, – сказал Горжай посланному и отправил его обратно.
- Как же мы можем уверить его, что хотим сделать нападение, чтобы он поднял тревогу? – сказал Соска Солса.
- Его может уверить только невестка его, жена его младшего сына. Она ходит за водой того источника, из которого сам Горжай пьет воду. Если она скажет ему, то он поверит ей. Кто из вас способен завлечь женщину? – спросил Соска Солса.
- Я могу! – сказал один из орхустойцев по имени Тахшако.
Тахшако отправился рано утром, ко времени намаза, к источнику, откуда брал воду Горжай. К его приходу пришла туда любимая невестка Горжая. Он утащил ее, порвал на ней платье. Когда они возвращались, то Тахшако говорит ей: - Скажи своему свекру, что пришли орхустойцы, и в том числе Соска Солса, угнать его белое стадо, – пригрозив, что если она промолчит, то он разнесет слух, что он имел с ней любовное сношение.
Он сказал, что будет ждать от нее ответа. - Со мной сегодня сделал посрамление один из орхустойцев. Вот доказательство – разорванное мое платье. Он просил, чтобы ты приготовился к нападению на твое белое стадо, – сказала она Горжаю.
- Женщина всегда остается бесстыдной! Я смотрю на тебя, как на женщину, потерявшую стыд. Как могут напасть на мое стадо, которое я посвятил с благодарностью своему Создателю – Богу и высоким святым. Когда я приношу жертву, то не жалею лучшего барана. Неужели есть у кого-либо жадное желание?
Горжай не поверил своей невестке. Невестка возвратилась к источнику, где ждал ее Тахшако, и сказала ему: - Я сказала своему свекру о намерении орхустойцев напасть на стадо, но он мне не поверил.
Тахшако возвратился к своим. - Ну, что тебе удалось сделать? – спросили орхустойцы.
- Я ждал любимую невестку Горжая у источника, и когда она явилась, я схватил ее, порвал платье на ней и велел сказать свекру о наших намерениях. Она возвратилась и сказала, что Горжай не поверил ей.
- Какими средствами вызвать Горжая: на тревогу? – сказали ор- хустойцы.
Они отправились за советом к пастухам. - Единственное средство – это убить любимую птицу Горжая, сидящую на его башне, – сказали пастухи.
Тогда Соска Солса обратился к орхустойцам с следующим вопросом: - Кто из вас лучше всех умеет стрелять?
- Я могу! – сказал один из орхустойцев по имени Орузби.
Орузби чуть только рассвело отправился в дом Горжая и убил его любимую птицу.
Рано встал Горжай и увидел на дворе свою любимую птицу. - Видно, меня не хотят оставить в покое!
Оседлав своего коня, сев на него, он поднял тревогу. Он обратился к небу со следующими словами: - Орхустойцы пришли угнать мое белое стадо, из которого я всегда приносил лучшего барана Богу и великим святым. Заступитесь за меня все святые!
Его мольба была услышана Сели. Потом поднялась буря, гроза, и все жители погнались за орхустойцами. Те из орхустойцев, которые стреляли лучше, шли последними. - Надо идти потише, пусть догоняет Сели, я пожму бока этому святому! – сказал Соска Солса.
Действительно, их догнал Сели, и Соска Солса схватил святого и поломал ему ребра. Буря и гроза утихли. Святой перестал преследовать орхустойцев, и небо очистилось. Когда стало светло, орхустойцы позволили Горжаю догнать их. Соска Солса схватил Горжая, связал его и посадил на лошадь лицом к хвосту, потом пустил в поле на смех людям.
Орхустойцы возвратились со стадом Горжая домой.