№ 157

1686 г. ноября 5. – Челобитная жителя астраханского Бухарского двора Мулалемки Назарова об окочанине новокрещене Авраме и об угрозе ограбления Назарова терскими черкасами, окочанами, татарами и калмыками

л. 18

Великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю и великой государыне благоверной царевне и великой княжне Софие Алексеевне, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьет челом и являет холоп ваш з Бухарсково двора житель Муллалемко Назаров на терских черкас и на окочен и на татар, в том. В нынешнем во 195-м году приехав с Терка окоченин Чапай положил у меня, холопа вашего, товару своего двести пятьдесят пять кумачей, деветь бязей, три полаза. И тот окоченин в Астарахани похотел принять православную крестьянскую веру, креститца[1]. И по вашему великих государей указу тот окоченин новокрещен Аврам тот товар свой у меня весь взял и отпись мне за своею рукою дал. А нынеча, государи, те черкасы, и окоченя, и татара терские, и калмыки хвалятца меня, холопа вашего, разграбить, а я холоп ваш валачюсь с товаришком для торжишку на Терек и в калмыки, и я, холоп ваш, от них опасен[2]. Милосердые великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич и великая государыня благоверная царевна и великая княжна София Алексеевна, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, пожалуйте меня, холопа своего, велите, государи, се мое челобитье принять и явку записать, чтоб мне, холопу вашему, от того от них черкас, и от окочен, и от татар, и от калмык разорену до конца не быть. Великие государи, смилуйтесь, пожалуйте!

На обороте помета: 195-го ноября в 5-й день: записать челобитье.

Текст на одном из восточных языков.

Следы скреп по склейкам.

Архив ЛОИИ, ф. Астраханской приказной палаты, № 10255, л. 18. Подлинник.


[1] Состав товара окочанина Чапая-Аврама показывает, что он имел торговые дела с Астраханью. Это, очевидно, и побудило его креститься.

[2] Челобитная Назарова не вполне ясна. По-видимому, показание Назарова о том, что Чапай-Аврам взял свой товар обратно, не вызывало доверия у терских черкас, окочан и татар.