№ 86

1647 г. ранее ноября 29. – Отписка терского воеводы князя В.А.Оболенского с товарищами в Посольский приказ о шерти, данной тремя кабаками шибутских людей, и о даче аманата в Терский город

л. 2

// Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии холопи твои Венедиктко Оболенской, Одинко Беклемишев, Алешка Иевлев челом бьют.

Ведомо нам, холопем твоим, учинилось, что блиско Терских гребеней сидят кабаками кумыцкие шибуцкие люди[1] и твоим государевым терским и гребенским атаманом и казаком[2] чинят тесноту и до смерти их побивают. И мы, холопи твои, посылали к ним, шибуцким людем, Танжехана-мурзу Араслаиова[3] да гребенского атамана казачья Василья Сологуба с товарыщи и велели им шибуцким начальным людем[4] говорить, чтоб оне по твоему государеву указу кабаками своими были под твоею государьскою высокою рукою и тебе, великому государю, дали правду, на куране шерть[5] учинили, и для укрепленья аманата в Терской город дали. И божьею, государь, милостию и гноим государевым царевым и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии счастьем те шибуцкие начальные люди Алги, да Анак, да Ильдей с товарыщи с кабаками своими, з Барамцовым, да с Тумцоювым, да с Шандаровым, да с Уйшевым[6],

л. 3

// учинились под твоею государьскою высокою рукою в прямом холопстве и тебе, великому государю, правду дали, на куране шерть учинили перед Танжеханом-мурзою и перед атаманом казачьим с товарыщи на том, что им быть у тебя, великого государя, с кабаками своими в вечном неотступном холопстве, и дурна от них никакова твоим государевым никаким людем не будет, и аманата в Терской город дали доброго, Касу. И мы, холопи твои, тому их аманату велели быть на Терке на аманатном дворе и твое государево жалованье, корм и питье и платье, велели давать против иных ево братьи таких же. И с тех, государь, мест те шибуцкие люди учели жить смирно, и твоим государевым всяким людем и терским и гребенским атаманом и казаком от них тесноты и обиды никакие нет.

На обороте адрес: Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии.

В Посольской о шибуцком аманате.

Отметка о подаче: 156-го ноября в 29 день с терченином с Ыльею Урпеневым.

Помета: Вклеить в столп.

ЦГАДА, ф. Кумыцкие дела, 1647, л. 2–3. Подлинник.


[1] «Кумыцкие шибуцкие люди» – здесь явная неточность. Шибутские люди – чеченцы.

[2] Данные о местоположении гребенских казачьих городков в 40-е годы XVII в. см. в документах № 50 и 63 и комментариях к ним.

[3] Мурза Танжехан (Тонжехан) Арасланов – см. док. № 62 и комментарии к нему.

[4] «Начальные люди» – социальный термин русских документов, указывающий на процесс классообразования в вайнахских обществах. В.Б.Виноградов считает, что «начальные люди Шибуцкой земли – равноправные старшины», выдвинувшиеся из среды рядовых общинников. «Бесспорно в источниках термин «начальные люди» означает старшин и основателей небольших «фамильных поселков» – уже наследственных». См.: Виноградов В.Б. «Начальные люди» и «владельцы» XVII в. в Аргунском ущелье, с. 57–58. – Ред.

[5] Шерть на Коране – указание на мусульманство шибутских людей.

[6] Кабаки Баранцов, Тумцоев, Шандаров и Уйшев. Определение этих топонимов предложено Х.Д.Ошаевым: Уйшев кабак – название, происшедшее от чеченского имени Ойша; Баранцов, Тумцоев и Шандаров кабаки – селения Варандой, Тумцой и Вашандарой в бассейне р. Чанти-Аргуна, названия которых совпадают с названиями чеченских тайпов. Другие, предложенные Х.Д.Ошаевым возможные варианты: Шандаров кабак – селение и тайп Цанторой, Уйшев кабак– селение Гойту являются менее убедительными. См.: Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа.!., с. 79, примеч. 68, Волкова Н.Г. Этнонимы…, с. 148. См. также документы № 91, 95.