№ 93

1653 г. июля 11. – Докладная «выпись» Астраханской приказной палаты по делу об уплате терскому служилому окочанину Минкише Мустину денег за бежавших холопов-грузинцев.

л. 1

// А о чем государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии бьет челом терской служилой окоченин Минкишка Мустин.

И в нынешнем во 161-м году апреля в 23 день к боярину и воеводе ко князю Ивану Петровичю Пронскому писа[л с Тер]ок стольник и воеводы Василей Волынской с товарыщи и прислали под отпискою Терского города служилого окоченина того Минкишичка Мустина челобитную, а в челобитной ево написано. В прошлых де годех тому лет с пятнацать купил он в Кабарде в Мундаровых кабаках[1] мужика дидьянца Хагутачка[2], дал за него 60 рублев денег. И в нынешнем де во 161-м году грузинские люди, которые приехали в Терской город з грузинскими царицею и царе

л. 2

//вичем[3], пришед ночью на двор к нему, и тово ево мужика дидьянца насильством взяли и держат у себя, а ему не отдадут и деньги за него, что он дал, не платят. Да тое ж де ночи те ж грузинские люди, пришед на двор к сестре ево к окоченке ко вдове и вломясь насильством в кибитку, вывели работницу ее девку, родом окоченку, и держат ее у себя, а сестре ево не отдают, а цена де той девке 80 рублев. А прежде сего князя [Му]цала Черкаского узден[ь] отошли два ясыря, купленные] грузинцы мужик с женою, и тому де Чоре за те ево ясыри из государевы казны плачена цена их и ч[тобы] …[4] ево окоченина Минки[ша] пожало … ево ясырях … учинить …

л. 3

// И боярин и воеводы князь Иван Петрович Пронской да стольник князь Василей Богданович Волконской да дьяк Василей Герасимов против челобитья терского служилого окоченина Минкишка Мустина о ясырях ево приказывали к грузинским к царице Елене и к сыну ее к царевичю Николаю Давидовичю с приставом их с астараханцом с Федором Огибаловым, будет у них ясыри есть, и они б их велели отдать окоченину Минкишку, а у себя им таких исы- рей держать не пригоже, что они не их веры.

И царица и царевич к боярину и воеводам с Федором же Огибаловым приказывали, что де у них те ясыри есть, а пришли де они к ним [в] Терском городе собою, а не на[сильством] взяты, а отдать де их окоченину нельзе, потому, что де мужик … их природной.

л. 4

// И ныне государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии бьет челом терской служилой окоченин Минкишка Мустин. Бежал де от него в Терском городе купленной ево человек дидьянские земли Кагута да с собою ж подговорил купленную ево девку окоченку. А тот де ево человек дан в Кабарде 60 рублев, а девка дана 80 рублев, а преж де сего за беглых, кои бежали князя Муцала Черкаского [у] узденей, и за те де беглые люди даваны из государевы казны деньги, а ему де за того ево человека и за девку не дано ничего, и чтоб государь ево пожаловал, велел о том ево человеке и о девке свой царской указ учинить.

После текста помета: 161-го году июня в 11 день боярин и воеводы князь Иван Петрович Пронской да стольник князь Василей Богданович Волконской приказали окоченину Минкишке Мустину по государеве грамоте дати окупы за мужика 30 рублев, а за девку 40 рублев, потому что они грузинцы[5], и по челобитью царевича Николая Давыдовича … откупать…

Архив ЛОИИ, ф. Астраханской приказной палаты, No 2601, л. 1-4. Подлинник. Часть текста утрачена.


[1] Мундаровы кабаки в Кабарде – феодальное владение в Малой Кабарде, называвшееся по имени мурзы Мудара (Мундара) Алкасова из рода Клехстана, убитого в 1640 или 1641 г. татарином, подосланным мурзой Большой Кабарды Алегукой Шеганукиным. См.: КРО, т. I, с. 201.

[2] Купленный Минкишей Мустиным ясырь назван ниже человеком «дадьянские земли» Кагутой, т.е. по происхождению он из Мегрелии. Минкиша сообщил явно завышенную цену купленных им ясырей. Ср. с пометой в документе.

[3] В 1652 г. кахетинский царь Теймураз Давидович, изгнанный из Кахетии и нашедший приют у имеретинского царя Александра, послал в Москву своего внука Ираклия (Николая) Давидовича с его матерью царицей Еленой Леонтьевной, стремясь укрепить связи с Москвой и добиться помощи русского правительства в борьбе грузинского народа против Персии. Царевич и его мать проехали через Кабарду, по дороге в Терский город подверглись нападению кумыкских мурз, прибыли в Терский город осенью 1652 г., а в Астрахань морем 23 апреля 1653 г. До Москвы они добрались лишь в декабре 1653 г. См.: Татишвили В. Грузины в Москву. Исторический очерк (1653–1722 гг.). Тбилиси, 1959, с. 104–106; Накашидзе Н.Т. Грузино-русские политические отношения в первой половине XVII в. Тбилиси, 1968, с. 172–173; Волкова Н.Г. Грузины в России. – Народы России.М., 1994.

[4] Утраченный текст помечен отточиями.

[5] В помете оба ясыря – Кагута и девка-ясырка названы грузин- цами. О грузинах-ясырях у терских окочан см. также док. № 89 и комментарии к нему.