Lingua – universum
№5 2019 г.
КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН И РЕГИОНОВ
2019 г. © Тесаев З.А.
Академия наук Чеченской Республики
УДК 930.24+94(470.6)
ЛЕТОПИСЬ О ПОХОДЕ
ЧУБАНА БИН СУЛТАН-АЛИБЕКА НА ШУБУТ
(2-я пол. XVI в.)
Аннотация: В статье рассматривается содержание документа, описывающего поход Чубана бин Султан-Али-бека – предводителя газиев – с целью распространения Ислама, в чеченскую область Шубут, или Шатой, в том числе в села Вашандарой, Варандой, Зонах и близлежащие местности. В рукописи указан 580 год хиджры (1184/1185 г.) как время вторжения Чубана в Шубут. Приведены сведения о последующих переписчиках документа, который хранился в селе Аргвани. Согласно содержанию источника, газии потерпели поражение и были разбиты, после чего Амирсултан – сын Байара, сына Сурака, при поддержке ополчения, собранного от Арштов до Дидои, освободил Хунзах, занятый газиями, вернув себе трон нуцалов. Текст документа снабжен нашими комментариями и дополнительным материалом. Указывается на неверность датировки рукописи и событий, описанных в ней, XII веком и на 1578 год как время похода Чубана, за которым, согласно приведенным данным, скрывается личность Чопан-шамхала Алибекова.
Ключевые слова: Шубут, Чечня, Чопан, шамхал, Мохцур, сала-уздени, Вашандарой, Варандой, Сурак, Амирсултан.
В статье рассматривается текст рукописи, описывающей поход газиев (или мусульманских борцов с иноверцами) Северо-Восточного Кавказа под предводительством некоего «Чубана бин Султан-Али-бека» в чеченскую область Шубут (нынешний Шатойский район ЧР) в Аргунском ущелье. И.В. Бызов (Мутушев), через которого передан данный текст, сообщает, что в 80-е годы минувшего столетия к его отцу, Висхаджи Мутушеву, из Казахской ССР приехали двое родственников или знакомых, привезших с собой документ, на полях которого имелись дополнительные записи. Все трое обратились к мулле, который перевел часть текста за исключением непонятных ему слов. Длительный анализ рукописи подтолкнул И.В. Бызова к выводу, что текст был написан аварцем под диктовку чеченца вашиндароевского тайпа (общины). Также И.В. Бызов сообщает, что в семье Мутушевых остался лишь перевод рукописи: оригинал забрал владелец документа; копировальных машин в рассматриваемый период не было. Копия оригинального текста, за незнанием арабской письменности, также не была произведена. Известно, однако, что текст оригинала был написал на арабской графике, возможно, письмом аджам (приспособленный к неарабским языкам алфавит, снабженный дополнительными знаками).
Несколько слов следует сказать также и о датировке описываемых в летописи событий. Согласно дате, указанной в документе, поход состоялся в 580 году по хиджре, что соответствует 1184/1185 году григорианского летоисчисления. Однако в наших исследованиях мы отмечали, что данные датировки, связанные с личностью «Чубана», искусственно апокрифированы, и в действительности под Чубаном бин Султан-Али-беком скрывается Чопан (сравните:. «Чубан») шамхал (ср.: «султан») сын Алибека (ср.: «Али-бек») – казикумухский правитель, отец Султанмута Эндирейского и его братьев. Андия, Гирея, Эльдара (поочередно бывших Тарковскими шамхалами) [1, с. 197] и пр. Доводы в пользу такого вывода приведены нами в наших работах [2, с. 211 – 221; 3; 4, с. 170-178]. О неверной датировке указанных событий пишут также В.Ф. Минорский, А.Е. Криштопа и В.В. Бартольд [3, с. 55]. Добавим лишь, что в сочинении Ибрагима Рахими-заде «Зафарнаме-Йи Хазрат Султан Мурад-Хан» сообщается о походе Чопан-шамхала Алибекова, известного также под именем «Абу-Муслим», «…в страну неверных черкесов…» (т.е. кавказцев, в том числе и чеченцев) в 1578 году [4, с. 137-138, 157, 175-176, 178, 185; 5, c. 119-120]. Учитывая же то, что исследователями смерть Чопан-шамхала датируется 1574 [1, с. 197] либо 1578 годами (не позднее 1582 года, когда турками был сожжен Кази-Кумух [6, с. 24-25]), то и поход в чеченский Шубут, о котором идет речь в тексте данного документа, следует относить к промежутку между 1578-1582 годами. Отметим, что В.Ф. Минорский называет годом смерти Чопан-шамхала тот же 1578 [6, с. 23] – год похода «… в страну неверных.». С учетом этого, а также того факта, что на протяжении 1576-1578 гг. не прекращались постоянные столкновения чеченцев с войсками Чопан-шамхала [4, с. 170-188, 197-198, 208-212], мы берем за дату описываемого в тексте рукописи похода 1578 год, не исключая при этом вероятность ее последующей корректировки.
Далее – текст рукописи и комментарии.
«Говорит. В 580 год было [данное событие. – З. Т.] . В войске Чубана б. Султан-Iали-бека было много кайтагов (кайтагцы. – З. Т.) , много жайхов (хунзахцы. – З. Т.) , бутрулов (чеченцы. – З. Т.) и больше всего – тумсалов (лакцы. – З. Т.) … … через Йукър-Кала (Юкъера-Кела. – З. Т.) , через Шубут (Шатой. – З. Т.) , потом через Орг (Аргун. – З. Т.) в Варнд (Варанда. – З. Т.) . В Шубуте (букв.: Шобот) они пытались взять две башни (букв.: гIала) , но не стали задерживаться и пошли – дальше.
Вот род эмира Султана. Султан б. Байар б. Суракат б. Саратан б. Урус . А этот Урус был из потомков Абу-Хусро . Суракат б. Саратан был мунафик (лицемер. – З. Т.). Он отказался от света истинной веры и стал керисте (неверным, христианином. – З. Т.) . Потом повернули в Твш (Тушетию. – З. Т.) , который есть Бхй-мвхк (Пхий-мохк, т.е. Хевсуретия. – З. Т.) , но у горы Свли-лам (Сели- лам. – З. Т.), где стоит крепость , их прогнали . Они не смогли пройти ту крепость и мост. Это потому, что мост был убран . Тогда они повернули обратно, и пришли в Варанда. Там стояли 2 дня, а все ушли к Мискндвкъ (Мескан дукъ. – З. Т.) . Эти пошли за ними туда, где речка идет из Врг (возможно, Вора-эрк либо Варанг. – З. Т.), и на другой стороне Зонах . В Зонах стояла башня и сулй (суьйлий, т.е. тавлинцы. – З. Т.) не решились переходить на ту сторону, хотя воинов они имели много. И туда уже успели прийти волчьи стаи из Вашандара, Варанда… Те же, кто был из Вашандара, окружили Султана б. Байара и не дали им пройти к нему . За это он дал им в личный мулк (владение [20, с. 47]. – З. Т.) селение Рикун (Рикон, или Риквани. – З. Т.) , которое в ГIванди (Андия. – З. Т.) .
И далее. Стали подниматься на Мискдукъ (Меска-дукъ. – З. Т.) и все время сражались. Ночью воины обошли тропой войско. и вышли к Варанда, где стали закрепляться. Те, кого звали гIази, как только узнали о том, сразу пошли к Варанда . Они три дня атаковали село и взяли только два дома. Вся местность перед тем селением была в их телах. Их собирали, и тут же хоронили. В это время на подмогу в Варанда пришли два отряда. Один пришел из Бхй-мохк (Пхой-мохк, т.е. Хевсуретия. – З. Т.). Другой пришел из Iаршт (Аршты. – З. Т.) . В нем, кроме всех, были люди из Нашха , Балой , Кшрг (возможно, Кешта-эрке. – З. Т.) . ГIазии были окружены . Тогда первыми из своих укрытий вышли вашандаройцы и ударили. Те стали отступать шаг за шагом. Их стали забрасывать стрелами и авгол[ами] (снаряд пращи. – З. Т.) . Тогда из своих укрытий вышли остальные и всех перебили. Там сразился с их витязем сам Мохсур из Вашандара . Он отрубил ему руку, и когда тот упал, Мохсур отрубил ему голову одним ударом. Потом эта голова стояла на… Кое-кто сумел выйти из окружения, но они все были убиты возле… …и все бутрулы, и все туши, и те, кто принял свет (т.е. Ислам) только наружно, все они вошли ночью в Хунзах и убили всех, кто отказался стать керисте.
Но Аллах лучше знает.
Переписано в 1148 3-го шабана (18.12.1735 – З. Т.) с дафтара… Он же записал с дафтара , который хранился в селе Ргвани (Аргвани. – З. Т.) у Мухаммада сына Тахира.
Переписано в год 1…5… рукой Абуязида, сына Надирбека (текст выделен мной. – З. Т.)». Анализ документа позволяет считать, что текст имеет явные признаки коллективного составления. Этот вывод делается на указанных в комментариях основаниях: во-первых, употребление различных понятий (этнонимов, топонимов и пр.), свойственных только для чеченцев («жайхой», «Пхой-мохк», «керисте», «Балой» , «суьйлий» и пр.) или андийцев (вар.: аварцев; «бутрул», «тумсал», «ГIванди» и т.д.), соответственно; во-вторых, повествование идет от имени нападающей («был мунафик», «отказался от света истинной веры» и пр.) и защищающейся («волчьи стаи», «те, кого звали гIази», «сразился с их витязем сам Мохсур» и др.) сторон. Можно полагать, что изначально составленный андийцем (тенденциозный) текст был дополнен чеченским автором, снабдившим его названиями местностей и другими подробностями, известными ему. Вместе с тем, следует учесть и мнение И.В. Бызова, согласно которому текст мог быть написан аварцем под диктовку чеченца из вашандароевского тайпа-общины. Этот вариант мы также не исключаем.
События, описываемые в тексте, как было отмечено, мы относим к 1578 году, когда казикумухский шамхал Чопан сын Али-бека в рамках своего «черкесского» похода явился в Аргунское ущелье, где получил ранение и, впоследствии, скончался. Последний вывод подтверждается ранее упомянутым мнением В.Ф. Минорского о смерти Чопан-шамхала в 1578 году [6, с. 23].
Еще один вывод, вытекающий из приведенных сведений, заключается в том, что история чеченского тайпа Салой, выходцы из которого составили собой в XVII в. кумыкское сословие сала- узденей, связана с походом Чопан-шамхала в Аргунское ущелье и последующим переселением части чеченцев-вашандаройцев в Риквани, а оттуда – в Салатавию (Сала-юрт) и на Сулак (Чир-юрт). Таким образом, приведенный документ подтверждает и поясняет свидетельства Д.-М. Шихалиева и Н.Ф. Дубровина о вашандароевском происхождении сала-узденей и об их сходе из селения Риквани Андийского общества, разделенного от Салатавии гумбетовцами [1, с. 194, 197-198; 21, с. 621-622].
БИБЛИОГРАФИЯ:
- Этнокультура народов Северо-Восточного Кавказа середины XIX века: к 200-летию со дня рождения ученого-этнографа Девлет-мирзы Шихалиева (Шейх-Али) / Отв. ред. Г.М.-Р. Оразаев. – Махачкала «Абусупиян», 2015. – 268 с.
- Тесаев, З.А. Чеченская «География» XV века, составленная по данным ученого-богослова и путешественника Аздина Вазара / З.А. Тесаев. – Грозный: АО «ИПК «Грозненский рабочий», 2018. – 256 с.
- Тесаев, З.А. Идентификация личностей позднесредневековых летописных героев «Абумуслима» и Суракатов и их роль в истории Чечни и Дагестана (XV-XVI вв.) / З.А. Тесаев // Рефлексия. – 2017. – № 5. – С. 54-60
- Тесаев, З.А. Институт «Мехк-Дай» в истории Чечни (XVI – 1-я треть XIX в.) / З.А. Тесаев. – Грозный: АО «ИПК «Грозненский рабочий», 2019. – 688 с.: ил., карт.
- Алиев, К.М. Кумыки и их правители Шаухалы в османских (турецких) источниках XVI – перв. пол. XVIII вв. / К.М. Алиев // Средневековые тюрко-татарские государства. – Вып. 2. – Казань, 2010. – С. 115-121.
- Минорский, В.Ф. История Ширвана и Дербента X-XI вв. / В.Ф. Минорский. – М.: Издательство Восточной литературы, 1963. – 266 с.
- Народы Дагестана / Отв. ред. С.А. Арутюнов, А.И. Османов, Г.А. Сергеева. – М.: Наука, 2002. – 588 с.: ил.
- Волкова, Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа / Н.Г. Волкова. – М.: «Наука», 1973. – 208 с.
- Броневский, С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе / С.М. Броневский. – М.: Тип. С. Селивановского, 1823. – Ч. 2. XI, 465, 6 с.
- Дирр, А.М. Краткий грамматический очерк андийского языка / А.М. Дирр // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис: Тип. Кавказского Наместника Его Императорского Величества на Кавказе и К. Козловского, 1906. – Вып. 36. —
С. 1-200. - Булатова, А.Г., Сергеева, Г.А. Лакцы / А.Г. Булатова, Г.А. Сергеева // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000.
- 926, [2] с.: ил.
- Сулейманов, А.С. Топонимия Чечни. Научно-популярное издание / А.С. Сулейманов. – Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2012. – 726 с.
- Авье, В.А. Поездка в Чечню / В.А. Авье // Исторический вестник. Историко-литературный журнал. – СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1910. – Т. CXIX. – С. 257-286.
- Ипполитов, А.П. Этнографические очерки Аргунского округа / А.П. Ипполитов // Сборник сведений о кавказских горцах. – Тифлис, 1868. – Вып. I. – С. 1-52 (97-148).
- Шихсаидов, А.Р. Дагестанские исторические сочинения / Сост.: А.Р. Шихсаидов, Т.М. Айтберов, Г.М.-Р. Оразаев. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. – 302 с.
- Мациев, А.Г. Чеченско-русский словарь / А.Г. Мациев. – М., 2000. – 629 с.
- Шопен, И.Ф. Новые заметки на древние истории Кавказа и его обитателей / И.Ф. Шопен. – СПб., 1866. – 502 с.
- РГВИА Ф. 386. Оп. 1. Д. 2909.
- Агларов, М.А. Андийцы: Историко-этнографическое исследование / М.А. Агларов. – Махачкала: Издательство «Юпитер», 2002. – 304 с.
- Иваненков, Н.Е. Горные чеченцы // Терский сборник. Литературно-научное приложение к «Терскому Календарю» 1911 г. – Вып. VII. – Владикавказ, 1910. – 224 с.; табл.: I-IX.
- Дубровин, Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Том I. Очерк Кавказа и народов его населяющих. Книга I. Кавказ / Н.Ф. Дубровин. – СПб.: Тип. Департамента уделов, 1871. – XVI, 640 с.
- Саидов, И.М. Этнографический и фольклорный материал о классовых отношениях у чеченцев и ингушей / И.М. Саидов // Археолого-этнографический сборник (научные труды). – Грозный: ЧИНИИИЯЛ, 1968. – Вып. II. – С. 261-289.
- Записал З.А. Тесаев со слов Г.В. Муртазалиева (1976 г.р.). – Грозный, 2018.
- Тесаев, З.А. Антифеодальная борьба чеченцев в период раздробленности Аланского государства (2-я пол. XII – XIII в.) / З.А. Тесаев // Рефлексия. – 2017. – № 6. – С. 51-64.
- Тесаев, З.А. К вопросу этногенеза и истории чеченско-булгарских контактов в античности и раннем средневековье / З.А. Тесаев // Lingua-universum. – 2018. – № 3. – С. 51-66.
- Записал З.А. Тесаев со слов С.Д. Гаева (1939 г.р.). – Гехи-чу, 2013.