№ 94

1657 г. января 24. – Допрос в Посольском приказе тушин Салтана, Григория и Павла о Тушинской и Шибутской землях

л. 54

// И 165-го генваря в 24 день были в Посольском приказе У дьяков у думного у Алмаза Иванова да у Ефима Юрьева грузинцы, что приехали ис Тушей, Салтан, да Григорей, да Павел и подали лист, писан грузинским письмом. И те грузинцы допрашиваны – для чево они к Москве приехали[1].

А в допросе сказали: приехали де они бити челом великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, чтоб великий государь пожаловал их для православные христианские веры, велел их принять под свою [государеву] высокую руку в вечное подданство.

И дьяки допрашивали: наперед сею они в подданстве за кем жили, и кто у них начальные люди, и вера у них христианская ли, и сколь далеко они живут от Терка, и в каких местех, и городы у них есть ли, и сколько у них служилых людей, и какой имеют бой, и хто к ним

л. 55

// поблиоку, и нет ли им от персицкого шаха, и от кумык, и от черкас какова утесненья, и хлеб в их земли родитца ли. И буде великий государь изволит их принять под свою государеву высокую руку, и на которых статьях они под царского величества высокою рукою быти хотят.

И грузинцы говорили: буде великий государь изволит их под свою государеву высокую руку принять в подданство, [и они де] хотят быть у царского величества [в веч]ном холопстве, и где укажет государь быти на своей государеве службе, и они на ево государеву службу готовы. А вера у них христианская, и живут в крепких местех в горах в трех станах, 8 городов и начальных людей у них нет, всякой владеет своею деревнею. А ратных у них людей Тушинские земли 8000, кексурей 5000, пшавелей 4000, а бой у воинских людей лучной и копейной, а все бывают в пансырех. А от Терка до той их Тушинской земли, буде ехать наскоро, и ходу будет 4 дни, а хотя и тихо, ино 6 дней. А от персицкого шаха, и от кумык, и от черкас не блиско, и утесненья им от них никакова нет, только де к ним поблиску князь Мулсалов кабак, ходу до него 3 днища. А наперед де сего бывали они подданные Теймураза царя, и как ево кизылбаской шах разорил, и с того времени живут

л. 56

// они особно ни [у кого не в] подданстве.

И буде[2] великий государь[3] пожалует, велит их принять под свою государеву высокую руку и послать к ним в Тушинскую землю приводить ко кресту, и там де все учнут крест целовать. А они де, только изволит великий государь приняти их под свою государеву высокую руку, крест целовать учнут же на Москве.

Да те ж грузинцы говорили: живут де блиско их земли Шибутская земля, а ратных людей с 1000 человек. И как они поехали к Москве, и те де Шибутцкие земли люди приказывали им – буде великий государь изволит их, грузинцов, принять под свою государеву высокую руку, и они б великому государю и об них били челом, чтоб великий государь изволил и их [ло]д [свою] государеву высокую руку приня[ть с ни]ми грузинцы вместе. И в том де они меж собою верились, чтоб им быть волче.

ЦГАДА, ф. Грузинские дела, 1656, No 1, л. 54-56. Подлинник с поправками дьяка.


[1] Это одно из самых ранних упоминаний в русских источниках тушин и Тушетии. Посланцы – Салтан, Григорий и Павел прибыли в Москву в 1656 г. 24 января 1657 г. они были «распрошены» в Посольском приказе. Как выяснилось, цель их приезда – «бити челом великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю… чтоб великий государь велел их принять под свою [государеву] высокую руку в вечное подданство». Тушины сообщили в Посольском приказе, что вера у них христианская, живут они «в крепких местех в горах в трех станах (видимо, имеется в виду группа горных селений. – Ред.)». По рассказу тушин, у них нет городов и «начальных людей», «всякой владеет своею деревнею». Тушины-посланцы сообщили также некоторые сведения о «ратных людях», которых в Тушинской земле было до 8 тыс., у хевсур до 5 тыс., у пшавов до 4 тыс., «а бой у воинских людей лучной и копейной, а все бывают в пансырех». «Ратных людей» в Шибутцкой земле, по свидетельству тушин, насчитывалось «с 1000 человек».

В составе тушинского посольства назван Салтан – по имени мусульманин, возможно представитель Шибуцкой земли, соседней Тушатии, с которой тушины поддерживали тесные связи.

См. также док. № 95 и комментарии к нему. – Ред.

[2] Вставлено над строкой рукою дьяка вместо зачеркнутого: «А кого изволит».

[3] Вставлено над строкой рукою дьяка.