№ 161
1691 г. ранее августа 30. – Отписка из Терского города капитана московских стрельцов Леонтия Каргашина астраханскому воеводе князю П. И.Хованскому о вестях, доставленных в Заречные слободы узденями княгини Тауки Салтанбековны Черкасской и в Терский город служилым окочанином Эмбулатом Эльмурзиным
Великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, боярину и воеводам князю Петру Ивановичю да стольнику Ивану Григорьевичю капитан московских стрельцов Левка Каргашин челом бьет. В нынешнем во 199-м году августа в 30 день княиня Таука Салтанбековна прислала узденей своих Булатку Чюмеева с товарыщи трех человек в Заречную слободу[1], а из Заречной слободы приходил в Терской город служилой окоченин Энбулатка Эльмурзин[2], а в приказной избе сказал. Велела де известить княиня Таука Салтанбековна, что шавкаловы де татары и донские воровские казаки и роскольщики[3] выехали на моря в четырех стругах, а тарковской де Будай шевкал лутчих своих узденей четырех человек дал к ним казаком по человеку в струг, а ема- неевы де татары, которые живут у шевкала во владенье, поднялись де из улусов своих оружно, а идут де под Терской город. А для приступу ль де они казаки и с татары под город идут или для отгону конского табуну и животинного стада, того де ей княине не ведомо. И то бы вам боярину и воеводам князю Петру Ивановичю да стольнику Ивану Григорьевичю было ведомо. А что в Терском городе милосердием божием моровое поветрие августа з 9 числа утолилось и никого моровыми язвами больных нет[4], и о том писано наперед сего, и под тою отпискою посланы к вам скаски за руками всякого чина служилых людей. А на Терке на кружечном дворе вино все в росходе.
Архив ЛОИИ, ф. Астраханской приказной палаты, № 12226. Подлинник.
[1] Заречная слобода. См. коммент. 8 к док.№ 126.
[2] О служилом окочанине Энбулате Эльмурэине см. док. № 140 и коммент. 2 к нему.
[3] «Донские воровские казаки и роскольщики»: в 80-е годы XVII в, в связи с бегством раскольников с Руси на Дон усилилось распространение раскола среди донских казаков. Принятые царским правительством жесткие меры по борьбе с расколом вызвали уход части донских казаков на Куму. Первые группы казаков с Дона появились здесь же в 60-е годы XVII в. В 1688 г. рядом с Маджарским городищем около 1,5 тыс. таких беглецов устроили земляной городок среди лесов, со рвом, с валом «со всяким строением… а для обороны его поделали деревянные пушки с железными обручами». См.: Дополнения к «Актам историческим». Т. XII. СПб., 1872, с. 242; Попко И.Д. Терские казаки с стародавних времен. Вып. 1. СПб., 1880, с. 80. Эти казаки завязали сношения с мурзой Большой Кабарды Мисостом Казыевым и терским атаманом Куклей. По призыву тарковского шамхала Будая отряд казаков перешел с р. Кумы на р. Аграхань, северный приток нижнего течения р. Койсу-Сулака, и отсюда предпринял ряд походов на Прикаспийские земли.
В 1692 г. астраханскому воеводе князю П.Хованскому было послано из Москвы приказание направить военный отряд против аграханских раскольников и подарки шамхалу, чтобы побудить его прекратить поддерживать казаков. См.: Дружинин В.Г. Раскол на Дону. СПб., 1889, гл. IV–VI. – Ред.
[4] Моровое поветрие – эпидемия чумы, опустошившая в 1691 г. Терский город и Астрахань. См.: Акты исторические. Т. V. СПб., 1842, №252.