№ 54
1634 г. не ранее сентября 1. – Челобитная мурзы Кельмамета Куденетовича Черкасского, поданная в Посольском приказе, с жалобой на терского стрельца Тита Васильева, подговорившего креститься ясырку с сыном, купленных мурзой Кельмаметом у терского служилого окочанина Контеши Булатова
л. 245
// Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии бьет челом холоп твой Келмаметка Черкаской[1].
Жалоба, государь, моя Терскова города на [кон]нова стрельца Григорьева приказу Юрьева на Тита Васильева. В прошлом, государь, во 142-м году после Рожества Христова купил я, холоп твой, Терсково ж города у служивова окоченина у Контеши у Булатова есырку жонку с сыном ее с татарчонком, а та, государь, жонка ему досталась на паю на дуване Козыевского погрому[2], а дал, государь, я за ту жонку с сыном у тово окоченина 50 рублев. И куп[ив], государь, ту жонку, покил[3] ее и с сыном у тово ж окоченина на время[4].
И тот, государь, стрелец Тит ту мою купленую жонку и с сыном ее у [то]во окоченина велел подговорить жонке своей татарке, а та ево жонка той моей купленой есырке сестра, и подговоря, государь, ту мою ясырку и с сыном крестил.
Милосердный государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии, пожалуй меня, холопа св[оево], вели, государь, мне на того стрельца на Тита в той моей купленой есырке и в сыне ее, что я за них дал 50 рублев, дать на Терке свой царский суд и управу. Царь государь, смилуйся!
На обороте помета: Государь пожаловал, велел ему на того стрельца дать суд и управу тотчас.
ЦГАДА, ф. Кабардинские дела,
1634, № 2, л. 245. Подлинник.
[1] Келмаметка Черкаской – мурза Кельмамет Куденетович (или Куденекович) Черкасский. См. коммент. 1, 2 к док. № 53.
[2] Казыевский (Козыевский) погром – в 1633 г,, во время русско- польской войны за Смоленск был предпринят военный поход князя П.Волконского из Астрахани против Малых Ногаев, т.е. ногайцев Казыева улуса, называвшегося по имени мурзы Казыя, который возглавлял Малые Ногаи во второй половине XVI в. В походе участвовали отряды из Терского города. См.: Новосельский А.А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII в., с. 216– 220. Очевидно, Контяша Булатов участвовал в этом походе и получил свой «пай» из числа захваченных в плен татарских ясырей.
[3] Так в тексте. Возможно, «покинул».
[4] К.К.Черкасский мог рассчитывать лишь на возвращение потраченных на приобретение ясыря денег, так как покупка крещеных татар запрещалась. См.: Русско-дагестанские отношения, док. № 48.