№ 62

1644 г. – Челобитная мурз Татархана и Тонжехана Араслановых Черкасских царю Михаилу Федоровичу о следствии по поводу нападения гребенских казаков на их людей и узденей, ехавших из Кабарды в Терский город

л. 504

// Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии бьют челом холопи твои Татарханко да Тонжеханко мурзы Араслановы[1].

В прошлом, государь, во 151-м году ехали ис Кабарды в твою государеву отчину в Терской город дворовые наши людишка и задворные узденишка с 30 человек з женами и з детьми и з запасишком нашим. И как, государь, будут оне на Сунше-реке против Холопья городища[2], гребенских городков с Чернова и з Белой и з Гремячей атаманы Андрей, да Пимин, да Олтух со всеми своими станицами[3], да терскова, государь, казачья атамана Курдюковы станицы казаки Байтерек да Евлаш с товарищи по наученью казачья ж атамана Федора Шевеля тех людишек наших побили, а иных з женами и з детьми в полон поимали[4]. Да на том же, государь, погроме взяли 100 быков да 60 телег запасу. И мы, холопи твои, о том погроме били челом тебе, государю, а на Терке твоим государевым воеводам Михаилу Петровичю Волынскому с товарищи в съезжей избе подали челобитную, чтоб он про то велел сыскать, а по сыску указ учинить. И твои государевы воеводы Михайла Петрович Волынской с товарищи сыску и указу нам о том не учинили, потому что с тех воровских атаманов и казаков побрали оне посулы большие да мамку нашу з дочерью.

Милостивый государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, пожалуй нас, холопей своих, вели, государь, про тот погром, что оне, воровские атаманы и казаки, погромили людишек наших, сыскать терскими и гребенскими атаманами и казаками, а по сыску свой государев указ учинить, как тебе, государю, бог известит.

Царь государь, смилуйся, пожалуй.

На л. 504об. помета: 153-го марта в 24 день государь пожаловал, велел про то сыскать и по сыску свой государев указ учинить своим государевым новым терским воеводам[5].

ЦГАДА, ф. Кабардинские дела, 1644–1645, д. 5, л. 504. Подлинник.

Опубликовано: Кушева Е.Н. О местах первоначального расселения гребенских казаков. – Историческая география России XVIII в.. Ч. II. М., 1981 с. 42-43.


[1] Мурзы Татархан и Тонжихан (Тонжехан) Араслановы. См. док. № 61 и комментарии к нему.

[2] Холопье городище – городище Алхан-кала скифо-сарматского и аланского времени на левом берегу Сунжи. См.: Виноградов В.Б., Маркович В.И. Археологические памятники Чечено-Ингушской АССР, № 624. По-видимому, люди и уздени мурз Араслановых ехали из Малой Кабарды по правобережью Сунжи, однако слово «против» в русских текстах XVI–XVII вв. не всегда имеет значение «напротив».

[3] Казаки «гребенских городков с Чернова и з Белой и з Гремя- чей». Река Белая, как правый приток Сунжи, названа в «Книге Большому Чертежу» (с. 91). См. также: Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Т. I. М., 1823, с. 128; т. II. М., 1823, с. 172; Русско-дагестанские отношения…, с. 187.

«С Черново», т.е. Черный Ключ – русский перевод тюркского названия Карабулак, букв, «черный источник». Возможно, здесь это Арштинка, приток р. Мартан (правый приток р. Сунжи). П.И.Головинский писал: «Арштинка образована из черных, т.е. нефтяных ключей». См.: Из записок П.И.Головинского. – ССТО. Т. I. Владикавказ, 1878, с. 244. Арштинка – от этнонима «орстхой» – самоназвания группы вайнахов, более известных под тюркским названием «карабулаки».

В первой половине XIX в. орстхойцы жили в верховьях рек Гехи и ортанги, а также занимали некоторые территории по среднему течению р. Ассы. В 70-х годах XIX в. карабулаки переселились в Турцию (махаджиры), однако со временем часть их вернулась и обосновалась в равнинном селении Сагопш. В составе карабулаков имелось три тайпы: Цечой, Орстхой, Мержой. С последней,очевидно,следует соотносить название «горской землицы» Мерези, встречаемой в русских документах XVII в. См. док. № 22 и комментарии к нему.

Река Гремячая, упоминаемая цитируемым документом, – это, очевидно, один из горных правых притоков Сунжи. Документ указывает на существование гребенских казачьих городков на правобережье Сунжи в 40-х годах XVII в. См. также коммент. 1 к док. № 50. – Ред.

[4] Гребенские атаманы названы здесь отдельно от терских. Имя казака Байтерек указывает на местный этнический элемент в составе терского казачества. Байтерек и Евлаш названы казаками станицы гребенского (?) атамана Ивана Курдюка в челобитной 1645 г. кабардинского мурзы Канбулата Пшамоховича Черкасского, жаловавшегося на то, что эти казаки «с товарыщи» ограбили его и его узденей на пути из Кабарды в Терский город «против казачья городка Науры». См.: КРО, т. I, № 159.

Атаман Федор Шевель – казачий Шевелев городок на р. Терек упомянут в документе 1651 г. См.: КРО, т. I, с. 303. По мнению

В.Б.Виноградова и Т.С.Магомадовой, он находился в это время на левом берегу Терека. См.: Виноградов В.Б., Магомадова Т.С. О времени заселения гребенскими казаками левого берега Терека. – История СССР. 1975, № 5, с. 162–163.

[5] «Новые терские воеводы». Князь В.А.Оболенский и О.М.Беклемишев (товарищ терского воеводы) сменили воеводу М.П.Волынского в 1645 г. См.: Барсуков А.П. Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII в. СПб., 1902.