№ 111

1660 г. не ранее октября 18. – Выписка в доклад Посольского приказа царю Алексею Михайловичу о результатах «досмотра» Шибутской земли стрелецким головою, посланным в 1659 г. из Терского города[1]

л. 470

// Написано в доклад.

В нынешнем во 169-м году октября в 18 день писали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, с Терка воеводы Мелентей Квашнин с товарищи, что они по ево великого государя указу и по грамоте, какова к ним прислана ис Посольского приказу в прошлом во 167-м году[2], присыльщика, которой был у них ис Шибутцкие земли, в прошлом во 168-м году сентября в 5 день, дав ему в дорогу корм и питье, с Терка отпустили, а с ним в Шибутцкую землю послали гол[ову] стрелецкого и велели ему в Шибуцкой земле досмотрить християнские веры, и церковного строенья, и городов, и мест, и к вере их привесть, и аманата на Терек взять.

И голова стрелецкой, из Шибутцкие земли на Терек приехав, подал доездную память[3], а в памяти написано, что он Шибуцкие земли жителей к вере не при[ве]л для того, что православных християн у них никово нет, а называютца де они православными християны, по[тому ч]т[о] едят свинину[4]. А оболгал де [их християн]скою верою грузинец Иван [Мамукин] напрасно. А церковного с[троения и го]родов у них и боев ни каких нет[5], [живут] в горах. Только де они государской… [под] государскою высокою рукою [быти] хотят, и на Терке у них [аманат есть].

А всего их Шибутцкой з[емли] жителей 19 человек[6], да крестьянских у них 240 дворов[7].

ЦГАДА, ф. Грузинские дела, 1658, № 1, ч. 2, л. 470. Подлинник.


[1] См. документы № 94–96 и комментарии к ним.

[2] Очевидно, здесь говорится о шибутянине Алхане, бывшем на приеме у царя Алексея Михайловича 21 сентября 1658 г. См. док. № 106.

[3] В 1659 г. в Шибутскую землю был послан из Терского города СтРелецкий голова Михаил Молчанов. Как мы уже говорили, «доездке память» Молчанова обнаружить не удалось.

[4] Известно, что ислам запрещает употребление в пищу свинины. Данное наблюдение Молчанова свидетельствует о синкретизме религиозных верований чеченцев.

[5] Ср. с показаниями тушин Астапа Арабулина и Абула Асторула (док № 107). Сообщение о том, что у шибутских людей «боев никаких нет» вызывает недоумение. Ср. с док. № 94.

[6] «Жителей 19 человек» – текст неясен. Видимо, Михаил Молчанов затруднялся дать определение лицам, возглавлявшим 240 крестьянских дворов в Шибутской земле. Ср. с док. № 124.

[7] Сохранившийся текст «докладной выписки» не дает ответов на ряд вопросов, поставленных Посольским приказом в октябре 1658 г. (док. № 109). Видимо, конец «выписки» утрачен, и остается неизвестным, была ли она доложена царю Алексею Михайловичу и состоялось ли по ней решение.