№ 166

1692 г. сентября позднее 22. – Отписка начальника военного отряда И. Волкова астраханскому воеводе князю П. И.Хованскому о его походе к устью Терека, об уходе казаков-раскольников с р. Аграхани в Крым, о бое с ними при переправе через р. Сунжу эндерейского мурзы Муртазалея и ногайского Чин-мурзы Тинокпатова

Господину князю Петру Ивановичю Иван Волков челом бьет. В нынешнем в 201-м году по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, велено мне быть на службе великих государей на Аграхане реке с ратными людьми для поимки воров казаков-раскольщиков[1]. И я пришел на море в урочище Брян[це]ву Косу сентября в 18-й день и стоял за погодою сентября по 22-е число, и за тою погодою итти никоторыми делы невозможно. И с той косы пошел я на гребле, и голо[ва] Дмитрей Галачалов с ратными людьми пришел ко мне то[го ж] числа. Да сего ж числа писал ты, господине, ко мне с астараханскими стрельцы с Микиткою Окороком: как я приеду в близосте Терского устья, чтоб мне послать на Терек к голове Денису Сербину[2], кого пригож, и великих государей з денежною казною, которая послана к тарковскому Будай шавкалу быть ему ко мне и с тарковеким Будай шавкалом нат теми воровскими казаки-раскольщики всякой воинской промысл чинить, сколько милосердый господь бог помощи подаст. И сего ж числа бежал с Терка в лотке парусом терчанин Федор Молчанов и прибежал ко мне. И я ево Федора спрашивал про терские вести и про воровских казаков-раскольщиков, в старом ли они месте на Аграхане реке или куды пошли. И он Федор мне сказал, что де тех воровских казаков-раскольщиков на Аграхане реке нет, а знатное де дело, и уведав, что по указу великих государей пошел я из Астарахани с ратными людьми на них, казаков, и они де казаки, убоясь того, пошли с Аграхани реки в Крым, и на дороге де на переправе на Сунче реке андреевской Мурта-залей-мурза да нагайской Чин-мурза Тиноклатов, собрався своего владенья с людьми, тех казаков-раскольщиков побили и поимали, а пошло де было их казаков с Аграхани-реки всех человек с полтораста, а ушло де их казаков человек с сорок[3].

л. 2

//Ас теми де Муртазалеем и с Чином мурзами Тарковского Будай шавкала и ево владенья в то число никого не было. И я, господине, по твоей отписке послал з дороги на Терек к Денису Сербину астараханца Алексея Карева, чтоб он Денис с тою денежною казною[4] пришел ко мне под Терское устье, и как он Денис с тою денежною казною будет, и я с ратными людьми ис-под Терского устья на тех воровских казаков на Аграхань-реку пойду и о тех воровских казаках подлинную ведомость возьму. И о даче той великих государей денежной казны ему Будай шавкалу, что укажешь.

На л. 1об. адрес и помета: Господину князю Петру Ивановичю. Взять в отпуск.

По склейкам л. 1–2 скрепа.

Архив ЛОИИ, ф. Астраханской приказной палаты, № 12319. Подлинник.

Опубликовано: Акты исторические. T. V. СПб., 1842, № 215/111.


[1] См. коммент, 3 к док.№ 161.

[2] Сведения терчанина Федора Молчанова расходятся со сведениями Дениса Сербина, которые представляются более точными.

[3] О числе казаков, ушедших в Крым, см. док.№ 165 и коммент. 4 к нему.

[4] Денежная казна была послана тарковскому шамхалу Будаю, чтобы заставить его отказаться от поддержки казаков-раскольников, обосновавшихся на р. Аграхани. См. док. № 161 и коммент. 3 к нему.