№ 114

1665 г. апреля 12. – «Распрос» в Посольском приказе грузинского митрополита Епифания и приехавших в Москву грузин и тушин о городе Чечень

л. 1

// 173-го апреля в 12 день. Указал великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, роспросить грузинского митрополита Епифания и грузинцов и тушинцев, которые с ним приехали[1], про город Чечень[2], давно ли он разорен и далеко ль от Терка и от Гребеней и хто ныне тем местом владеет.

И грузинской митрополит Епифаней и грузинцы и тушинцы сказали: Город Чечень был великих государей царей и великих князей росийских, поставлен был у реки Чечени, от Терка в полутретьех днищах, а от Гребеней в полуднище, и разорен в давных годех[3]. А от чево и хто ево разорил, того они не ведают. И ныне де на том месте вал земляной есть.

л. 2

// А блиско де того города ныне поселился деревнею кумытцкой мурза Алкан[4], а на Терке у него дан в оманаты племянник ево. И как де они ныне ехали ис Туш, и у того мурзы были. И тот де мурза для царского величества им учинил почесть и корм им дал и провожатых до Гребеней послал. И приказывал с ним, митрополитом, великому государю, его царскому величеству, известить, чтоб великий государь пожаловал, не велел ево с людьми ево с того места, где он ныне поселился блиско города Чеченя, согнать, а он де

л. 3

// великому государю его царскому величеству служити рад и в аманаты на Терек даст сына своего.

А от того де места, где тот мурза живет, и где был город Чечень, до Туш, где ныне царевич Миколай Давыдович живет, днище езду[5]. А меж Туш и города Чеченя стоят 2 кабака горских кистичант, а людей в них з 200 человек[6]. И от тех де горских людей им проезд нужен, без подарков никово не пропускают, а подарки де емлют большие. И ныне де с него, митрополита, взяли 100 киндяков да 20 дараг. И говорили де им те кистичанские владетели: Буде де им укажет великий государь…[7]

На л. 1об.–2об. по склейкам: 185 г. октября в 6 де[нь].

ЦГАДА, ф. Грузинские дела, 1665, № 1, л. 1–3. Список 1676 г.


[1] Митрополит Епифаний и сопровождавшие его грузины, в том числе тушины, были присланы в 1665 г. в Москву из Тушетии царевичем Николаем (Ираклием) Давидовичем. См. док. № 107 и коммент. 2 к нему. Они сообщили о желании царевича вернуться в Москву.

[2] Документальных сведений о том, что на месте аула Чечень существовала когда-то русская крепость, нет.

[3] Митрополит Епифаний говорил, очевидно, об одном из городищ в районе нижнего течения р. Аргун, где археологами обнаружены предметы скифского времени и раннего средневековья. См.: Виноградов В. Б., Марковин В.И. Археологические памятники Чечено-Ингушской АССР, № 329, 654–656; Петренко В.А. Начало сарматиза- ции 2-го Ханкальского городища. – Пятые крупновские чтения по археологии Кавказа. Махачкала, 1975, с. 54–55.

В литературе высказаны предположения о существовании здесь крепости при царе Иване Грозном или о временном поселении в XVI в. гребенских казаков. См.: Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа…, с. 241; Полиевктов М.А. Экономические и политические разведки Московского государства на Кавказе. Тифлис, 1932, с. 21–22; Виноградов В.Б., Магомадова Т.С. О месте первоначального расселения гребенских казаков. – СЭ. 1972, № 3, с. 381.

[4] По-видимому, митрополит Епифаний ошибся, назвав аварского мурзу Алхана кумыкским. См. документы № 110, 125 и комментарии к ним.

[5] Иные расчеты дней пути см. в документах № 107, 112.

[6] Епифаний скорее всего говорил о чеченских поселениях в верховьях р. Чанты-Аргуна, контролировавших начало пути по Аргунскому ущелью к северу. Ср. с док. № 119.

[7] Далее текст утрачен.