СКАЗАНИЕ О СЕЛА САТЕ
У орхустойцев была одна девушка, которую Бог создал такой красавицей, какою только мог. Никто из нарт-орхустойцев не мог жениться на ней, потому что ни один не хотел уступить ее другому. Села небесный тоже хотел обладать ею, но боялся Сеска Солсу.
Пришел, наконец, смертный час этой девушки. Умирая, она сказала:
– Караульте мою могилу три ночи. Если будете караулить, Села не доберется до меня, а после трех ночей от трупа моего будет исходить запах и Села не подойдет к нему. Если же не будете караулить, то Села придет и осквернит мою могилу.
После этих слов она умерла. Ее похоронили, и Сеска Солса три ночи подряд сам караулил ее могилу, но на третью ночь, под самое утро, задремал. Села воспользовался этой минутой, пришел, открыл могилу и осквернил труп девушки. Она тотчас же родила от него дочь. Когда Села собирался уже уходить, Сеска Солса проснулся, схватил свой лук и ранил убегавшего Селу. Из этой раны у Селы выходят внутренности, и урчание их производит гром. Сеска Солса взял дочь Селы и принес ее домой. Нарты-орхустхойцы назвали ее Села Сатой. Она стала вдвое красивее своей матери и вышла замуж за человека, жившего на небе вместе с Селой.
Млечный путь, называемый «Ча токхадаь мотт», то есть «Место, по которому пронесена солома» образовался, по преданию, в том месте, где Села Сата пронесла солому для брачной постели. Уходя из дому за соломой, она приготовила из теста треугольный хлеб и положила его в горячую золу с угольками; пока она возвратилась, два угла хлеба сгорели, а один уцелел. На небе теперь видны три звезды, образующие треугольник; одна – светлая, а две – темные; они называются Сатай боджал («Треугольный хлеб Саты»). Ингуши, проживающие на равнине, называют их проще: «Кхо Ког» («Три ноги», в смысле: треугольник).