СЕСКА СОЛСА И БАТИГА ШИРТКА
У нартов был тамада по имени Соска. Его считали чуть ли не падишахом. Жена у него была своенравная. Однажды между супругами случилась размолвка, и, обидевшись, Соска ушел из дому к реке и сел на большой камень. Но прошло немного времени, как жена образумилась и пошла к нему. Подошла она сзади и, дотронувшись до плеча, предложила ему идти домой. Соска встал. И тут на виду у них камень лопнул, и посреди него появился мальчик. У этих супругов детей не было, и потому жена с радостью взялась за ребенка, но он был столь горяч, что обжег ее руки. Но мальчик тут же сказал:

  • Не выпускай меня из рук. Как взяла, так и положи в реку!
    Выкупала она его в реке, и тело ребенка стало стальным.
    Вскоре от какой-то болезни Соска скончался, а мальчик почему- то заболел.
    Будучи вещим, он сказал матери:
  • Пойди во-он по той дорожке, и там вдали ты увидишь родник. Если я выпью его воды, я выздоровею. Но учти, что родник охраняет некто Батиг. Постарайся у него добыть этой воды.
    Пошла она к тому роднику. Батиг сидел при нем и охранял его.
  • Мальчик мой болен, просит воды из твоего родника, считая, что эта вода его исцелит. Дай же мне воды.
  • Эта целебная вода так просто не раздается. Ты должна пробыть у меня один год, и лишь тогда ты получишь эту воду.
    Прожила она с Батигом год, и у них родился мальчик.
    Батиг сказал ей:
  • Мальчик этот необыкновенный, владеет он разными чудесами. Он будет твоему сыну и братом, и другом. Бери воду и забирай к себе мальчика.
    Пришла она домой, держа в одной руке мальчика, а в другой кувшин с водою. Лишь только мальчик с ее рук увидел другого мальчика, он тут же воскликнул:
  • Приветствую тебя, Соска Солса!
  • И я тебя приветствую, Батига Ширтка! – ответил Соска Солса.
    До этого дня у этих детей имен не было. Они сами нарекли друг друга.
    Соска Солса выпил воды из того родника и тут же выздоровел. Выросли они. Подобно своему отцу, Соска Солса стал тамадою нартов. Ширтка имел дар внезапно исчезать, а затем внезапно же появляться вновь. Он свободно уходил в подземный мир Эл, а потом вновь являлся в этот солнечный мир.
    Мать Соска Солсы прослышала, что орстхоевцы напали на назра- новцев, заперли их в каком-то доме и собираются поджечь его.
    Прибежала она к себе домой и стала укорять Соска Солсу:
  • Чего ты разлегся! Ведь орстхоевцы пленили назрановцев и собираются их сжечь. Скорей езжай к ним на подмогу!
  • Как я поеду, когда у меня нет ни коня, ни оружия.
  • В свое время отец позаботился о тебе. Во-он на краю нашего сада имеется большое подземелье. В нем стоит твой конь, там же развешено и припасенное для тебя оружие.
    Расчистил он то место и увидел в подземелье богатырского коня и много самого разного хорошего оружия. Вооружившись, сел он на коня и выехал во двор.
    Мать стала напутствовать его:
  • Когда доедешь до места, то не заезжай через ворота, а прямиком перескочи через ограду и ошарашь врагов громовым криком.
    Поскакал он. Доехав, увидел большой дом, в котором были заключены назрановцы, а вокруг дома была высоченная ограда. Вот- вот враги собирались все это поджечь.
    Не стал он искать ворота, а прямиком перескочил через высокую ограду. Изумленные враги застыли на месте.
    Казалось, что гром гремит, когда он прокричал:
  • Кто во здравии, пусть сам выходит; кто идти не может, того на руках вынесите!
    Начал он скакать по двору и рубить врагов. Кого убил, тот погиб, кто сумел – тот сбежал. Уничтожил он врагов и освободил назрановцев.
    Кто погиб, тот погиб, кто убежал, тот убежал. Освободил Сеска Солса весь шахар и спас от мучительной смерти братьев-нясархоевцев.
    Когда Сеска Солса вернулся, нарты сказали, что народ размножился и потому необходимо поделить пастбища. При дележе каждому доставалось большое поле.
    Батига Ширтка же сказал:
  • У меня всего-навсего один конь. Мне большего пастбища не надо. Лучше дайте у реки небольшую делянку, и этого мне будет достаточно.
    Нарты с радостью удовлетворили его просьбу. Но ведь известно, что у реки пастбище бывает наиболее сочным. Вскоре конь Батига Ширтки так разжирел, что его хребет не прощупывался. Соска Солсу это задело. Послал он кого-то отрезать верхнюю губу коня Батиги Ширтки. Вечером нарты сидели на пхегате – майдане, когда стал возвращаться сельский табун.
    Громко смеясь, Соска Солса воскликнул:
  • Смотрите-смотрите, конь Батига Ширтки настолько возгордился от своей справности, что начал смеяться.
  • А чего ему не смеяться, когда он видит перед собою коней бесхвостых, словно девиц без шаровар, – ответил Батига Ширтка.
    Тогда только нарты обратили внимание, что все их кони не имеют хвостов. А произошло это потому, что, как только у коня Батига Ширтки отрезали губу, вещему Батига Ширтки это стало известно. Он тут же пошел в табун и поотрезал хвосты нартских коней.
    Увидя такой срам, Соска Солса потянул из ножен меч. Поняв, что дело приобретает нешуточный ход, Батига Ширтка тут же исчез.